Иллюстрированный атлас как средство повышения качества знаний студентов вуза в области нефтехимии

Денисова Янина Вячеславовна – кандидат биологических наук, доцент кафедры Геологии и нефтегазового дела Технического нефтегазового института Сахалинского государственного университета.

Толмачев Кирилл Игоревич – студент по направлению «Нефтегазовое дело» Технического нефтегазового института Сахалинского государственного университета.

Аннотация: Использование иллюстрированного атласа нефтесорбентов в образовательном процессе бакалавров по направлению 21.03.01 «Нефтегазовое дело» способствует формированию общеобразовательных и профессиональных компетенций и повышению качества знаний студентов.

Ключевые слова: Иллюстрированный атлас нефтесорбентов, нефтехимия, электронные образовательные ресурсы.

Стремительное развитие информационных образовательных технологий приводит к необходимости совершенствования традиционных форм обучения. В настоящее время учебный процесс в вузе требует формирования определённых общеобразовательных и профессиональных компетенций у студентов.

Одной из проблем обучения студентов вузов – бакалавров по направлению «нефтегазовое дело» является недостаточная база иллюстративного материала, касающегося специальных тем из области нефтегазового дела. Нефтехимия – одно из ведущих направлений в обучении специалистов нефтегазовой отрасли. Необходимость визуального ознакомления с химическими реакциями и реагентами является одним из важнейших условий получения информации по нефтехимии. У студентов не всегда есть возможность самостоятельно проделать химические реакции, вживую ознакомиться с теми или иными объектами изучения химии нефти и газа.

Использование новых образовательных технологий – электронных образовательных ресурсов – значительно облегчит изучение студентами основ нефтехимии. К сожалению, в основных хранилищах электронных образовательных ресурсов Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) и Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (ЕК ЦОР) отсутствуют ЭОР для вузов, в том числе и по нефтехимии [1, 3]. В связи с этим создание ЭОР для вузов является актуальной задачей.

Целью настоящего исследования является разработка тематического иллюстративного атласа по теме «Нефтесорбенты».

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

  1. создать коллекцию нефтяных сорбентов, используемых при нейтрализации аварийных разливов нефти на месторождениях о. Сахалин;
  2. классифицировать нефтяные сорбенты по назначению, преимущественному способу утилизации, исходному сырью, специальным свойствам, характеру смачивания, плавучести, пористой структуре;
  3. создать базу фотографий нефтесорбентов в специализированной фотолаборатории и базу данных свойств исследуемых сорбентов;
  4. разработать условные обозначения для атласа;
  5. создать иллюстрированный атлас в программе Microsoft Power Point.

Нефтяные сорбенты – большая и разнообразная группа средств для нейтрализации аварийных разливов нефти. Единой классификации нефтесорбентов не существует. Они делятся на группы по назначению, по преимущественному способу утилизации, по исходному сырью, по специальным свойствам, по характеру смачивания, по плавучести, по пористой структуре [2].

Коллекция нефтяных сорбентов и сорбирующих материалов создавалась на протяжении нескольких лет (с 2010 г. по настоящее время) и содержит 24 вида (КАСС, ПОЛИСОРБ, НЬЮСОРБ, УНИСОРБ, ЭКОПРОСОРБ БИО с биоразложением, ЭКОПРОСОРБ М, гранулированный и хлопьевидный сорбенты, гидрофобные сорбирующие салфетки, полотно и боны, гидрофобная сорбирующая загрузка сорбент спагетти PRO-OIL, сорбирующий материал Фиброил и др.).

База фотографий создавалась в специализированной фотолаборатории с использованием фотоаппарата марки Canon Eos 5D на «белом» фоне в едином заданном стиле, после чего выполнялась цветокоррекция для получения картинки в максимально реалистичных цветах и ярко выраженными текстурой и структурой. Обработка фотографий проводилась в программах Adobe PS, Lightroom 5.7.1.

На следующем этапе работы нами были разработаны условные обозначения для атласа (рис. 1). Первая группа обозначений рассматривала возможность использования сорбента в качестве основного или дополнительного, вторая группа учитывала классы экологической безопасности, третья группа – использование сорбента на воде, на почве, или универсальный; четвертая группа – горючесть материала.

Рисунок 1. Условные обозначения, используемые в атласе нефтесорбентов.

Рабочий вариант иллюстрированного атласа был создан первоначально в программе Microsoft Power Point (рис.2).

 

 

 

Рисунок 2. Иллюстрированные материалы по теме «Нефтесорбенты».

Разработанный иллюстрированный атлас содержит введение, раздел «Классификация нефтесорбентов», принятые условные обозначения и фотографии нефтесорбентов. Учебное пособие используется на кафедре геологии и нефтегазового дела при проведении лабораторных занятий, чтении лекций, самостоятельном изучении материала по дисциплине «Коллоидная химия» (тема «Сорбция») и дисциплине по выбору «Борьба с аварийными разливами нефти» студентами очной и заочной форм обучения. Это позволяет значительно повысить наглядность учебного материала, активизировать познавательную деятельность студентов в области нефтехимии, познакомиться с практическим материалом, который фактически используется при нейтрализации аварийных разливов нефти на месторождениях о. Сахалин.

Список литературы

  1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/statistic
  2. Каменщиков Ф.А., Богомольный Е.И. Нефтяные сорбенты [Текст]. – Москва-Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2005. – 268 с.
  3. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.fcior.edu.ru/