УДК 811.111.11

Коммуникативные методики изучения английского языка в вузе

Cапынова Айзура Нурбековна – старший преподаватель кафедры Филологического и социально-экономического образования Кыргызского национального университета им. Жусупа Баласагына.

Аннотация: В данной научной статье рассматривается эффективность коммуникативных методик, применяемых в изучении английского языка. Было выявлено, что коммуникативная методика имеет множество преимуществ: помогает быстро усвоить иностранный язык для общения и активно использовать речевой материал, развивает не только навыки владения языком и грамматическим материалом, но и расширяет знания о культуре, традициях, нравах страны, а также позволяет провести сравнительную параллель между иностранным и родным языками.

Ключевые слова: Коммуникация, язык, культура, методика обучения, словарный запас, коммуникативный подход, грамматика.

Известно, что самый распространенный подход, который используется при обучении иностранному языку в ВУЗе – коммуникативный. Практика показала, что данная методика помогает студентам быстро и качественно усвоить разговорный иностранный язык, а также всесторонне развивает студентов.

Отметим, что сначала появился сопоставительный метод обучения иностранным языкам, при котором иностранный язык изучался в сравнении с родным.  Над разработкой сопоставительного метода трудились такие ученые, как Л.В. Щерба и другие. В 70-е годы появляется коммуникативная методика преподавания иностранных языков, которая до сих пор считается одним из самых эффективных способов обучения иностранному языку.

Коммуникативная методика выдвигает положение, что общению следует обучать только через общение т.е. общение является главным источником воспитания, познания и развития. Таким образом, можно прийти к выводу, что коммуникативная методика помогает быстро освоить иностранный язык для общения, а также позволяет студентам не только овладеть языком и грамматическим материалом, но и культурой, традициями, нравами страны, язык которой они изучают.

Коммуникативная методика имеет еще одно преимущество: с первого урока общение в группе проводится только на изучаемом языке. Этот метод делает урок более насыщенным т.к. каждый студент постоянно вовлечен в работу и имеет больше возможности для практики. Студенты избавляются от скованности, которая может появиться при выступлении перед аудиторией. Преподаватель имеет возможность контролировать речь каждого студента: вовремя поправить, обратить внимание на их ошибки, дать рекомендации. Кроме работы в парах, есть и ролевые игры на изучаемом языке. Они значительно увеличивают эффективность обучения иностранному языку. Коммуникативный подход предполагает проведение занятий полностью на изучаемом языке, без использования родного языка-посредника. Чтобы выучить иностранный язык, нужно научиться думать на нем, мысленно переводя слова с родного на изучаемый.

Коммуникативная методика включает в себя жесты, мимику, которые являются фактором запоминания нового материала. С увеличением словарного запаса студентов, увеличивается и объем лексики, используемый на уроке преподавателем. Таким образом, иностранный язык изучается без зубрежки. Цель этого подхода научить студентов качественно использовать знания и навыки, которыми они владеют в данный момент путем постоянного живого общения, в котором студент использует весь имеющийся словарный запас. Чем больше самостоятельности проявляет студент, тем эффективнее усваивается материал.

Итак, коммуникативная методика имеет множество положительных сторон, которые должны активно использоваться при работе со студентами.  Педагог участвует в формировании личности обучаемого через взаимосвязь и развитие всех видов деятельности, а именно говорения, аудирования, чтения, письма и т.д. Общение между преподавателем и студентом должно происходить таким образом, чтобы учащиеся постепенно овладели речевым материалом.

Так, представитель коммуникативного метода обучения Е.И. Пассов считал, что при применении метода коммуникативной обучение должно быть организовано так, чтобы по основным своим качествам, чертам оно было подобно процессу общения [4, с. 223].

Главной чертой коммуникативного метода, направленной на развитие устного общения, является то, что в ней речевая деятельность рассматривается в социальном контексте с учетом темы разговора, отношений между партнерами по общению, места и времени действия, учета предварительных знаний о своем собеседнике, что способствует приближению процесса обучения к реальной жизни.

Большое значение для успешного использования коммуникативного метода имеет то, насколько удачно преподаватель сможет подготовить студентов к разной форме занятий. Связи с этим мы ссылаемся на следующие рекомендации Л.Шиффлера:

  1. Необходимо создать обстановку, которая освободит студентов от страха перед публичным высказыванием;
  2. Преподавателю следует принимать участие в подготовке урока, на котором он должен идентифицировать себя со студентами;
  3. Поведение преподавателя должно быть предельно корректным и выдержанным в любой, в том числе конфликтной ситуации;
  4. Преподаватель должен показать обучающимся, что он их ценит и уважает не только на словах, но и давая индивидуальные задания, доверяя им самостоятельную организацию и проведение тех или иных форм коммуникации;
  5. Следует интересно и разнообразно организовать работу на уроке.

Мы считаем, что использование данных правил способствует улучшению отношений между студентами и преподавателем, поскольку появляются условия для создания творческой обстановки и поддержания живого интереса; увеличивается время для речевой практики, студенты больше и чаще, по сравнению с другими формами обучения, высказывают собственное мнение, создаются большие возможности для расширения кругозора студентов, путем знакомства с историей, культурой, традициями и персоналами стран английского языка.

Филологи Бектурова А.Т, Абдукаримова З.Б. придают большое значение коммуникативным играм. Они уверены, что для успешного проведения любой коммуникативной игры необходимо правильно отобрать материал и провести тщательную методическую подготовку. Коммуникативные игры обучают общению в форме репродуктивно – продуктивных упражнений. Они ситуативно обусловлены и связаны с реализацией одного-двух речевых намерений. Наличие ролей в этих играх необязательно, хотя они и не исключается. Чаще всего используются воображаемые ситуации, которые в англоязычной методической литературе принято называть симуляциями [1, с. 270].

Чем больше общаются студенты, тем эффективнее усваивается материал. Общение между преподавателем и студентом должно строиться таким образом, чтобы учащиеся постепенно овладевали речевым материалом.

Несмотря на отсутствие новизны коммуникативных подход, на сегодняшний день, является одним из самых эффективных способов обучения английскому языку. Таким образом, мы можем с уверенностью заявить, что коммуникативная методика обучения английскому языку подходит абсолютно всем, а особенно ее оценят по достоинству те, кто уже имел опыт изучения языка по устаревшим учебникам [6].

Список литературы

  1. Бектурова А.Т, Абдукаримова З.Б. Развитие диалогической речи посредством коммуникативных игр. Вестник. Выпуск 4, Серия 5, 2010. 270 стр).
  2. Королев С. И. Проблема коммуникативно-мыслительных упражнений // Коммуникативные упражнения для обучения иностранным языкам в школе и вузе: Материалы к симпозиуму, 7-9 дек. — Минск, 1967. — 43с.
  3. Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения ИЯ. // Иностранные языки в школе, № 4, 2000.
  4. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е. И. Пассов — М.: Просвещение, 1991. — 223 с.
  5. Павловская И. Ю. Методика преподавания иностранных языков (курс лекций на английском языке): Обзор современных методик преподавания — 2-е изд., исп. и доп. — СПБ.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2003.
  6. Что такое коммуникативная методика и почему она эффективна // Онлайн-школа английского «Инглекс» [Электронный ресурс]. – URL: https://englex.ru/what-is-communicative-approach.

Интересная статья? Поделись ей с другими: