gototopgototop

Развитие координационных способностей у школьников 10-11 лет в процессе дополнительного образования (секции по гандбол)

Хоанг Конг Минь – преподаватель Винского педагогического технического университета.

Аннотация: В статье рассматриваются особенности формирования координационных способностей у детей младшего школьного возраста. Проведенное исследование показывает, что современные дети данного возраста имеют средний уровень развития координационных способностей. Авторы доказывают, что необходимым условием развития координационных способностей личности являются активные игры, такие как гандбол.

Ключевые слова: Физическое воспитание младших школьников, координационные способности, педагогическое тестирование, гандбол.

Введение. Младший школьный возраст является благоприятным для развития физических качеств, включая координационные способности, развитие которых стимулирует возбуждение, торможение, подвижность и силу психических процессов, их уравновешенность [6].

Координационные способности являются одним из условий успешности управления двигательными действиями разной координационной сложности, что предполагает их развитие у учеников начальной школы в качестве приоритетной задачи физической подготовки. Это делает актуальным поиск средств развития координационных способностей у младших школьников.

Координация и координационные способности «есть способность двигательно выйти из любого положения, т.е. способность справиться с любой возникшей двигательной задачей:

А) правильно (адекватно и точно);

Б) быстро (скоро и споро);

В) рационально (целесообразно и экономично) и находчиво (изворотливо и инициативно)» [1, с. 43].

Координационные способности, как отмечают исследователи, зависят от

быстроты и пластичности психических процессов, так как координация – это

показатель скорости реакции нервной системы на внешний раздражитель. В координации проявляется способность точно оценить и выполнить движение с учетом его пространственных, временных и силовых характеристик. Одним из проявлений координационных способностей является также умение сохранять равновесие тела в движении и статическом положении [2, с. 32].

Классификация координационных способностей предполагает выделение определенных видов координации [2, с. 35]:

  • координация позы и движения;
  • координация действий – это координация и координационные способности, которые зависят от пластичности мышления и проявляются в быстроте и правильности принятия решений во время занятий;
  • координация в играх и упражнениях с предметами;
  • согласованная координация – которая проявляется при взаимодействии нескольких детей при выполнении упражнения;
  • командная координация – которая проявляется у ребенка при ведении совместных с другими детьми действий, которые уже подразумевают наличие первоначальных тактических решений.

Значительный вклад в изучение координационных способностей внес

В.И. Лях [4], который выделял общие и специальные координационные способности. К специальным двигательно-координационным способностям В.И. Лях [4] относит группы целостных целенаправленных двигательных действий, однородных по психофизиологическим механизмам.

В младшем школьном возрасте при обучении движениям детей надо постепенно подводить к умению видеть, мышечно ощущать отдельные части, качества движений (направление, амплитуду, темп, ритм и т.п.) и выражать это

словесно, что способствует развитию координации движений [2, с. 39].

Как указывают исследователи, при организации занятий по развитию координационных способностей детям в первую очередь необходимо усложнение первичной ситуации, которая активизирует их психические процессы по обработке входящей информации [3]. Это может быть и необычное исходное положение в начале выполнения упражнения, и быстрая смена движений, и резкое изменение движения в сочетании с их разнообразием, и изменение способа выполнения упражнения, и совместные действия [4, с. 9].

Исследователи относят к числу идеальных упражнений по развитию координационных способностей упражнения и игры с мячом. В младшем школьном возрасте дети осваивают различные игры, но наименее сложным среди них является пионербол, который требует как слаженных командных действий, так и выполнения разнообразных движений и действий с мячом, носящих случайный характер и меняющихся в ходе игры.

Цель исследования состоит в разработке методики развития координационных способностей посредством игры в гандбол .

Методы и организация исследования. Согласно выбранной цели было

проведено констатирующее исследование координационных способностей у детей 10–11 лет, в школе . В экспериментальной части исследования приняли участие 15 школьников, посещавших секцию по пионерболу в течение 2017/2018 учебного года и составивших экспериментальную группу (ЭГ), и 15 детей, посещавших группу по общей физической подготовке и составивших контрольную группу (КГ). Занятия по физкультуре ЭГ и КГ проводились по одной и той же программе.

Показатели физического развития участников эксперимента представлены в табл. 1. Показатели соответствуют возрастным нормам физического развития детей указанного возраста

Таблица 1. Показатели физического развития детей.

Показатели

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Рост стоя, см

144,1 ± 0,6

143,2 ± 1,9

Вес, кг

39,4 ± 0,8

38,7 ± 0,8

При сравнении показателей не выявлено достоверных различий в показателях физического развития детей КГ и ЭГ.

Для оценки уровня развития координационных способностей было проведено педагогическое тестирование, включающее в себя следующие тестовые задания:

  • Тест 1 «Броски волейбольного мяча в цель». И.п. – стать лицом по направлению броска, левая нога (при броске правой рукой) впереди, правая сзади на носке, правая рука впереди, мяч на уровне головы; далее проводится то же испытание, но с другой рукой. Мишень установлена на расстоянии 5–6 м. Каждому ученику предоставляется 5 попыток правой и 5 левой рукой – всего 10 попыток. В зачет идут все попадания: мальчики: из 10 попыток – 6–5–4 раза, девочки – 5–4–3 раза, что соответствует оценкам 5, 4, 3.
  • Тест 2 «Подброс волейбольного мяча с дальнейшим разворотом ученика на 360° и ловлей его». И.п. – основная стойка, руки с мячом опущены (до уровня пояса). Ребенок подбрасывает над головой мяч, подпрыгивает, в прыжке поворачивается вокруг своей оси и ловит падающий мяч. Каждому ученику предоставляется 5 попыток. В зачет идет полностью выполненное упражнение: мальчики и девочки – 5–4–3 раза удачной ловли мяча из 5 попыток, что соответствует оценкам 5, 4, 3.

В конце учебного года проводилось повторное тестирование по описанным методикам контроля в контрольной и экспериментальной группах с целью выявления влияния гандбол на развитие координационных способностей. Для оценки достоверности различий использовался критерий Вилкоксона.

Результаты исследования. В ходе первоначального тестирования координационных способностей детей были получены результаты, представленные на рис. 1.

Рисунок 1. Процентное распределение участников КГ и ЭГ в зависимости от числа попаданий мяча в цель при выполнении теста 1.

В экспериментальной группе 6 раз в цель попал только один ребенок, трое детей попали по 5 раз, шестеро членов группы – 4 раза и трое – 4 раза. В контрольной группе аналогичные показатели распределились несколько иначе: один ребенок поразил мишень 6 раз, 5 раз в цель попали четыре ребенка, 4 раза в цель попали пять ребят и трое детей поразили мишень по 3 раза. Процентное соотношение распределения детей в зависимости от числа попаданий представлено на рис. 1. На начальном этапе исследования оказалось, что большинство детей обеих групп (73,3%) попадают в цель 3–4 раза, что говорит о средней степени развития координационных способностей.

Результаты оценки координационных способностей по тесту 2 представлены на рис. 2. Оказалось, что распределение результатов совпадает в КГ и ЭГ, а именно: по 5 раз ловят трое ребят, по 4 раза – четверо ребят, по 3 раза – шестеро ребят и по 2 раза – двое ребят. Соответственно, только пятая часть обследованных детей могут выполнить данное упражнение на определение степени развития координационных способностей, у остальных детей координация развита на среднем уровне и нуждается в развитии.

Рисунок 2. Количеств успешных попыток ловли мяча в тесте 2 у ребят ЭГ и КГ.

Ребята экспериментальной группы занимались по программе курса «Гандбол» для детей 10–11 лет, которая рассчитана на один год и предусматривает 3-разовые занятия в неделю по 1 ч при общем объеме 108 ч. Программа включает в себя теоретическую и практическую части. В теоретической части рассматриваются вопросы техники и тактики игры в пионербол. В практической части изучаются технические приемы и тактические комбинации, а также упражнения специальной физической подготовки детей. На занятиях с учащимися целесообразно акцентировать внимание на комбинированные упражнения и учебно-тренировочные игры, поэтому на эти разделы программы отводится большее количество часов. Формой подведения итогов реализации программы является участие учащихся в соревнованиях по гандболу .

Содержание экспериментальной методики опиралось на специфические принципы спортивной тренировки: постепенное увеличение тренировочной нагрузки, сочетание общей и специальной физической подготовки, направленность к высшим достижениям, углубленная специализация, непрерывность тренировочного процесса, волнообразность и вариативность нагрузки, цикличность подготовки спортсменов, взаимосвязь соревновательной и тренировочной деятельности.

В процессе экспериментальной работы упражнения с различными мячами включались в определенной последовательности в два этапа.

На первом этапе выполнялись упражнения, приближенно подобранные к структуре «школы мяча»:

  1. сначала осваивались упражнения в метании мячей в прямом направлении (прямо вверх, прямо вниз, прямо вперед, прямо назад (через верх – выполняется в парах));
  2. затем выполнялись упражнения в метании мячей в косом направлении: под углом вверх-вперед с отскоком от стены, под углом вперед-вниз с отскоком от стены, правой рукой справа под углом в стену влево с отскоком от стены, левой рукой слева под углом в стену вправо с отскоком от стены, во всех случаях необходимо поймать мяч после отскока;
  3. далее выполнялись упражнения в метании мячей по дугообразной траектории: подбросить мяч вверх-вперед в стену и поймать мяч после отскока от стены, бросить мяч вниз с отскоком от пола в стену и поймать мяч, бросить вверх-вперед справа правой рукой влево и поймать мяч после отскока от стены, бросить вверх-вперед слева левой рукой и поймать мяч после отскока от стены. Все упражнения выполнялись по 6–8 раз на каждом занятии, чтобы освоить упражнение без ошибок. Применение разных мячей также имело определенную последовательность: сначала занимались с надувными шарами, затем с резиновыми мячами, с теннисными мячами, со средними мячами (волейбольным, гандбольным, футбольным), набивными мячами.

На втором этапе выполнялись упражнения с мячами для пионербола (волейбольные мячи):

  • упражнения для развития навыков быстроты ответных действий: имитация подачи, нападающих бросков, блока, передачи мяча;
  • упражнения для развития качеств при приеме и передаче мяча: броски набивного мяча, передачи баскетбольного мяча, передачи волейбольного мяча на дальность в парах, над собой, в стенку;
  • упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подачи мяча: броски из-за головы с максимальным прогибанием, броски мяча через сетку на точность зоны;
  • упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих бросков: броски набивного мяча из-за головы двумя руками с активным движением кистей, стоя на месте и в прыжке; метание теннисного мяча правой и левой руками в цель на стене или на полу, с места, с разбега, в прыжке, после поворота;
  • упражнения для развития качеств, необходимых при блокировании: упражнения у сетки в парах с нападающим и блокирующим – прыжки с подниманием рук вверх, с места, после перемещения, после поворотов; блок одиночный, двойной;
  • перемещения и стойки.

После учебного года занятий были проведены повторные исследования согласно приведенным методикам. Проведение повторного тестирования при завершении эксперимента дало следующие результаты (рис. 3, 4).

Рисунок 3. Сравнение результатов в тесте 1 у ребят ЭГ до и после констатирующего эксперимента.

Рисунок 4. Количество попаданий в цель в тесте 1 у ребят КГ и ЭГ.

Из 15 детей экспериментальной группы четыре ребенка смогли выполнить задание на отличную оценку, попав в мишень 6 раз, шестеро детей смогли попасть 5 раз, трое детей смогли попасть 4 раза, два ребенка – 3 раза (см. рис. 3). В контрольной группе результаты не изменились. Сравнение показателей развития точности движений выявило, что дети экспериментальной группы имеют более высокий уровень развития координационных способностей по сравнению с детьми контрольной группы (p <0,01), что подтверждается данными по критерию Вилкоксона.

Результаты по тесту 2 представлены на рис. 5, 6.

Рисунок 5. Сравнение результатов в тесте 2 у ребят ЭГ до и после эксперимента.

Рисунок 6. Количество успешных попыток ловли мяча после разворота в тесте 2 у ребят КГ и ЭГ.

Оказалось, что из 15 детей экспериментальной группы шестеро детей смогли выполнить задание на отличную оценку, поймав мяч 5 раз, шестеро детей смогли поймать мяч 4 раза, два ребенка поймали мяч 3 раза и один ребенок поймал мяч 2 раза (см. рис. 5). В контрольной группе результаты не изменились. Согласно расчету критерия Вилкоксона, полученное эмпирическое значение Tэмп находится в зоне значимости, следовательно, занятия по гандбол положительно влияют на развитие координационных способностей (p <0,01).

Таким образом, можно сказать о том, что методика с использованием упражнений гандбол способствуют развитию координационных способностей, что подтверждается фактом достоверного увеличения показателей координационных способностей у детей экспериментальной группы. Занятия по обычной программе с детьми контрольной группы не привели к изменению координационных способностей, оставшись на том же уровне.

Выводы

  1. Координационные способности, как отмечают исследователи [1–5], зависят от быстроты и пластичности психических процессов, так как координация – это показатель реакции нервной системы на внешний раздражитель, а игры с мячом среди школьников активизируют их умственную деятельность.
  2. Пионербол положительно влияет на развитие координационных способностей, в частности улучшаются показатели попадания мячом в цель (p <0,01) и ловли мяча после выполнения дополнительных движений (p <0,01) у ребят экспериментальной группы.
  3. Дополнительные занятия пионерболом в группе младших школьников способствуют развитию общих координационных способностей.

Список литературы

  1. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии: Научно-популярное издание. М.: Физкультура и спорт, 1991.
  2. Вавилова Е.Н. Развивайте у школьников силу, ловкость, выносливость. М.: Просвещение, 1981.
  3. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. М.: Педагогическое общество России, 2009.
  4. Лях В.И. Координационные способности школьников. Минск: Полымя, 1989.
  5. Ториев А.Ш. Игровые методы в физическом воспитании // Педагогика: традиции и инновации: Материалы III международной научной конференции, Челябинск, апрель 2013 г. Челябинск: Два комсомольца, 2013. С. 102–103.
  6. Холодов Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта. М.: Академия, 2014.
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail