Право на достойную человеческую жизнь в современной России

Бурковская Валентина Юрьевна – студентка Юридического факультета по направлению «Международное и финансовое право» Образовательного комплекса Московского государственного Института международных отношений (университета) Министерства иностранных дел Российской Федерации в Московской области.

Аннотация: Права человека на существование как личности в современном социуме постоянно подвергается изменениям со стороны государственных структур. На сегодняшний день многие права и обязанности приобрели не точные формулировки, либо не имеют законодательного закрепления.

Ключевые слова: Достойная жизнь, образ жизнь, качество жизни, конституционное право на жизнь, достоинство личности.

На сегодняшний день одним из важных и базовых, но редко называемых, является право «на достойную человеческую жизнь». Его признание непосредственным образом связано с приданием государству социальной функции. Российской науке данное право известно фрагментарно. Над проблемой реализации данного права работали такие ученые, как Л. Фридмен, А. Хайт, Р. Саскинд, Р. Унгер А.И. Соловьева, П. Новгородцева, Б.А. Кистяковского, С. Котляровского, В. Гессена, Л. Петражицкого, Е.А. Лукашевой, В.Е. Чиркина, и др.

На сегодняшний день данное право не находит прямого закрепления в российской Конституции Российской Федерации и может быть представлено лишь в содержании ст. 7 Основного Закона, по-прежнему сохраняя неясность в вопросах о том, что собой представляет достойная жизнь вообще, каковы ее критерии, каково содержание и основные характеристики права на достойную жизнь и каково место данного права в системе прав человека.

По мнению ученых, под достойной жизнью следует понимать, состояние комплексной реализации его биологических, социальных и духовных потребностей, обеспечиваемой человеком как самостоятельно, так и при помощи государства и определяемой такими критериями, как достойный уровень, качество и образ жизни. Отсюда следует следующее, что данное право включает в себя комплекс прав. Единства мнений по данному поводу в литературе нет.

Одни авторы полагают, что фундамент права на достойную жизнь составляет конституционная категория достоинства личности [4], другие считают, что право на достойную жизнь следует рассматривать как элемент конституционного права на жизнь. [5] Высказывается мнение, что основу указанного права составляют право на достоинство, право на жизнь и право на свободу в позитивном смысле (т.е. на свободу от нужды). [2]

Последняя точка зрения выглядит более обоснованной. Право на достойную жизнь нельзя воспринимать исключительно с позиций материального благополучия, оно значительно шире по своему содержанию. Недостатком данной концепции является излишне широкое толкование права на достойную жизнь, как объединение всех категорий прав человека-это не так. Право на честь и достоинство и право на жизнь не входят в структуру права на достойную жизнь, напротив, они имеют более широкое содержание и включают его в свою структуру. [6]

Содержание комплексного права на достойную жизнь состоит из двух групп. Первая основана на создании государством условий, отвечающих достойному уровню жизни. [3] Вторая - посвящена регулированию права на создание государством условий для обеспечения качества жизни. В неё входят следующие, личные права: право на юридическое равенство; защиту прав и свобод; на персональную свободу, в том числе на личную физическую неприкосновенность, на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства; на свободу совести и вероисповедания; на свободу определять и указывать свою национальную принадлежность; на свободу мысли и слова. В данную группу так же входят и политические права. Так же, в состав данной группы входят социально-экономические и культурные права.

Из всего вышесказанного возникает вопрос, является ли «право на достойную человеческую жизнь» правом? Такие ученые как, Б.Н. Чичерин, В.С. Нерсесянц, Л.С. Мамут, утверждают, что составляющие права, которые входят в составную структуру права на достойную жизнь являются льготами для неимущих слоев населения, акт благотворительности сильных мира сего по отношению к слабым, аутсайдерам общества. Поэтому право на достойную жизнь нельзя назвать правом как таково.

Другая группа ученых убеждена в том, что синтез двух блоков прав и право на достойную человеческую жизнь, как результат синтеза, является таким же подлинным правом, как и права первой и второй групп. (Г. Самуэль, Л. Гобхаус, Д. Дьюи, В.С. Соловьев, П.И. Новгородцев, С.И. Гессен, Б.А. Кистяковский, С.С. Алексеев, В.М. Хвостов, З.Ш. Гафуров, И.Н. Николаенко, и др.).

Размышления о праве на достойную жизнь вызывают к жизни вопрос об обязанности жить достойно. Справедливо будет отметить, что в настоящее время существует немало работ, посвященных праву на достойную жизнь, однако почти нигде не говорится о том, что подлинно достойная жизнь не может состояться в отсутствие нормативно установленной обязанности жить достойно.

Данная обязанность носит морально-этический характер, однако ей свойственна и юридическая составляющая. Ее безусловным компонентом является обязанность подчиняться закону, платить налоги (ст. 57 Конституции РФ), охранять природу (ст. 58 Конституции РФ); защищать Отечество (ст. 59 Конституции РФ), а также запрет на пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду (ст. 29 Конституции РФ) [1] и т.п.

По итогам всего выше сказанного можно сказать следующее:

  • Право на достойную жизнь это совокупное публичное право, представляющее собой социально обусловленное, нормативно определённое притязание человека к государству, основанное на принципах высшей правовой ценности человеческого достоинства и неприкосновенности жизни человека и реализуемое в комплексе полномочий, нацеленных на реализацию биологических, социальных и духовных потребностей;
  • Так же человек наделен обязанностью вести достойный образ жизни;
  • Для создания условий по реализации данных прав и обязанностей личности, России, как социальному государству, необходимо решить задачи стабилизации и развития экономики; совершенствования социальной политики; создание благоприятных условий для развития малого бизнеса.

Список литературы:

  1. Конституции РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993)(ред.от21.07.2014) «Собрание законодательства РФ», № 31. 2014
  2. Арбузов С.Ю. Конституционное право человека на достойную жизнь и его место в системе прав человека. Грамота. 2011.№ 8 (14). Ч. VI. С. 21 - 24.
  3. Фаге Э. Либерализм. О свободе: Антология мировой либеральной мысли (первая половина XX века). М., 2000. С. 37.
  4. Кислов А.Г., Кропанева Е.М., Москаленко М.Р. Достойное существование человека как этическая категория. Человек в мире культуры. 2012. № 4.
  5. Зайцева А.М. Жизнь человека как объект конституционно-правового регулирования: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 8.
  6. Торгашин И.М. Понятие «достойная жизнь» и право на жилище. Известия Пензенского государственного педагогического университета имени В.Г. Белинского. 2011. № 24. С. 140 - 143.

Интересная статья? Поделись ей с другими: