gototopgototop

Миофункциональные расстройства и их влияние на общее и речевое развитие ребенка

Афанасенко Наталия Егоровна – студент магистратуры Смоленского государственного университета.

Аннотация: В данной статье говорится о миофункциональных нарушениях, о том, что может поспособствовать их появлению, о последствиях, к которым они могут привести, а также представлены возможные методы лечения данных нарушений.

Ключевые слова: Миофункциональные расстройства, зубучелюстные аномалии, лечение, профилактика, вредные привычки.

Миофункциональные нарушения – это снижение или повышение нормального тонуса жевательных и мимических мышц, возникающие при нарушениях функций зубочелюстной системы (дыхания, глотания, жевания, речи).

Логопед зачастую является первым, к кому обращаются за помощью обеспокоенные родители детей с миофункциональными расстройствами. При подобных проблемах можно смело утверждать, что одним из основных этапов является корректный, а главное своевременный диагноз. По результатам которого уже можно будет судить, что является первопричиной проблемы.

Миофункциональные нарушения могут быть причиной храпа, недоразвития дыхательных путей, остановок дыхания во сне, нарушений в работе сердечно-сосудистой системы. Одну из главных позиций формирования зубочелюстного аппарата занимает миодинамическое равновесие мышц челюстно-лицевого аппарата. Нарушать это равновесие могут вредные привычки, тем самым мешая нормальному физиологическому развитию, приводя к развитию зубочелюстных аномалий [1, с.12].

Среди наиболее часто встречающихся аномалий строения полости рта, нуждающихся в коррекции в дошкольном возрасте, являются аномальные прикрепления уздечки языка, верхней и нижней губы, мелкое преддверие полости рта, сверхкомплектные зубы. Укороченную уздечку языка выявляют иногда у родителей или близких родственников детей, что можно считать семейной особенностью.

Согласно исследованиям В.П. Окушко, из 100 детей у которых имеются вредные привычки и дисфункции, у 80% имеется сужение зубных дуг, которое примерно у 50% детей осложняется дистальным положением нижней челюсти.

В целом изменение патологических оральнолицевых миофункциональных структур, оказывает влияние и на общее развитее ребенка: его осанку, походку, симетрикализацию тела, моторные возможности в целом [6, с.12].

Зафиксированные позотонические рефлексы, обуслов­ленные вредными привычка­ми, приводят к неправиль­ной позе тела, что в свою очередь способствует разви­тию зубочелюстных анома­лий. В связи с этим привычное неправильное по­ложение тела и особенно головы во время сна (сон на одном боку, с подложен­ной под щеку рукой или кистью руки, сжатой в ку­лак) способствует несиммет­ричному развитию челюстей, чаще одностороннему суже­нию зубных дуг, смещению нижней челюсти. Привычка спать на спине, запрокидывая голову назад, или со склоненной на грудь головой приводит к на­рушению роста челюстей [6,c. 113].

Поспособствовать развитию аномалий прикуса могут такие вредные привычки, как неправильная посадка за столом, партой, привычка держать голову ладонями или ,например, опираться на локоть и подбородком на руки.

Зубочелюстно-лицевые аномалии, не устраненные у детей в раннем возрасте, могут нарастать по мере взросления, привести к кариесу, заболеваниям тканей пародонта, ранней потере зубов, изменениям формы и размеров зубных рядов, нарушениям прикуса и функциям височно-нижнечелюстных суставов. Для предотвращения развития вышеперечисленных нарушений необходимо проводить ранние профилактические и лечебные мероприятия предупреждающие развитие местных и общих нарушений организма [3, с.32].

Деформации зубочелюстной системы, миофункциональные нарушения влияют и на речевую функцию: препятствуют нормальной артикуляции звуков, способствуют закреплению привычек неправильной артикуляции, ухудшают выразительность речи, на чем акцентировала внимание Н. Григоренко [4, c. 6].

В работе логопеда необходимо учитывать степень правильности произношения звуков, которая зависит от конкретной аномалии речевого аппарата. Например, при механической дислалии нередко приходится сначала корректировать аномалии в зубочелюстной системе ребенка для последующей постановки звуков.

Например, нарушения звука [p] могут быть обусловлены укороченной уздечкой языка, сужением челюстей, глубоким прикусом, нарушением подвижности кончика языка. Детям в возрасте от 3 до 5 лет эффективно подходит тренировка с применением пластинки с бусинкой, для нормализации носового дыхания. Если нет необходимости, то назначается пластика языка в возрасте от 2 до 2,5 лет [5, c.78].

Для речевой терапии детские стоматологи и ортодонты применяют специальные вестибулярные пластинки – трейнеры. Трейнеры «Infant» это мягкие силиконовые миофункциональные позиционеры, которые корректируют положение языка и способствуют нормализации мышечного баланса жевательного органа детям от 3 до 5 лет для тренировки оральной мускулатуры и правильного положения языка в молочном прикусе, а также для тренировки жевательной мускулатуры [2, с.41].

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что при лечении порой недостаточно одних традиционных способов лечения. Сейчас все чаще начинают применять вестибулярные пластинки в лечении зубочелюстных аномалий. Также стоит отметить, что многие родители не знают, что проблема неправильного прикуса может существенно повлиять на черты лица ребенка, и именно поэтому профилактика аномалий должна начинаться от рождения ребенка, поскольку прикус начинает свое формирование задолго до того момента, как у малыша появляются первые зубы. Применение этих лечебных методов в комплексе позволяет уменьшить время на коррекцию и исправление зубочелюстной патологии и формированию правильного звукопроизношения.

Список литературы

  1. Алимский А.В. Механизм прорезывания постоянных зубов и причины формирования аномалий зубочелюстной системы // Стоматология. 2000. № 3. С. 51-52
  2. Архипова Е.Ф. Профилактика произносительной стороны речи у детей с миофункциональными нарушениями // Школьный логопед. 2012. № 4-5. С. 40-47.
  3. Бакиева Н.З. Анатомо-физиологический аспект развития орального праксиса в онтогенезе (с момента рождения до 5 лет) // Дефектология. 2016. № 2. С. 69-75.
  4. Белякова Л.И. Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия. М.: Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2009. 287 с.
  5. Водолацкий В.М. Зависимость дефектов звукопроизношения от характера и степени тяжести зубочелюстной патологии в детском возрасте // Логопед. 2008. № 2. С. 28-39
  6. Чапала В.М. Соски и пустышки: правильный выбор // Логопед. 2007. № 2. С. 104-107.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail