Организационные формы образования родительской общественности

Фам Фи Хунг – преподаватель Педагогического колледжи Ба Риа Вунгтау, аспирант Московского педагогического государственного университета.

Фам Дык Хау – преподаватель Хошиминского педагогического технического университета.

Аннотация: В данной статье приводится обзор современных подходов и организационных форм образования родительской общественности в вопросах физического воспитания детей дошкольного возраста, принадлежащих по состоянию здоровья к основной медицинской группе. Взаимодействие с родителями наиболее эффективно в тех случаях, когда осуществляется в комплексе различными подходами и формами. Образование родителей, приобщение к активному участию в работе дошкольного образовательного учреждения и тесное взаимодействие с педагогическим составом позволяет значительно повысить их педагогическую компетентность, вовлечь в процесс по физическому воспитанию детей, сформировать ценностные ориентиры относительно здорового образа жизни и всестороннего гармоничного развития личности ребенка.

Ключевые слова: Физическое воспитание, педагогическая компетентность, родительская общественность.

Введение. Эффективность физического воспитания ребенка во многом зависит от степени вовлеченности родителей в образовательный процесс. Активные формы взаимодействия педагогов с семьей в практике дошкольного образования должны решать следующие задачи:

Правильному физическому воспитанию ребенка в семье способствуют знания родителей об особенностях использования общеразвивающих, профилактических и коррекционных физических упражнений, подвижных и спортивных игр, организации дома пространства для развития ребенка. Занимаясь с ребенком, родители следят за его самочувствием, регулируют физическую нагрузку и режим двигательной активности; проводят простейшую диагностику физического и сенсомоторного развития. Важное воспитательное значение имеют совместные занятия физическими упражнениями ребенка и взрослых.

Методы и организация исследования: анализ литературных источников, в которых рассматриваются организационные формы образования родителей в вопросах физического воспитания дошкольников.

Результаты исследования и их обсуждение. В настоящее время общепринято разделять формы взаимодействия с родителями на традиционные и нетрадиционные [10]. В свою очередь, традиционные формы делятся на следующие группы:

Нетрадиционные формы взаимодействия разделяются на следующие [10]:

Данное разделение носит условный характер. Взаимодействие с родителями на практике обычно ведется комплексно в различных формах. Рассмотрим наиболее популярные формы:

Формы работы с семьей зависят от множества факторов, таких как: условия данного образовательного учреждения, особенности семьи, уровень компетентности родителей, их потребности и желаемые формы взаимодействия и др. Дальнейшими этапами здесь являются непосредственная работа педагогов с родителями и родителей с детьми, сбор и анализ результатов с рекомендациями. Инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых характеризуют их степень вовлеченности в образовательный процесс. Таким образом, появляется возможность дифференцированного подхода к родителям. Это послужит в дальнейшем основой для устойчивого интереса к воспитанию детей, стабильным занятиям, положительному примеру для ребенка со стороны значимого взрослого и укреплению детско-родительских отношений внутри семьи. Вместе с этим на начальном этапе и при дальнейшем сопровождении важно формировать мотивацию и интерес родителей к вопросу воспитания и развития ребенка. Все это создает вокруг ребенка эмоционально комфортную среду в окружении значимых близких взрослых.

Выбор формы взаимодействия с родителями часто обусловлен поставленной задачей, тогда такое взаимодействие носит смешанный характер и зависит от особенностей семьи и возможностей дошкольного учреждения. Так, социализация дошкольников в современном обществе является одной из важнейших задач, значительную роль в решении которой играет семья. В связи с этим предлагается формировать систему психолого-педагогического сопровождения семьи [1, 2, 4, 8]. Особо значимую роль социализация играет для семей из категории так называемого социального риска. Сюда относятся дети с нарушениями развития (в том числе детский церебральный паралич, аутизм, психосоматические нарушения), дети-инвалиды, дети, находящиеся на попечении, из неблагополучных и неполноценных семей. В большинстве перечисленных случаев социализация ребенка из такой семьи сопровождается значительным стрессом и эмоциональными нагрузками. Таким детям в дальнейшем сложно реализовать себя из-за сложившегося отрицательного опыта социализации. Поэтому внедрение помощи социально-педагогических работников образует сильный положительный фактор для социализации детей. В то же время такое взаимодействие способствует развитию доверительных отношений родителей и педагогических сотрудников.

Работа с родителями как профессиональная подготовка выражена в прохождении ими специализированных курсов по обучению работе с детьми [2, 9].

Например, Профессиональная школа родителей является социально-педагогическим проектом, в котором организуются усилия многих специалистов (психологи, педагоги, воспитатели, врачи и др.), с целью подготовки родителей как социальных семейных педагогов [9]. В своей основе такой проект несет поддержание внутрисемейных ценностей, детско-родительских отношений, важность работы с детьми. Суть же подхода заключается в том, чтобы помочь ребенку в раскрытии его внутреннего потенциала в условиях современных воспитательных возможностей при поддержке семьи и компетентных специалистов. Данная форма образования родителей может быть организована на базе образовательного учреждения в виде теоретической работы (лекции, семинарские занятия каждую неделю) и практических занятий совместно с детьми в спортивных секциях и кружках [2].

В связи с возрастающей потребностью родителей в доступных и эффективных способах взаимодействия в настоящее время набирает актуальность дистанционная методическая поддержка педагогами в образовательном процессе. Это касается большинства форм работы с родителями и часто реализуется через веб-ресурсы дошкольной организации, на которых есть следующие возможности [9]:

Такие технологии особенно полезны для тех родителей, которые по тем или иным причинам не могут присутствовать в образовательном учреждении.

Дистанционные технологии уже нашли применение в таких проектах, как: Интернет-психологическая служба доверия; Служба «скорой интернет-помощи»; Служба учебного интернет-консультирования [9].

По мере развития информационной сети Интернет растет количество тематических электронных ресурсов, на которых родители могут обмениваться опытом, делиться рекомендациями по вопросам воспитания и развития ребенка. Одним из таких ресурсов является сайт babyblog.ru, который направлен на аудиторию молодых мам и беременных женщин. Большое количество полезной информации, собранной в одном месте, дает возможность найти ответы на многие вопросы, а также найти необходимого специалиста. На данном ресурсе проводятся различные мероприятия, способствующие повышению знаний и умений молодых мам:

таком случае родители получают поддержку в виде электронных книг, статей, консультации на форумах или по электронной почте, обмен опытом посредством того же форума или специально созданного чата.

Выводы и рекомендации. На основе проведенного анализа литературных источников можно заключить, что в настоящее время существует большое количество организационных форм взаимодействия с родителями с целью формирования у них педагогической компетентности. Многие формы имеют похожие организацию, характер взаимодействия и методическое обеспечение. Выбор определенных форм взаимодействия осуществляется с учетом специфики работы дошкольного учреждения, типов семей, целей и задач. Помимо наличия у педагогов компетенций о социально-педагогической, психологической, физкультурно-оздоровительной и других видах образовательной деятельности, к условиям эффективного взаимодействия с родителями, как показал анализ литературы, относятся:

Реализация данных форм образования родителей может быть представлена в виде следующих ключевых этапов:

  1. постановка целей и основных задач, подготовка педагогов к взаимодействию с родителями, составление планов, методических материалов и содержания образовательных мероприятий; учет преемственности содержания занятий по физической культуре (куда входят в основном физические упражнения и подвижные игры) в дошкольном учреждении и в семье;
  2. диагностический этап по определению уровня педагогической грамотности родителей (в том числе в вопросах физического воспитания), их потребностей в получении педагогических знаний и навыков, изучение особенностей семьи (в том числе определение типа детско-родительских отношений);
  3. непосредственно процесс формирования педагогической компетентности родителей по разработанным программам с учетом специфики разных дошкольных организаций и форм образования; освоение родителями необходимого объема методик, знаний и умений для организации условий работы с детьми в семье; формирование опыта совместной физкультурной и досуговой деятельности родителей и детей;
  4. система контроля достижений дошкольников, выявление результатов проведенной работы по физическому воспитанию (например, по индивидуальной динамике показателей физической подготовленности на основе тестирования на разных этапах работы), семейных отношений, мотивации к совместной физкультурно-спортивной деятельности на основе интереса к проводимым занятиям и мероприятиям, их оценка, коррекция, подведение итогов;
  5. формирование структуры и методической базы на основе полученных результатов по работе с семьей, а также на основе совершенствования разработанных подходов по этапам диагностики, обучению и оценке результатов.

Сотрудничество с педагогами, психологами и другими специалистами дошкольной организации дает родителям возможность реализовать скрытый личностный потенциал, получить необходимые знания и умения по работе с их детьми. Стоит отметить, что взаимодействие с родителями наиболее эффективно в тех случаях, когда осуществляется в комплексе разными формами, поскольку педагогический процесс – это огромная система с разными целями, задачами, направлениями и включенными в нее компонентами. Таким образом, возможно получение комплексных результатов:

Таким образом, приобщение родительской общественности к активному участию в работе дошкольного образовательного учреждения и тесное взаимодействие с педагогическим составом позволяет значительно повысить педагогическую компетентность родителей, вовлечь в процесс по физическому воспитанию детей, сформировать ценностные ориентиры относительно здорового образа жизни и всестороннего гармоничного развития личности ребенка. Дистанционные технологии также активно используются в образовательном процессе. В связи с этим возникает новое разделение на очные и заочные формы взаимодействия, последние из которых уже доказали свою высокую эффективность.

Список литературы

  1. Арнаутова Е.П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях // Детский сад от А до Я. 2004. № 4. С. 23–35.
  2. Васягина Н.Н. Специфика и условия эффективности воспитательной деятельности родителей // Педагогическое образование в России. 2013. № 1.
  3. Вахитова З.Г. Формирование педагогической компетентности родителей на основе взаимодействия ДОУ и семьи. Уфа: Изд-во БГПУ, 2009.
  4. Демиденко А.М. Организационно-методические аспекты физического воспитания детей раннего возраста на основе их взаимодействия с родителями: Автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 2003.
  5. Ким Т.К. Семья как субъект взаимодействия со школой: Учеб. пособие. М.: Прометей, 2013.
  6. Ким Т.К. Формы просвещения родительской общественности // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2013. № 12 (106). С. 77–81.
  7. Ким Т.К. Исходные предпосылки реализации специфических функций физической культуры в условиях семейного быта // Теория и практика физической культуры. 2009. № 9. С. 58–62.
  8. Меркуль И.А. Проблема формирования психолого-педагогической компетентности родителей // Актуальные проблемы психологического знания. 2010. № 4. С. 41–44.
  9. Морова Н.С. Использование информационно-коммуникационных технологий как важной составляющей в реализации социально-педагогического пилотного проекта «Профессиональная Школа родителей» // Психофизические и социально-психологические аспекты взаимодействия в системе «человек-машина»: Материалы Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых. Ижевск, 2014. С. 37–41.
  10. Татаринцева Н.Е., Гречишникова К.О. Сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьей как условие формирования педагогической компетентности родителей // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 11 (1).