Принципы патриотического воспитания школьников посредством художественной литературы

Таирова Калбубу Акматжановна – старший преподаватель кафедры Педагогики и психологии Бишкекского гуманитарного университета  им. К. Карасаева.

Аннотация: В статье анализируются принципы патриотического воспитания школьников посредством художественной литературы. При воспитании патриотизму учащейся молодежи нельзя ничем заменить развивающие свойства художественной литературы как познание Родины, зарождение любви к ней. Переживание детьми эмоционально-нравственных размышлений о Родине – начало их правильного воспитания. Патриотическое воспитание посредством художественной литературы в своей основе в педагогической науке издавна  можно рассматривать как превращение в реальность парадигм о воспитывающем обучении, реализации воспитательного потенциала обучения, существовавшего в качестве основного методологического руководства.

Ключевые слова: Патриотическое воспитание, художественная литература, учащийся, урок литературы, процесс обучения, воспитывающее обучение, принципы воспитания.

Настоящее и будущее любого общества и государства, духовно-нравственное благополучие народа измеряется желанием этого общества бережно сохранять культурные ценности, исторические и культурные традиции, составляющие фундамент этого общества, развивать устоявшиеся традиции общественной жизни. В своей основе этот аспект общественных отношений является одним из стержневых направлений формирования у учащейся молодежи взглядов, убеждений о Родине и патриотизме, поведенческой деятельности. Одним из самых действенных средств формирования у учащейся молодежи таких качеств – это художественные литературные произведения. Поэтому при воспитании патриотизму учащейся молодежи нельзя ничем заменить развивающие свойства художественной литературы как познание Родины, зарождение любви к ней. Как отмечает А.Алимбеков, «Художественная литература наряду с развитием в контексте жизни, где формируются понятия детей об образе народа, родной земли, заставляет их переживать различное состояние, думая о народе и Родине, иногда печалиться, иногда радоваться, иногда гордиться. Переживание детьми эмоционально-нравственного состояния о Родине является показателем правильного воспитания». [1, 31]

Художественная литература занимает в жизни школьника особое место, поскольку именно книга остается наиболее доступным средством патриотического развития личности. Приобщение ребенка к книге позволяет заложить базовую основу его общей культуры и потому рассматривается как одна из основных задач художественно-эстетического воспитания школьника [5, с.17].

Именно литература выступает на школьном этапе как эффективное средство патриотического развития ребенка, помогает ребенку быстро и заинтересованно познавать окружающий мир, впитывать и проживать огромное количество впечатлений, учит перенимать нормы поведения окружающих, подражать, в том числе и героям книг.

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции. Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность ребенка, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.

Д.С.Лихачев отмечал: «Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание - понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом делает вас мудрыми» [4, с.52].

Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребенок к нему подготовлен.

Литература, по словам Е.А. Флериной, расширяет кругозор школьника, развивает его восприятие, мышление, память, воображение и творчество, является средством формирования личности ребенка, оказывая сильное морально-идейное воздействие, объединяет детский коллектив.

При чтении художественной и учебной литературы школьник постоянно оказывается необходимым воссоздавать при помощи фантазии то, о чем говорится в этих книгах, картах, рассказах. Любой читатель или слушатель должен обладать достаточно развитым воссоздающим воображением, чтобы увидеть и почувствовать то, что хотел передать и выразить художник, писатель, рассказчик. Слушая рассказ, сказку, ребенок живо представляет их персонажей, и они кажутся ему абсолютно реальными, он верит в то, что они реально существуют.

Значение художественной литературы в воспитании патриотических качеств велико. Это формирование: доброжелательности, отзывчивости, чувство сострадания любви, внимания и уважения. Книга формирует эмоциональную сферу человека, являясь собеседником, советчиком в его делах, помощником в решении проблем.

В.А. Сухомлинский говорил: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг». Воспитать у каждого ребёнка интерес к чтению, научить его бережно относиться к книге - одна из задач, которую решает школа. [3, с.56].

Важную роль в формировании патриотических суждений и оценок у детей играет художественная литература. Исследования А.В. Запорожца, которые были посвящены изучению восприятия школьниками сказки, позволили выделить следующие особенности. Ребенка не удовлетворяют неопределенные ситуации, когда неизвестно, кто хороший, а кто плохой. Дети сразу же стремятся выделить положительных героев и безоговорочно принимают их позиции. А по отношению ко всем, кто препятствует осуществлению их замыслов, становятся в резко отрицательное отношение. При слушании литературного произведения школьник занимает позицию «внутри него». Он стремится подражать любимым героям. Так возникают механизмы патриотической идентификации, внутреннее действие в воображаемом плане, обогащается личный опыт ребенка, ведь он активно переживает события, в которых не участвовал. В 5-6 лет формируются понятия «плохо», «хорошо». Тогда и возникает оценка героя на основе содержания его поступков. Ребенок проникает во взаимодействие персонажей и учитывает не только то, кто выполнил действие, но и на кого оно направлено. После 6 лет с развитием сопереживания и содействия герою возникает патриотическая аргументация.

Превращение литературы в мощное воспитательное средство требует тщательного и полного учета ее разностороннего детерминанта. В этой связи содержательные и процессуальные проблемы патриотического воспитания посредством художественной литературы требует руководствоваться следующими принципами.

Наш опыт процесса патриотического воспитания посредством художественной литературы показал, что он реализуется на основе следующих принципов: системно-деятельностный подход, опора на образцы патриотизма художественных персонажей; практика общественной жизни, сочетание с особенностями социума, в котором живет ребенок; личностно ориентированный подход; сознательность и активность в освоении патриотических ценностей.

1. Системно-деятельностный подход требует осознанного понимания во взаимосвязи и единстве друг с другом явлений, связанных с воспитанием.

Системообразующий элемент этой цели, структура патриотического воспитания состоит из действий и операций; в качестве функциональных элементов можно рассматривать такие операции как -мотив, потребность, цель, результат, проверка, коррекция; педагогические основы условий деятельности; ориентиры в различной деятельности в деле патриотического воспитания, планирование, исполнение, контроль (по А.Н. Леонтьеву).

2. Опора на образцы патриотизма литературных персонажей.

В жизни понятия «образец», «быть примером» в основном используются в контексте воспитания. Глубинное значение их многогранно: 1. Какой-либо факт или ситуация, приведенная для подтверждения чего-нибудь. 2. Достойный образец для подражания. Так как в природе примерного человека имеется издавна сформировавшаяся природная особенность. Как говорят в народе, «Чем тысячи раз услвшать, лучше один раз увидеть», человек спешит увидеть истину один раз чем тысячи раз услышать. Поэтому человек, начиная уже с рождения нуждается в том, чтобы брать кого-то в пример. Он стремится брать пример в своем поведении, становлении характера, изучении языка со взрослых и окружающих. Например, малыш, начиная понимать что-то, старается подрожать действиям, поведению родителей или братьев и сестер. [9, с.76].

3. Организация патриотического воспитания в соответствии с практикой современной общественной жизни, особенностями социума, в котором живёт ребёнок.

Социально-воспитательная среда – это многослойное и разностороннее пространство, направленное на обеспечение формирования личности. В него входят наряду с образовательными организациями, ещё и все социальные институты, образующие различные сферы воздействия. Возможности среды в его разнонаправленных векторах. Они беспрерывно расширяются и дополняются социумом. Когда мы говорим о социальных воспитательных возможностях среды, мы понимает их как набор ориентиров эффективного воспитания детей патриотизму.

Таким образом, патриотическое воспитание посредством произведений кыргызских писателей не может сразу реализоваться путем раскрытия идейного содержания художественного произведения, или литературного анализа персонажей.

4. Личностно ориентированный подход основывается на мнении, что каждый ребенок имеет неповторимую природу, индивидуальность. Здесь учащиеся класса не «коллективный субъект», а у каждого есть свои индивидуальные особенности, каждый воспринимается как отдельная личность, требующего к себе особого подхода в соответствии со своим личностным опытом. В личностно ориентированном подходе ученик должен восприниматься как субъект патриотического воспитания, центр Родины, завтрашний хозяин.В рамках такой парадигмы учитель с уважением относится к мнению каждого ученика, руководствуясь истиной, что будущее Родины зависит не от всего народа, а от субъективного отношения к Родине каждой личности. Патриотическое воспитание не должно оставаться в рамках намеченных только целей, необходимо также тщательно обдумать организацию через него как развивать субьективный опыт ученика.

5. Принцип активности и сознательности в освоении патриотических ценностей литературных произведений.

Руководствуясь педагогически этим принципом, требуется, чтобы учитель в воспитательном процессе не подавлял, а искренне поддерживал самостоятельность и инициативность детей. Учитель и родители имеют богатый жизненный опыт, они кроме руководства воспитательным процессом, должны поддерживать различные инициативы и стремление детей к самостоятельности, обучая их с помощью своего богатого опыта.

В патриотическом воспитании в педагогическом процессе необходимо придавать особое значение методам, способствующим созданию благоприятной эмоциональной атмосферы, повышению самостоятельной активности учащихся.

Как видно из вышеуказанных материалов, множество принципов патриотического воспитания посредством произведений кыргызских писателей, издавна известны в педагогической науке, и влияют как направления принципов воспитания через обучение. [7, с.48].

Таким образом, принципы патриотического воспитания школьников посредством художественной литературы состоят из синтеза методических правил и положений, сформировавшихся в методике обучения и теории воспитания. Это обстоятельство требует от учителя литературы вдвойне педагогической компетентности.

Список литературы

  1. Алимбеков А. Уроки языка и литературы как источник этнопедагогических знаний // Эл агартуу. – Б., 2007. – №1-2. – с. 31-36.
  2. Айдарова М.Д. Педагогические основы формирования профессионально-личностных качеств будущих учителей начальных классов [Текст]: автореферат дисс. канд пед. наук. Бишкек, 2012.-25 с.
  3. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л.С. Выготский. СПб: Союз, 1997. -234 с.
  4. Леонтьев, А.Н. Проблема развития психики [Текст] / А.Н. Леонтьев. – М.: МГУ, 1972. – 575 с.
  5. Момуналиев С. Педагогико-методические основы обучения лирическим произведениям в средней школе с кыргызским языком обучения [Текст]: дисс. докт. пед. наук. Б., 2011- 46 с.
  6. Муратов А Литература – урок нравственности [Текст ] А. Муратов. –Б.:Мектеп, 1993. -142 с.
  7. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика // Избранные сочинения в 3-х томах.- М., 1981, 196 с., с.121
  8. Тулькибаева, Н.Н. Педагогика: взаимосвязь науки и практики в условиях модернизации образования [Текст]: монография / Н.Н. Тулькибаева, З.М. Большакова. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2008. – 162 с.
  9. Ушинский, К.Д Педагогические сочинения в 6 томах [Текст] / К.Д.Ушинский. – М.: Педагогика, 1988. – Т. 1. – С. 75-85.