УДК 656
Фам Минь Чи – магистрант факультета Дорожного транспорта Вьетнамской народной полицейской академии.
Аннотация: Рассмотрены проблемы безопасности автомобильного транспорта в транспортной отрасли РФ. Проанализированы проблемы безопасности автотранспорта, которые вместе с культурой поведения участников дорожного движения, как одной из социальных условий, минимизирующих возникновения ДТП на дороге. Предложены рекомендации по устранению проблем связанных с автомобильными перевозками.
Ключевые слова: Безопасность, автомобильные перевозки, автотранспорт, ДТП, перевозчики, тахограф.
Бурное развитие промышленности, обусловленное использованием достижений технического прогресса, является главной характеристикой развития мирового сообщества. Это относится в полной мере и развития автомобилестроения, следствием которого является стремительный процесс роста автомобильного парка. Расширение объемов и сферы применения транспортных средств повышает вероятность увеличения человеческих и материальных потерь, причиной которых является аварийность на дорогах.
Всего в России ежегодно в ДТП в среднем погибают 7 тыс. чел. и получают травмы различной степени тяжести 57 тыс. чел. тяжелыми остаются последствия ДТП [3].
Отдельным фактором риска является объем автомобильного парка. Количество транспортных средств в России пока превышает 9 млн. При этом основная часть коммерческого автотранспорта, а именно грузовые автомобили и автобусы, сейчас перешли в частную собственность. Как следствие, разрушен уровень обеспечения условий технического обслуживания и безопасности движения, а определяющим критерием стало получение прибыли, обычно с нарушением законодательства и требований безопасности движения.
Появление в последние годы на рынке транспортных услуг почти 15 тыс. автомобильных перевозчиков, не имеющих профильного образования и опыта организации перевозок, также существенно ухудшает состояние безопасности на дорогах [1, с. 304].
Серьезной проблемой остается недостаточный уровень безопасности автомобильных перевозок в России.
Рисунок 1. Динамика ДТП по вине водителей за 2016 г. [3]
Так, согласно статистическим данным в течение 2016 года на автомобильных дорогах России по вине водителей лицензированного автомобильного транспорта произошло 173,694 тыс. ДТП. Из них по вине водителей автобусов произошло 5294 ДТП, в которых 257 человек погибли и 8194 чел. получили травмы.
Такое положение безопасности автомобильных перевозок в России не соответствует ожиданиям общества, приводит к человеческим, материальным и экономическим потерям, создавая при этом социальную напряженность в стране и неблагоприятные условия для инвестиционных поступлений в транспортный сектор России.
Подавляющее большинство ДТП с тяжелыми последствиями случается на 12-14 часов работы водителя. Такое превышение допустимых норм продолжительности работы за рулем является грубым нарушением установленных законодательством режимов труда и отдыха и, соответственно, приводит к утомляемости водителя, снижение реакции или вообще засыпания за рулем.
В таком состоянии водитель транспортного средства может совершить выезд на полосу встречного движения или съезд с дороги, в результате чего случаются столкновения с другими транспортными средствами, движущимися по встречной полосе или опрокидывания. Решение этой проблемы возможно лишь при условии внедрения эффективной системы контроля со стороны государства за соблюдением водителями коммерческого автотранспорта режимов труда и отдыха. В настоящее время единственным действенным средством этого контроля является тахограф. Он позволяет осуществлять контроль не только за периодами работы и отдыха, но и по скорости движения на протяжении всей рабочей смены [2, с. 19].
В то же время последствия от резонансных ДТП, которые случаются с участием автобусов, свидетельствуют о том, что требования к уровню безопасности конструкции автобусов требуют совершенствования. Как известно, степень тяжести последствий таких ДТП существенно зависит от параметров активной и пассивной безопасности автобусов. Так, в арсенале любого современного автомобиля должно быть ряд средств для смягчения последствий ДТП: подголовники, ремни безопасности, подушки безопасности, зоны, которые деформируются, поглощая энергию удара и т.д. Относительно автобусов, то на сегодня крайне актуальны в частности такие элементы безопасности, как ремни безопасности и ограничители максимальной скорости.
Сложившаяся обстановка с аварийностью на дорогах характеризуется следующими причинами:
Решить указанные проблемы автомобильных перевозок возможно только путем разработки и выполнения общегосударственных и региональных программ развития автомобильного транспорта на определенный период.
Региональные программы должны содержать такие основные пути решения проблем:
Это обеспечит дальнейшее системное развитие отрасли автомобильного транспорта, определение первоочередных задач и стратегических ориентиров по повышению качества и уровня безопасности перевозок пассажиров и грузов, их энергоэффективности, конкурентоспособности автомобильных перевозчиков, бюджетное финансирование расходов по оказанию социально значимых услуг.
Таким образом, нынешнее состояние безопасности автомобильных перевозок в России не соответствует ожиданиям общества, приводит к человеческим, материальным и экономическим потерям, создавая при этом социальную напряженность в государстве и неблагоприятные условия для инвестиционных поступлений в транспортный сектор России. Решение этой проблемы возможно лишь при условии внедрения эффективной системы контроля со стороны государства за соблюдением водителями коммерческого автотранспорта режимов труда и отдыха, а также совершенствование требований к уровню безопасности конструкции транспортных средств.
Список литературы