Роль правосознания в правотворчестве и реализации права

Малков Антон Валерьевич – курсант Нижегородской академии МВД России.

Аннотация: В статье рассматривается вопрос о роли правосознания в жизни общества. Затрагивается тема реализации права на современном этапе формирования правового государства.

Ключевые слова: Правосознание, правотворчество, правовой идеализм, правовой нигилизм.

Правовые взгляды и теории в правотворчестве проявляются в двух аспектах: 1) как отражение реальной действительности; 2) как выражение интересов определенных слоев, классов или всего общества в данной конкретной обстановке. По мнению А.В. Васильева, для правотворчества эти два аспекта проявляются следующим образом: «Правосознание, на основе оценки реальной обстановки, формирует осознанный интерес слоя, класса или общества, который выступает в качестве предпосылки развития права. Затем разрабатываются пути и способы воплощения экономических, политических, иных интересов и устремлений слоя, клана, общества в правовые цели и задачи, а в конечном счете в определенный вид и характер правовых норм» [1,С.258]. Таким образом, на основании интересов класса, слоя или всего общества на основании интересов класса, слоя или всего общества создается теоретическая модель правового регулирования.

Затем на основании этой модели разрабатываются и принимаются соответствующие законы, которые реализуют модель на практике. В результате создается определенное законодательство, соответствующее интересам определенного класса, социального слоя или всего общества.

Как пишет А.В. Васильев: «Определенное воздействие на правосознание людей оказывают практические условия их жизни и деятельности. Так, в случае, если законодательство, деятельность государственных органов не способствуют реализации справедливых требований людей и их законных интересов, вырабатываются негативные взгляды и мнения, которые и формируют отрицательное правосознание по отношению к действующему законодательству и деятельности органов государственной власти» [1,С.252].

Отсюда появилось выражение «взбесившийся принтер» Госдумы: поскольку количеством внесенных законопроектов определяется эффективность работы, а известностью – имидж депутата, то какие-то из этих законопроектов могут быть вовсе не рассчитаны на принятие. Кроме того, рост числа нормативно-правовых актов и правоприменительных технологий работают в условиях стабильности общества, в позитивной, типовой правоприменительной ситуации. В реальных же обстоятельствах стандартные приемы не всегда срабатывают. Так, расширения антикоррупционной правовой базы недостаточно для борьбы с несправедливым перераспределением общественных благ (ресурсов НКО, льгот). Ведь основной источник коррупции – коррумпированное сознание.

Это свидетельствует о том, что деформации правосознания не детерминируются профессией либо должностью [3,С.252]. Существуют компетенционные, непреднамеренные ошибки, происходящие вследствие правового идеализма, инфантилизма и дилетантизма. Правовой идеализм связан с ограничением правовых знаний теоретическим уровнем, незнанием или игнорированием социальных реалий – отсутствием различения правовой действительности и закона как несовершенного воплощения правовой идеи. Неполнота юридических знаний и связанные с ней правовой инфантилизм и дилетантизм – наиболее простые деформации правового сознания, приводящие к ошибкам вследствие уверенности в собственной юридической подготовке. Сегодня многие работают в сфере обслуживания юридической деятельности – занимаются привлечением клиентов, первичным консультированием, не владея при этом правовым инструментарием. Но те из них, кто им владеет и потребительски либо вовсе негативно относится к юридическим ценностям (правовой нигилизм), производят еще большие риски – это профессионалы, руководствующиеся в своей деятельности обыденными, в том числе корыстными, мотивами.

Наиболее серьезным рискогенным фактором М.В. Моисеева считает злоупотребление правом – умышленное использование закона для достижения целей, противоречащих его назначению – например, использование знания закона для личного обогащения или в групповых интересах, включающее административные барьеры, мошенничество, должностной подлог, схемы отмывания доходов. Их причиной служит не незнание правовых норм, а эмоционально-ценностное отношение к ним. Роль последнего возрастает в связи с характером функционирования масс-медиа, индустрии массовой культуры, способствующих распространению культа наживы, физической силы, игры и развлечений, которые ближе идеалам криминалитета, чем обычного работающего населения. Правовой нигилизм связан не только с устойчивым неправомерным поведением людей, нарушением принципов права и правовых норм, но и отсутствием доверия к власти и представителям правоохранительных органов.

Противоречивые изменения в законодательстве и правоохранительной системе во многом связаны с проектным отношением к закону, которое сформировалось под влиянием ускоренного изменения социально-политических декораций. Меры по минимизации риска быстро утрачивают свою эффективность, так как в настоящее время посредством социальных сетей, средств связи представители любых антисоциальных, криминальных объединений находят единомышленников в различных уголках страны, мира и потому их деятельность не ограничиваются отдельными селами, деревнями, городами. В разы облегчается поиск и установление связей для распространения деструктивных воззрений и противоправных действий, формирование устойчивых в отношении морально-нравственного и правового воздействия со стороны остального общества. Отсюда происходит распространение и укрепление деформированного правосознания, а неправомерные действия становятся повседневными практиками, к которым большинство относится толерантно, в особенности, когда они не задевают интересов свидетелей.

Важнейшую роль в минимизации правовых рисков играют средства массовой информации и школа, деятельность которых должна развивать критическое мышление, адекватное уровню сложности современного общества. Парадокс современного общества состоит в том, что увеличение числа профессионалов в области права не способствует снижению потребности в юридических знаниях, ведь во избежание реализации компетенционных рисков и злоупотреблений клиент должен контролировать профессионала, которому поручено решать юридические вопросы, а для этого – самому иметь правовые знания. Поэтому риск-коммуникация происходит в формах бесплатных и доступных консультаций, в том числе в сети Интернет; лекционных занятий; публикаций просветительских материалов, содействующих получению и распространению объективной информации о правовой системе и правовых рисках; публичной и постоянной поддержки и поощрения образцов правомерного поведения; развернутой общественной критики правового нигилизма, дилетантизма, инфантилизма, проявляющихся во взглядах и поступках.

В реализации права правосознание участвует следующим образом. Исполнение норм права во многом зависит от правосознания гражданина, его ценностных ориентаций и правовой установки. Если правовая установка направлена на правомерное поведение, то гражданин исполняет законы.

Действие правосознания в сфере общественных правовых явлений может быть разделено на три этапа: 1) до появления права, т.е. до создания конкретных правовых норм. На этом этапе правосознание выступает идеологической предпосылкой правовых норм, поскольку формирует их основные идеи; 2) параллельно с действием права, способствуя выполнению или невыполнению его предписаний; 3) после реализации права, т.е. после регулирования общественных отношений. Правосознание на этом этапе оценивает эффективность исполнения законов, причины неисполнения правовых норм и необходимость совершенствования законодательства.

Таким образом, правосознание как бы окружает право, является его атмосферой, способствующей его созданию, исполнению и оценке его влияния на общественную жизнь.

Современный этап формирования правосознания отличается тем, что на смену личному общению и непосредственному опыту пришли различные информационные источники. Роль информационных источников в формировании правосознания граждан велика также по причине того, что граждане получают огромное количество информации, формирующей их правовые идеалы, правовые ценности и правовое сознание. При этом нельзя недооценивать профилактическую роль правоохранительных органов, в частности, органов прокуратуры, внутренних дел, безопасности и др.

Особенность современного общества заключается в том, что вопросы борьбы с преступностью, проблемы воспитания законопослушной личности, профилактики преступлений, формирования правосознания являются прерогативой информационных источников, активно формирующих правовые установки как общества в целом, так и индивидуального правосознания граждан.

В современном российском обществе настала необходимость разработки информационной программы повышения уровня доверия населения к правоохранительным органам и силовым структурам. В юридической литературе отмечаются тенденции формирования негативно-психологических установок по отношению к правоохранительным органам.

Формирование негативного образа сотрудников правоохранительных органов в различных информационных источниках неизбежно влечет за собой отрицательное отношение к ним со стороны населения, не сталкивающегося в повседневной жизни с работой лиц, обеспечивающих их права и законные интересы. Проблема заключается в том, что в условиях информационного общества сотрудникам правоохранительных органов приходится в большей степени заботиться об имиджевой составляющей, нежели непосредственно (без оглядки на общественное мнение) применять в рамках закона необходимые меры государственного принуждения.

Для успешного взаимодействия граждан с правоохранительными органами работникам правоохранительных органов необходимо обеспечить доверие и поддержку со стороны граждан.

Как отмечает Ю.С. Калягин, «необходимо акцентировать внимание на специальном обучении будущих сотрудников правоохранительных органов эффективным технологиям взаимодействия с различными категориями населения путем формирования у них определенного уровня правовой культуры».

К сожалению, в последние годы СМИ часто тиражируют материалы, представляющие работников правоохранительных органов как людей с крайне низким уровнем правосознания. Подобные публикации порождают у граждан отрицательное отношение к системе правоохранительных органов. Соответственно, основным требованием к СМИ в демократическом обществе является объективное освещение деятельности работников правоохранительных органов, без гиперболизации негативных моментов. Отметим, что именно правоохранительные органы и силовые структуры являются реальной силой, стоящей на защите интересов населения.

Полагаем, что на сегодняшний день назрела необходимость создания межведомственных центров по противодействию преступности, улучшению профилактической работы с населением.

Таким образом, отметим, что для гармоничного развития общества необходимо предпринять меры по повышению уровня правосознания граждан и сформировать уважительное отношение к правоохранительным органам как важнейшей государственной структуре, стоящей на защите интересов населения.

Список литературы

  1. Васильев А.В. Указ. соч. – С. 258.
  2. Моисеева М.В. Деформации правосознания как фактор правового риска: обоснование дифференцированного подхода // Евразийский юридический журнал. – 2017. – № 5 (108). – С. 446.
  3. Поляков С.Б. Диагностика правосознания судьи // Пятый пермский международный конгресс ученых-юристов: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (г. Пермь, 24-25 октября 2014 г.) / Отв. ред. О.А. Кузнецова. – Пермь, 2014. – С. 33.