УДК 336.01

Оценка эффективности деятельности компании при применении долгового финансирования

Мухаметзянова Лейсан Рамилевна – студент магистратуры Казанского (Приволжского) федерального университета.

Аннотация: В данной работе подчеркивается важность проведения анализа финансового состояния компании при привлечении долгового финансирования. Описывается классификация спроса на долговые источники заимствования, а также дается характеристика группы финансовых показателей.

Ключевые слова: Заемный капитал, показатели эффективности, долговое финансирование, коэффициенты ликвидности, финансовый леверидж.

Финансовая устойчивость компании характеризуется достижением равновесия в нестабильных современных рыночных условиях, а также сохранением платежеспособности, ликвидности и инвестиционной привлекательности. Однако, каждая компания достигает такой точки развития, что перед финансовыми менеджерами формируется задача поиска оптимальных источников финансирования деятельности. Финансирование за счет собственных средств является дорогим и порой недоступным для ряда компаний на определенной стадии. При этом долговые источники накладывают ряд обязательств на компании. В данном случае необходимо провести анализ финансового состояния компании, а также определить стратегию дальнейших действий.

Долгосрочная составляющая заемного капитала, срок погашения которой составляет больше 1 года, носит инвестиционный характер и является основой для построения перспективной финансовой стратегии компании.

Автор В.В. Савалей предложил классифицировать спрос на источники долгового финансирования компании ни потенциальный, сложившийся и неудовлетворенный [6].

При помощи потенциального спроса возможно определить тот необходимый объем заемных средств для финансирования постоянной части активов. Сложившийся спрос характеризуется сформированным в компании объемом заимствований в сложившихся условиях. При такой пропорции, в которой потенциальный спрос больше по объему сложившегося спроса, образуется неудовлетворенный или отложенный спрос на долгосрочные источники долгового финансирования. Однако, существует проблема оценки вышеуказанных видов спроса. Для определения потребности в источниках финансирования компаний различных отраслей экономики применяют метод соблюдения пропорций между активами компании с разной величиной оборачиваемости и соответствующих источников их финансирования.

Для финансовых менеджеров важной и достаточно сложной задачей становится определение потребности в долговом финансировании и определении оптимального уровня долговой нагрузки компании. При проведении анализа финансового состояния применяют различные группы коэффициентов с установленными нормативными значениями. Однако, существующие коэффициенты имеют ряд недостатков. Благодаря действию показателя финансового рычага при применении заемного капитала возможно увеличить рентабельность собственного капитала при выполнении условия, что рентабельность активов предприятия выше стоимости привлечения заемного капитала [6]. Но коэффициент финансового левериджа при низких значениях не сможет дать информацию о том, что компания в ближайшее время может позволить себе профинансировать свои затраты без использования заемных денежных средств. Так как собственный капитал компании характеризует права владельцев на активы, то величина этих прав не дает полную информацию о фактическом наличии средств, предназначенных для покрытия всех затрат компании. В данном случае группа коэффициентов ликвидности наиболее точно характеризует финансовое состояние компании [1].

Эффект финансового рычага вызван разницей в уровне процентной ставки по кредиту и прогнозируемым показателем рентабельности собственного капитала [3].

Эффект финансового рычага объясняет потенциальную возможность в увеличении рентабельности собственных средств при использовании заемных. При этом растет показатель чистой прибыль на каждый вложенный рубль собственных средств компании. Существует два подхода к определению вышеуказанного эффекта, а именно, американский и европейский. При американском подходе возможно влиять на чувствительность чистой прибыли к изменению прибыли до уплаты процентов и налогов при помощи изменения соотношения между заемным и собственным капиталом компании [2].

где T - ставка налога на прибыль; EBIT - операционная прибыль в ден. ед.; EPS - прибыль на одну акцию в ден. ед.

При европейском подходе финансовый леверидж характеризует степень использования долгового финансирования, которое непосредственно влияет на рентабельность собственного капитала [4].

где EP - экономическая рентабельность активов в %; Iср - средняя расчетная ставка процентов за кредит в %; D - величина заемного капитала в ден. ед.; Е - величина собственного капитала в ден. ед.

Коэффициенты ликвидности представляют собой отношение наиболее ликвидных активов организации к краткосрочным обязательствам. При этом недостаток данной группы показателей заключается в том, что они не учитывают возможность погашения краткосрочных обязательств при текущем поступлении денежных средств.

Таблица 1. Классификация коэффициентов ликвидности. [5]

Название коэффициента

Характеристика коэффициента

Коэффициент ликвидности абсолютной

Отношение суммы краткосрочных финансовых вложений и денежных средств к сумме краткосрочных обязательств.

Коэффициент ликвидности промежуточной

Отношение суммы денежных средств, ценных бумаг и краткосрочной дебиторской задолженности к сумме краткосрочных обязательств

Коэффициент текущей ликвидности

Отношение суммы денежных средств, запасов, прочих оборотных активов и легко реализуемых ценных бумаг к сумме краткосрочных обязательств.


Многие эксперты утверждают, что коэффициенты ликвидности должны быть не менее единицы. В противном случае это говорит о том, что обязательства компании превышают ее активы, что в свою очередь свидетельствует выражением риска ликвидности. Но одновременно с этим существует компромисс между риском ликвидности и наличием большого размера оборотного капитала.

Список литературы

  1. Абанин С.Л. Определение возможности компании по самофинансированию и заемному финансированию // Финансы и кредит. 2009. №30 (366). С. 69-79.
  2. Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов: пер. с англ. / под ред. Барышниковой Н. М.: Олимп-Бизнес, 2008. – 1008 с. [Richard A. Brealey, Suewart C. Myers. Principles of corporate finance. 7the d. The McGraw – Hill Companies, Inc. 2003, p. 1008].
  3. Ковалев В. В. Курс финансового менеджмента – 3-е изд. – М.: Проспект, 2014. – 556 с.
  4. Курочкин В. Н. Финансовый менеджмент. М.: Литрес, 2015. – 473 с.
  5. Лукаш Ю. А. Анализ финансовой устойчивости коммерческой организации: пути её повышения: учебное пособие - М.: Флинта, 2015.–456 с.
  6. Савалей В.В. Отраслевые особенности формирования спроса на долгосрочный заемный капитал. Финансы и кредит. 2011. №13 (445). С. 18-30.