gototopgototop

Цифровизация в действии: цифровая трансформация промышленности

Воробьева Ася Вадимовна – магистр экономики Ижевской государственной сельскохозяйственной академии.

Аннотация: В статье дана характеристика уровня цифровизации в российской промышленности, рассмотрено применение цифровых технологий в промышленности, проведен анализ состояния цифровой трансформации промышленных предприятий, представлен ряд рекомендаций для успешной цифровой трансформации предприятий.

Ключевые слова: Цифровизация, цифровая экономика, трансформация промышленности, элементы цифровой трансформации.

Цифровая или информационная экономика, как продукт четвертой промышленной революции, предполагает такие условия глобальной информатизации, в которых цифровые технологии получают массовое распространение и их значимость в различных секторах экономики многократно увеличивается.

Становление и развитие цифровой экономики в России закреплено следующими документами, принятыми на государственном уровне:

  1. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 -2030 годы (Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203) [1];
  2. Правительственная программа «Цифровая экономика в Российской Федерации» (распоряжение Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р) [2];
  3. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204) [3].

По данным, опубликованным Институтом статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», внутренние затраты на развитие цифровой экономики в России в 2017 году составили 3 324,1 млрд. руб., что составляет 3,6% ВВП [4]. Это затраты на исследования и разработки, на приобретение программных средств и специального оборудования, обучение сотрудников и другие.

Из всего объема внутренних затрат на развитие цифровой экономики в России 40,4 % приходится на предпринимательский сектор, что в денежном выражении составляет 1 344,0 млрд. руб. [4].

По мнению многих исследователей, цифровая экономика как направление структурной политики, предполагает создание новых, более совершенных средств производства, на которых будут производиться продукты конечного потребления, и которые, в то же время, будут повышать качество сбора, управления, обработки информации и других услуг [5].

По уровню цифровизации Россия отстает от зарубежных конкурентов на 5 - 10 лет. Сейчас российские предприятия должные успеть включиться в процессы происходящей в мире цифровой трансформации. При этом процесс цифровой трансформации предполагает изменения во всех системах предприятия: от производственного процесса до управления персоналом.

Насколько готовы ли российские предприятия к глобальной цифровой трансформации?

Что именно тормозит внедрение цифровых технологий в российском бизнесе?

По данным исследования, проведенным компанией KPMG, среди 100 крупнейших российских компаний более половины респондентов уже проводят мероприятия по цифровой трансформации [6]. Согласно опросу, 36% компаний, раскрывших свои инвестиционные планы, готовы инвестировать в цифровизацию более 100 млн. руб. в течение 2019 года, 22% компаний вложат в собственную цифровизацию от 30 млн. до 100 млн. руб. Еще 27 % респондентов планируют инвестиции от 1 млн. до 10 млн. руб. в течение текущего года [6].

В различных секторах экономики применение цифровых технологий обусловлено многими факторами. Так, цифровые технологии и спрос на них различны в разных технологических цепочках, построенных на имеющихся средствах производства, а также ограничен рамками технологий и оборудования, применяемым тем или иным предприятием. Именно поэтому план цифровизации компании должен быть подробным, технически обоснованным и, конечно, комплексным.

Цифровая трансформация предполагает внедрение специальных технологий. Основными из них являются:

  • роботизация – роботизация процессов;
  • анализ больших данных - технология Big Data;
  • предиктивная (предикативная) аналитика – прогнозирование на основе собранной и обработанной информации;
  • виртуальная (дополненная) реальность – дополнение реальности с помощью технических средств;
  • искусственный интеллект применяется для решения комплексных задач;
  • чат-боты – программы-имитаторы текста и речи, применяемые, как правило, в службах поддержки;
  • интернет вещей – сеть связанных устройств для сбора и обработки информации с возможностью удаленного управления;
  • технология-блокчейн – определенного вида базы данных;
  • технология оптического распознавания – распознавание и цифровизация документооборота;
  • технология цифровых двойников – технология оптимизации производственных процессов.

Наиболее востребованы технологии анализа больших данных, чат-боты и роботы. Так, внедрение этих технологий повышает производительность труда, снижает трудозатраты и увеличивает прозрачность бизнес-процессов.

Разработки в этой области ведутся и в России. Российская промышленность развивают свою школу. К примеру, российская компания BFG Group создает программное обеспечение, которое позволяет создать цифровую модель производства с последующей оптимизацией бизнес-процессов. BFG Group – российская инжиниринговая компания, которая является разработчиком платформы по созданию цифровых двойников предприятия [7]. Компания предлагает комплексное решение для бизнеса: от проектирования комплекса до полного запуска проекта и его последующего сопровождения.

Многими из компаний-респондентов, участвовавших в опросе KPMG, разработан детальный план цифровой трансформации. Среди всех опрошенных компаний наиболее значимые средства на создание специальных платформ и технологий готовы выделить предприятия металлургической, телекоммуникационной и финансовой отраслей [6].

Успешная реализации принятой предприятием программы цифровых изменений предполагает наличие зоны особой ответственности. Как правило, ответственность за проект по внедрению мероприятий по цифровизации, распределяется между топ-менеджерами компании. Лишь в 8% компаний среди опрошенных существует позиция CDO (Chief Digital Officer), руководителя программ по цифровизации [6]. Это одна из причин, тормозящих реализацию принятых предприятиями программ цифровых изменений.

В большинстве российских компаний отсутствуют центры компетенций, полностью отвечающие за цифровую трансформацию предприятия. Они, как правило, складываются в ИТ-подразделениях предприятия. Так, согласно статистическим данным компании KPMG, лишь 34% предприятий имеют специально выделенный центр компетенций по разработке, внедрению и сопровождению проектов по цифровизации [6].

Вторая причина, тормозящая внедрение цифровых технологий – фрагментарный недостаток квалифицированных кадров. По мнению лидеров компаний, участвовавших в опросе KPMG, им не хватает таких специалистов, как бизнес-аналитики и специалисты по анализу данных. Более половины компаний, а именно 56 % респондентов, испытывают недостаток в таких специалистах.

Российские исследователи отмечают, что для достижения глобальных целей, заложенных в программе по цифровизации, необходимо развитие наукоемких отраслей внутри страны. В частности, эксперты предлагают осуществить развертывание высокотехнологичных производств, а также создать такие цепочки производства, в которых будет произведено импортозамещение по определенному набору оборудования, приборов, компьютерной техники и т. д. [5].

Согласно опросу, проведенному изданием «РБК» и компанией «Сименс», основными препятствиями при внедрении новых технологий являются:

  • сложности внедрения технологий (отметили 36% респондентов);
  • размытые преимущества и непараметризованная экономическая эффективность (отметили 25% респондентов);
  • недостаточно проработанная правовая база (отметили 21% респондентов);
  • недостаточная безопасность, возможная утечка данных (отметили 20% респондентов);
  • недостаток или отсутствие технических стандартов (отметили 16% респондентов) [8].

Несмотря на обозначенные выше проблемы, во многих организациях уже выработана стратегия цифровой трансформации. Она предполагает комплексный подход, четко сформулированную бизнес-идею и дорожную карту ее реализации. Новые производственные технологии изменят бизнес-модель. Компания должна быть готова к тому, что изменится сама архитектура предприятия. Авторы считают, что приведенная ниже последовательность изменений будет наиболее эффективной:

  • постановка бизнес-задачи;
  • создание сквозных цифровых технологий;
  • создание новых подразделений и возможная реорганизация уже имеющихся;
  • привлечение/подготовка высококвалифицированных кадров;
  • смена инструментов управления;
  • пошаговое внедрение конкретных цифровых технологий;
  • итоговое изменение бизнес-модели.

Учитывая многоплановость изменений, затрагивающих все аспекты деятельности компании, потребуется изменить в том числе корпоративной культуры компании. В таком случае при грамотном комплексном подходе цифровая трансформация будет успешной.

По словам Александра Шохина, президента Российского союза промышленников и предпринимателей, «… трансформация технологического уклада неизбежно затронет все компании. При этом те, кто не сможет подключиться к цифровизации, проиграют своим конкурентам».

Список литературы

  1. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 -2030 годы (Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203).
  2. Правительственная программа «Цифровая экономика в Российской Федерации» (распоряжение Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р).
  3. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 « О национальныхцелях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
  4. Попов Е.В., Семячков К.А. Компаративный анализ стратегических аспектов развития цифровой экономики. – // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. Том 13, №1. - 2018. – С. 19 - 36.
  5. Сухарев О. С. Цифровая экономика как направление структурной политики. – // I всероссийская научно-практическая конференция. Сборник статей. – Брянск: Издательство Брянского государственного инженерно-технологического университета. - 2018. – С. 48 -56.
  6. Цифровые технологии в российских компаниях. Результаты исследования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.kpmg.ru (Дата обращения: 10.08.2019).
  7. РВК b Skolkovo Ventures вложат в 200 млн. руб. в развитие технологий оптимизации производства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://tass.ru/ekonomika (Дата обращения: 10.08.2019).
  8. Российские компании ждут от цифровизации эффективности и прозрачности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.crn.ru/news/detail.php (Дата обращения: 10.08.2019).
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail