gototopgototop

УДК 371

Школьная медиация как способ разрешения конфликта в образовательной сфере

Магомадова Иман Мусабиевна – преподаватель кафедры Правовых дисциплин Чеченского государственного педагогического университета.

Аннотация: Актуальность темы обусловлена необходимостью создания и введения примирительных служб в школах и разъяснения сути школьной медиации. В данной статье рассматриваются основные аспекты медиации, ее преимущества и медиация в целом как положительный феномен в образовательной сфере.

Ключевые слова: Медиация, «группы-равных», принципы медиации, службы школьной медиации, медиатор.

Школа – это срез общества и для нее характерны разнонаправленные конфликты: между учениками, учителями и учениками, учителями и родителями. И конфликты эти бывают порой очень жесткими и чреваты травматическими последствиями для всех сторон, и инновационным методом разрешения школьных конфликтов стала медиация [1].

Школа как основное поле для созревания нашего будущего поколения должна в полной мере подготовить школьников для перехода во взрослую жизнь. На ней также лежит обязанность подготовить и научить положительному поведению школьников в будущем. Введение в школах России медиации как основного способа разрешения конфликта стала новеллой в образовательной сфере.

Первые попытки применения медиации в школе были предприняты еще в начале 1980-х годов в США. С тех пор этот метод в тех или иных формах используется достаточно широко в образовательном пространстве во многих странах мира, в том числе и в России [1].

Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» определяет медиацию как способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения [2]. Таким образом, медиация – процесс по разрешению конфликта с участием третьей, нейтральной стороны – медиатора. Главное преимущество процедуры медиации состоит в том, что в ней разрешается основная причина конфликта и всегда достигается положительный результат.

Для участия в медиации привлекаются не только педагоги, но и учащиеся школ и во многих случаях они являются сверстниками, это способствует пониманию друг друга и возможности конструктивного диалога. При этом у школьников возникает опыт конструктивного решения конфликта, навыки диалогового сотрудничества, что формирует правовое сознание и правовую культуру учащихся.

Очень важно создание и участие в школьной медиации так называемых «групп равных». Суть создания таких групп состоит в том, что при разрешении конфликта должны участвовать сверстники. Например, конфликт возник среди учащихся 6 класса, то привлекаться должны учащиеся параллельных классов. И к участию в разрешении конфликта желательно привлекать учащихся, которые имеют авторитет, положительную репутацию или, принимающих участие в спортивных соревнованиях, школьных олимпиадах, а также школьников, которые ранее не имели конфликтов в школе.

Обычно «группы равных» создаются по следующему принципу: 5-7 классы, 8-9 классы, 10-11 классы. Также очень важно привлекать молодых педагогов и учителей в процесс разрешения конфликта. Молодые учителя больше вызывают доверие и у них складываются отношения, основанные на понимании. И вопрос конфликта поколений сразу снимается.

В массе школ приняты такие правила школьной жизни и способы реагирования учителей на конфликты, что они не помогают освоению навыков цивилизованного общения, понимания, обустройства отношений, культурных форм завоевания авторитета, так необходимых подросткам для будущей жизни. Этому способствуют и постоянные перегрузки, которые испытывают учителя, недоступность для многих из них психологической помощи. Те способы разрешения конфликтов, которые чаще всего практикуются учителями, по мере взросления подростков затрудняют освоение ими цивилизованных форм разрешения конфликтов и нормативных регуляторов построения взаимоотношений. Так, например, в ходе десятков семинаров и тренингов, которые специалисты Общественного Центра «Судебно-правовая реформа» проводили в школах с 2000 по 2008 гг., учителям предлагалось продемонстрировать, как они разрешают конфликты и криминальные ситуации с учениками. Наблюдение за поведением учителей на данных семинарах и тренингах позволило сделать следующие выводы: педагоги чаще всего используют такие способы, как формальное разрешение и угроза наказанием. Эти методы становятся действенными только в отношении младших школьников. Но с возрастом ситуации детей становятся все более дифференцированными, возрастает количество случаев, не поддающихся стандартным формам реагирования [3]. И это становится причиной плохого климата в классе и застоя образовательного процесса в целом.

Процедура медиации ориентирована на выработку консенсуса между сторонами. Решение, основанное на консенсусе, в отличие от компромиссного, в полной мере удовлетворяет интересы каждой из сторон, и в силу этого является наиболее жизнеспособным и стабильным [1].

В отличие от всех иных способов разрешения спора, для медиации характерен восстановительный подход к разрешению конфликта. Например, если спор разрешается в судебном порядке, то одна сторона всегда имеет убытки, а другая остается в выигрыше. А медиация восстанавливает положение сторон, существовавшее до конфликта в равной мере.

Причинами конфликтов, которые возникают в школе являются, во многих случаях, изменения в подростковой психологии и переходный возраст. Применение медиации, а не иных способов разрешения конфликта, делает разрешение конфликта конструктивным и результативным, если сравнить с судебным разбирательством, где очень в редких ситуациях можно придти к консенсусу.

Цели метода «Школьной медиации» можно сформулировать следующим образом:

  • создание безопасной среды, благоприятной для развития личности с активной гражданской позицией, умеющей принимать решения и отвечать за свои поступки;
  • воспитание культуры конструктивного поведения в конфликте, основанной на медиативном мировоззрении, в основе которого лежит признание ценности человеческой жизни, уникальности каждой отдельной личности, принятие, уважение права каждого на удовлетворение собственных потребностей и защиту своих интересов (но не в ущерб чужим интересам);
  • улучшение качества жизни всех участников учебно-воспитательного процесса (каковыми являются семья, воспитатели, педагоги, администраторы воспитательно-образовательных учреждений, психологи, социальные работники, социальные педагоги, школьные инспекторы, дети, подростки, юношество) с помощью медиативного подхода, основывающегося на позитивном общении, уважении, открытости, доброжелательности, взаимном принятии как внутри групп взрослых и детей, так и между этими группами [1].

Как и любые методы разрешения спора и конфликтов, так и медиация имеет свои принципы:

  • Добровольность участия сторон.

Участники вступают в процедуру медиации добровольно. Ни одна из сторон не может быть принуждена к участию в медиации. И на любом этапе процедуры каждая из сторон может выйти и процесса и прибегнуть к иным способам разрешения спора.

  • Равноправие сторон.

Принцип равноправия сторон означает, что обе стороны в процессе имеют одинаковые возможности, одинаково имеют право задавать вопросы, отвечать на вопросы, на заключение мирного соглашения. Таким образом, для медиации характерно полное равноправие и ни одна из сторон не имеет преимуществ по отношению к другой.

  • Информированность сторон.

На медиатора возлагается обязанность предоставить полную информацию о характере медиации, о ее процессе и последствиях. За исключением, той информации, которая составляет врачебную, адвокатскую тайну или тайну персональных данных и т.д.

  • Нейтральность медиатора.

Медиатор в процессе медиации не занимает позицию ни одной из сторон, не имеет материальной зависимости от сторон, не связан симпатиями и пристрастиями и не действует в интересах ни одной из сторон. Профессиональный медиатор всегда занимает нейтральное положение.

  • Конфиденциальность процесса медиации.

Медиация носит конфиденциальный характер. Суть этого принципа состоит в том, что участники процесса не имеют разглашать информацию, которая стала им известна при поведении медиации. Сохранение конфиденциальности профессиональная обязанность медиатора. В случае разглашения информации участники могут быть привлечены к гражданско-правовой ответственности.

  • Заглаживание вреда обидчиком.

Для медиации характерна конструктивность, а для достижения этой цели, заглаживание вреда, нанесенного потерпевшему, всегда возлагается на обидчика.

  • Самостоятельность служб медиации.

Служба медиации самостоятельна и не зависима от любых воздействий, при проведении медиации. Она сама выбирает форму проведения медиации и форму организации этой процедуры. И никто не может оказывать влияние на организацию процесса медиации.

Лицо, которое выполняет функции посредника при разрешении конфликта в школе именуется медиатором. Медиаторы – это заранее подготовленные лица по программе восстановительной медиации. В школах функции медиаторов могут выполнять: учащиеся, учителя, педагоги-психологи, родители, представители администрации школы, общественных организаций, органов местного самоуправления. Самая важна особенность медиации в школе то, что возможно одновременное участие взрослых и школьников в процессе разрешения конфликта.

Распространение медиации в образовательных учреждениях имеет очень важное значение, так как медиация является способом конструктивного диалога и достижения оптимального результата и единственным альтернативным способом разрешения споров. За образовательными учреждениями остаются вопросы подготовки педагогов, учителей и школьников, так как острая проблема в медиации связана с нехваткой и подготовкой высококвалифицированных кадров.

Список литературы

  1. Шамликашвили Ц.А. Школьная медиация как действенный инструмент в защите прав детей. Президент Национальной Организации медиаторов, научный руководитель Центра медиации и права // Гарант: http://www.garant.ru.
  2. Федеральный закон от 27 июля 2010 года №193-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации» // СПС КонсультантПлюс.
  3. Акчурин Т.Ф., Максудов Р.Р. Школьная медиация в России: основания, опыт, перспективы правового регулирования. //Вестник экономики, права и социологии, 2009. – №2.
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail