gototopgototop

Некоторые способы активизации процесса патриотического воспитания школьников на уроках литературы

Таирова Калбубу Акматжановна – старший преподаватель кафедры Педагогики и психологии Бишкекского гуманитарного университета им. К. Карасаева.

Аннотация: Эффективность процесса патриотического воспитания школьников на уроке литературы зависит от использованных на уроке и вне урока технологий. Следует шире и систематически применять наряду с интерактивными методами и другие методы в воспитательном и образовательном процессе. Разнообразие методов и их целенаправленное использование дают возможность для формирования у учащихся патриотических качеств, а также повышения способности самостоятельного мышления, достижения эффективных результатов в воспитательной деятельности в целом.

Ключевые слова: Художественное произведение, процесс патриотического воспитания, традиционные, интерактивные технологии.

В процессе патриотического воспитания школьников посредством художественных произведений особое значение имеет выражение ими своего мнения, пропустив через свое сознание неизменные личностные принципы о Родине личностей, описанных в том или другом произведении. Без этого не может быть и речи о прочной вере и неизменной убежденности. Для достижения этой цели особенно важно уметь учителям гибко применять метод опроса (вопросов-ответов).

Живой обмен мнениями между учителем и учениками на уроке является надежным методом корректировки гражданских, патриотических позиций. Но, как показывают наши многолетние наблюдения, многие учителя, считая умение задавать вопросы очень легким делом, не придают большого значения предварительной подготовке вопросов. Вопросы-ответы – это в своей основе метод, содержащий беседу учителя с учениками в образовательном и воспитательном процессе. [1, 43]

Вопросы, используемые в воспитательном процессе, многогранны. Разные вопросы направляют учащихся на различные действия.

Простые вопросы.Простые вопросы, в основном, составляются в целях проверки понимания учащимся информации. С помощью вопросов данного типауточняются и корректируются у учащихся их понятия о патриотических идеях в художественных произведениях. Если учащийся знает стержневые мотивы произведения о народе, земле, Родине, то сможет без затруднения ответить на заданный вопрос.

Н: Творчеству какого поэта принадлежат следующие строки патриотического характера?

Ты человек вместе с народом,

Ты плохой, когда один.

Ты высоко вместе с народом,

Ты дикарь, когда один.

Уточняющие вопросы. Уточняющие вопросы задаются в целях уточнения какого-либо вопроса в рассматриваемом произведении. Н.: Барпы Алыкулов своем назидательном стихотворении «Перспективный джигит (Болооржигит) и Непутевый джигит (Болбосжигит)» пишет: «Эси жок жигит жол тапсын (Пусть глупый джигит найдет выход), Эки ооз ушул термеден (Из двух строчек этого стиха)». Действительно, можно ли найти образец в перспективном джигите («Болоор жигит») и Непутевом джигите («Болбос жигиттен»)? Какие качества, описывающие особенности джигита-патриота, восхваляются в данном произведении? Какие качества, созвучные со взглядами народа, характеризуются в строчках акына? Если эти качества совпадают с мнением народа о патриотической личности, то приведите примеры из эквивалентных этому пословиц? [4, 95]

Ориентирующие вопросы.Ориентирующие вопрос задаются для того, чтобы помочь или способствовать решению какой-либо проблемы. В произведении Б.Жакиева «Судьба отца (Атанын тагдыры)» старик Акылбек не может строго обходиться со своим внуком Жеңишбеком, сердце не позволяет ему этого делать, так как Жеңишбек– единственный потомок его сына.

Учителю Шаршеке он говорит об этом:«…Поистине я понимаю… Сожалею, что он не может, как другие дети, но, и идти против воли Жеңишбека не могу…», когда думает, что он может уехать к родителям, не знает, как поступить, что делать. В чем причина того, что Акылбек попал в такую ситуацию? Где находятся родители Жеңишбека?и др.

Вопросы, наталкивающие на мысли. Эти вопросы заставляют учащегося мыслить, развивая у него навыки размышления над поставленной задачей и ее решения. Н: Какие чувства, стремления наших предков содержатся в следующих строках из повести Ч. Айтматова «Белый пароход (Аккеме)»?

Энесай, есть ли река, раздольная как ты,

Энесай, есть ли земля благодатная как ты?

Энесай, есть ли такие мучения как ты?

Энесай, есть ли священные заветы как ты? -

Запутывающие вопросы. Вопросы данного типа тренируют учащихся быстро находить ответы на вопросы, определять и различать, какие вопросы правильные, а какие вопросы неправильные. Н.: по драме Ж. Садыкова“Семетей – сын Манаса” (7класс) Семетея к скачкам наТайтору готовит Бакай? Как оценивают эти действия Бакая Каныкей и Ысмайыл? и др.

Поясняющие вопросы. Поясняющие вопросы начинаются словом «почему? и здесь стоит задача объяснения проблемы. Н.: ПочемуКулчоро, когда находился в рабстве, терпеливо переживает все тяготы и мучения? С чем связаны его вера в светлое будущее, его надежды? и др.

Творческие вопросы.Такие вопросы требуют от отвечающего творческой работы. Н.: В части «Разговор каменных могил (Ташкүмбөздөрсүйлөйт)» из романа «Синий стяг (Көкасаба)» Т.Сыдыкбекова.

Оценивающие вопросы. Такие вопросы направлены на формирование у учащихся навыков оценивания фактов и событий, отражающихся в произведении, образцов патриотических героев. Н.: Как можно понять и оценить решение героя Кубата в поэме ТемиркулаУметалиева «Кубат» «Чем живым сдаться в руки врага, Лучше умереть и попробовать горький вкус смерти»?

Практические вопросы. Если вопрос направлен на определение взаимосвязи между теорией и практикой, то это будет практическим вопросом. Н.: Если Вы были бы на месте Айчурек, вы простили бы злодеяния Канчоро иЧачыкей?,Если бы Вы были на месте Карадоо, вы обратили бы всё ваше сознание на сохранение дружеского уговора в честь давно погибшего друга? и др. Как видно выше, здесь процесс обучения ведется в форме получения ответа на данные выше вопросы, призыва к размышлению учащихся. [3, 25]

А в старших классах обязательное сопровождение рассказа о драме проблемными вопросами улучшает качество урока. В ходе экспериментального урока, могут быть заданы вопросы типа: Почему Жаныл, несмотря на то, что богатырь Түлкү нравится ей, и она хотела бы связать с ним жизнь, всё равно убивает его? Почему сама убив его, она идет на могилу к нему помянуть его?

Подготовка вопросов для учащихся позволяет организовывать на уроке и во внеурочной воспитательной среде обсуждения, диспуты. Суть этого метода

– учащийся учится защищать свою позицию путем учебной дискуссии, где обсуждаются взгляды и мысли по патриотическому контексту в содержании того или другого художественного произведения.

Приведем различные друг от друга два примера применения метода диспута в целях патриотического воспитания школьников на уроке литературы.

Первый пример: групповое обсуждение по поэме А.Чоробаева «Тайлак баатыр». Цель: внутренний анализ качества героизма, великодушия, жизни патриотичной личности у учащихся, обсуждение своей позиции, осознание и анализ своих ценностных отношений к Родине, определение перспективных направлений.

Эта работа будет эффективной только при условии, если она будет осуществляться на основе следующих правил.

  1. Учащиеся самостоятельно пишут в тетрадях ответ на вопрос «Кем был Тайлак баатыр?»
  2. Разделятся на 4 группы путем расчета на 1,2,3,4. Получат ресурсы.
  3. Ученики в группе читают отрывок из поэмы, представляя в виде рисунка, схемы, кластера, творчески отражают его.
  4. Группы вывешивают свои работы на доске или стене, презентуют всему классу.
  5. Весь класс анализирует и обсуждает.

Этот вид деятельности расширяет кругозор учащихся, и они понимают, что обеспечение благоприятными условиями жизнедеятельности для благоденствия народа и его мирной жизни является обязанностью каждого человека. [2, 87]

В практике работы учителей в повышение воспитательного воздействия произведений на тему защиты Родины свое особое влияние оказал также метод «дополнения предложений». Здесь учитель читает вторую часть стихотворения, а первую часть задает ученику.

Обратимся к некоторым примерам.

Вставьте пропущенные строки в стихотворении Дж. Боконбаева “Прощай, Ала-Тоо, сын твой уходит на фронт”(“Кош, Ала Тоо уулуң кетти майданга”):

При патриотическом воспитании школьников посредством художественных произведений, можно эффективно и с пользой использовать все традиционные и интерактивные методы и приемы обучения.

Список литературы

  1. Открытая школа. Модель фрагментов уроков по предметам “Кыргызский язык” и “Литература” (5-6-е классы), Бишкек – 2007.
  2. Алымов Б. Методика обучения кыргызской советской литературе. IIкнига. Ф.: Мектеп, 1991.
  3. Алымов Б., Муратов А. Кыргызская литература. Учебник-хрестоматия для 7 класса средней школы. 1-издание. – Б.: Педагогика, 2000.
  4. Мамбеталиев А. Некоторые вопросы повышения эффективности в школах уроков литературы.– Ф.: Мектеп, 1982.
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail