gototopgototop

УДК 378

Обучение письменным навыкам студентов

Сыргабаева Асель Медилкановна – преподаватель кафедры Иностранного языка Международного университета Кыргызстана.

Аннотация: В статье рассматривается значение обучения письменной работе студентов. Сделаны выводы о том, что письменные работы помогают студентам проанализировать и выразить свое мнение относительно полученных знаний, самостоятельно определить свои сильные и слабые стороны. Письменные работы играют качественную роль в развитии научных работ.

Ключевые слова: Реферат, курсовая работа, образование, рефлексия, проект, преподаватель, дипломная работа, студент, этап.

Одной из основных задач обучения письменным навыкам в ВУЗе является умение научить студентов в письменном виде ясно и последовательно выражать мысли, суждения, отношение к прочитанному и полученному материалу. Студенты с первого курса выполняют письменные работы в виде диктантов, сочинений, рефератов, докладов, контрольных, курсовых и дипломных работ. Главной целью письменных работ являются углубление и закрепление знаний, которые приобретают студенты в процессе обучения, получают информацию по своим специальностям.

Несмотря на широкое применение различных письменных работ на занятиях по английскому, у студентов слабо формируются умение правильного письменного изложения мыслей. Проведенные исследования показали - некоторые студенты не умеют четко формулировать тему работы, определять ее границы, структурировать в тексте смысловые части, испытывают трудности в определении основной мысли.

Замуруева Н.А. подтверждает вышенаписанное: «Основные проблемы, которые были выявлены у студентов в процессе построения письменных текстов, следующие - прежде всего, это наличие орфографических, пунктуационных, синтаксических ошибок, несоответствие стиля изложения задачам текста, низкая степень обработки информации и ее анализа, трансформации материала, зачастую простое копирование исходного материала (лекций, художественной и публицистической литературы, Интернет-ресурсов), в то время как личное мнение студента по выбранной им проблеме отсутствует или заменяется лишь формальной оценкой той или иной проблемы» [1].

Начало курса обучения начинается со составления студентами текста по дисциплине.

Основным видом письменной работы считаются сочинение –стилизация, сочинение разных жанров, сочинение – рецензии. При обучении английскому языку, учащиеся должны написать два реферата по читаемой лекции и практике.

Рефераты делятся на следующие виды:

1. Репродкутивные рефераты:

Рефераты-конспекты;

Рефераты-резюме.

2. Продуктивные рефераты:

Рефераты-обзоры;

Рефераты-доклады.

Письменные работы в ВУЗах обязательно включают курсовые и по содержанию немного отличается от рефератов. Они пишутся на основе материалов, которые был получены в течение семестра. Курсовая работа представляет собой научную работу, в которой содержатся элементы исследования, анализа и выводы. По содержанию курсовая работа делятся на три вида:

  1. Научно-исследовательская.
  2. Отчетная.
  3. Расчетно-графическая.

Курсовая работа является основной частью дипломной работы. А дипломная работа самая важная научная работа, завершающая получение высшего образования. В отношении письменных проектов применяется «метод рецензирования». По мнению К.А Мерзлякова под методом рецензирования понимается один из современных методов, позволяющих обучать студентов письменной речи. Смысл данной методики заключается в возможности осуществления взаимного рецензировании студентами их письменных работ. Автор предлагает использовать следующие этапы при применении данной методики, позволяющей развивать уровень письменных работ: а) давать информацию студентам о структуре письменных работ; б) обсуждать со студентами методическую ценность письменной речи; в) комментировать письменные работы; г) знакомить студентов с существующими письменными работами.

Указанные методы дают возможность преподавателю эффективно организовать письменные работы студентов.

По мнению П.В. Сысоевой «…в процессе реализации языковых или культуроведческих проектов роль учителя заключается в создании методических и педагогических условий, обеспечивающих самостоятельное развитие умений обучающихся» [3]. Создание подобных условий приводят к возможности получения, извлечения, синтезирования, классифицирования, обобщения, создавать информацию. Помимо этого, у студентов легче происходит формулирование проблем и обозначение цели обучения, появляется возможность в выборе наиболее приемлемого варианта решения проблем. У обучающегося формируется способность к  проведению анализа своей учебной деятельности и ее результатов (рефлексия).

Для успешного осуществления письменной работы необходим комплексный подход к ее организации по всем формам аудиторной работы, обеспечение контроля за качеством выполнения. Сегодня, учитывая интенсивно возрастающий объем информации, преподаватель должен не просто проверять письменные работы студентов, а создавать условия для саморазвития обучаемых, помогать им приобретать знания самостоятельно.

Успешно спланированная, организованная и контролируемая письменная работа студентов с применением новых информационных технологий имеет огромное образовательное и научное значение.

Чрезвычайно важно, чтобы студенты могли, применяя иноязычную письменную речь, проанализировать и выразить свое мнение об уровне, результативности полученных знаний при обучении различными дисциплинами. Самостоятельное определение своих сильных и слабых сторон играет важную роль для дальнейшего обучения и самообучения студентов. Рефлексия позволит им опираться на сильные стороны, а в дальнейшем прорабатывать и совершенствовать свои слабые стороны.

Как ранее было указано - цель письменных работ студентов выражается не только закреплении, расширении и углублении получаемых знаний, умений и навыков, но также позволяет проводить самостоятельное изучение и усвоение материала. Среди направлений качественного развития письменных работ можно выделить возможность использования новых информационных технологий: богатая библиотека, электронные книги, компьютерные классы и инновационные методы обучения.

В заключении мы пришли к выводу, что письменные работы помогают студентам анализировать и выражать свое мнение в отношении полученных знаний, самостоятельно определять свои сильные и слабые стороны. Письменные работы играют важную роль в развитии научных работ.

Список литературы

  1. Замуруева Н.А. Совершенствование умений и навыков письменной речи студентов нефилиологических специальностей. Орел. 2008. 34 с.
  2. Мерзляков К.А. Этапы обучения письменной речи студентов на основе метода рецензирования // Вестник ТГУ. 2016. №5-6. С. 31-38.
  3. Сысоев П.В. Индивидуальная траектория обучения: что это такое? // Иностранные языки в школе. 2014. № 3. С. 2-12.
  4. Титова С.В. Ресурсы и службы Интернета в преподавании иностранных языков. М., 2003. 269 с.
  5. Сысоев П.В. Информационные и коммуникационные технологии в лингвистическом образовании. М., 2013. 264 с.
  6. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2000. № 2. С. 37-45.
  7. Сафонова В.В., Сысоев П.В. Английский язык. Элективные курсы. Культуроведение Великобритании. Культуроведение США. 10-11 классы. М., 2007.
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail