gototopgototop

УДК 656

Проблемы безопасности автомобильных перевозок и способы их решения

Фам Минь Чи – магистрант факультета Дорожного транспорта Вьетнамской народной полицейской академии.

Аннотация: Рассмотрены проблемы безопасности автомобильного транспорта в транспортной отрасли РФ. Проанализированы проблемы безопасности автотранспорта, которые вместе с культурой поведения участников дорожного движения, как одной из социальных условий, минимизирующих возникновения ДТП на дороге. Предложены рекомендации по устранению проблем связанных с автомобильными перевозками.

Ключевые слова: Безопасность, автомобильные перевозки, автотранспорт, ДТП, перевозчики, тахограф.

Бурное развитие промышленности, обусловленное использованием достижений технического прогресса, является главной характеристикой развития мирового сообщества. Это относится в полной мере и развития автомобилестроения, следствием которого является стремительный процесс роста автомобильного парка. Расширение объемов и сферы применения транспортных средств повышает вероятность увеличения человеческих и материальных потерь, причиной которых является аварийность на дорогах.

Всего в России ежегодно в ДТП в среднем погибают 7 тыс. чел. и получают травмы различной степени тяжести 57 тыс. чел. тяжелыми остаются последствия ДТП [3].

Отдельным фактором риска является объем автомобильного парка. Количество транспортных средств в России пока превышает 9 млн. При этом основная часть коммерческого автотранспорта, а именно грузовые автомобили и автобусы, сейчас перешли в частную собственность. Как следствие, разрушен уровень обеспечения условий технического обслуживания и безопасности движения, а определяющим критерием стало получение прибыли, обычно с нарушением законодательства и требований безопасности движения.

Появление в последние годы на рынке транспортных услуг почти 15 тыс. автомобильных перевозчиков, не имеющих профильного образования и опыта организации перевозок, также существенно ухудшает состояние безопасности на дорогах [1, с. 304].

Серьезной проблемой остается недостаточный уровень безопасности автомобильных перевозок в России.

 

Рисунок 1. Динамика ДТП по вине водителей за 2016 г. [3]

Так, согласно статистическим данным в течение 2016 года на автомобильных дорогах России по вине водителей лицензированного автомобильного транспорта произошло 173,694 тыс. ДТП. Из них по вине водителей автобусов произошло 5294 ДТП, в которых 257 человек погибли и 8194 чел. получили травмы.

Такое положение безопасности автомобильных перевозок в России не соответствует ожиданиям общества, приводит к человеческим, материальным и экономическим потерям, создавая при этом социальную напряженность в стране и неблагоприятные условия для инвестиционных поступлений в транспортный сектор России.

Подавляющее большинство ДТП с тяжелыми последствиями случается на 12-14 часов работы водителя. Такое превышение допустимых норм продолжительности работы за рулем является грубым нарушением установленных законодательством режимов труда и отдыха и, соответственно, приводит к утомляемости водителя, снижение реакции или вообще засыпания за рулем.

В таком состоянии водитель транспортного средства может совершить выезд на полосу встречного движения или съезд с дороги, в результате чего случаются столкновения с другими транспортными средствами, движущимися по встречной полосе или опрокидывания. Решение этой проблемы возможно лишь при условии внедрения эффективной системы контроля со стороны государства за соблюдением водителями коммерческого автотранспорта режимов труда и отдыха. В настоящее время единственным действенным средством этого контроля является тахограф. Он позволяет осуществлять контроль не только за периодами работы и отдыха, но и по скорости движения на протяжении всей рабочей смены [2, с. 19].

В то же время последствия от резонансных ДТП, которые случаются с участием автобусов, свидетельствуют о том, что требования к уровню безопасности конструкции автобусов требуют совершенствования. Как известно, степень тяжести последствий таких ДТП существенно зависит от параметров активной и пассивной безопасности автобусов. Так, в арсенале любого современного автомобиля должно быть ряд средств для смягчения последствий ДТП: подголовники, ремни безопасности, подушки безопасности, зоны, которые деформируются, поглощая энергию удара и т.д. Относительно автобусов, то на сегодня крайне актуальны в частности такие элементы безопасности, как ремни безопасности и ограничители максимальной скорости.

Сложившаяся обстановка с аварийностью на дорогах характеризуется следующими причинами:

  • постоянно возрастающая мобильность населения;
  • уменьшение перевозок общественным транспортом и увеличение перевозок личным транспортом;
  • несоответствие между увеличением количества автомобилей и транспортно- эксплуатационным состоянием улично-дорожной сети (УДС), не рассчитанной на современный состав и интенсивность транспортных потоков [4, с. 93].

Решить указанные проблемы автомобильных перевозок возможно только путем разработки и выполнения общегосударственных и региональных программ развития автомобильного транспорта на определенный период.

Региональные программы должны содержать такие основные пути решения проблем:

  • создание условий для обновления автомобильными перевозчиками парка подвижного состава автомобильного транспорта и оптимизации его структуры, использования новейших технологий и информационных систем;
  • оптимизация сети автобусных маршрутов;
  • оптимизации механизма допуска автомобильных перевозчиков к осуществлению хозяйственной деятельности на рынке услуг по перевозке пассажиров и грузов;
  • совершенствование системы ценового и налогового регулирования деятельности автомобильных перевозчиков, обеспечить инновационное и инвестиционное развитие отрасли автомобильного транспорта;
  • разработка и внедрение механизма предоставления отдельным категориям граждан адресной дотации для льготного проезда автомобильным транспортом;
  • создание равных условий хозяйствования для субъектов, осуществляющих деятельность на рынке транспортных услуг;
  • совершенствование механизма начисления и уплаты налога с владельцев транспортных средств;
  • внедрение механизма проведения безналичных расчетов за перевозку пассажиров на маршрутах городского автобусного сообщения - повышение уровня безопасности перевозок пассажиров и грузов;
  • ужесточение требований к автомобильным перевозчикам и обеспечения контроля за соблюдением ими требований законодательства по безопасности дорожного движения;
  • совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала автомобильного транспорта;
  • ужесточение требований к безопасности конструкции и технического состояния транспортного средства согласно европейских норм и стандартов в сфере безопасности дорожного движения;
  • разработка гармонизированного положения по режиму труда и отдыха водителей транспортных средств;
  • реализация эффективных методов контроля за соблюдением норм безопасности;
  • совершенствование системы технического регулирования допуска к эксплуатации транспортных средств и предоставления услуг по перевозке пассажиров и грузов:
  • усиление государственного контроля за качеством топливно-смазочных материалов;
  • снижение уровня удельных расходов ресурсов, связанных с оказанием услуг по перевозке пассажиров, обеспечения эффективного использования топливно-энергетических ресурсов.

Это обеспечит дальнейшее системное развитие отрасли автомобильного транспорта, определение первоочередных задач и стратегических ориентиров по повышению качества и уровня безопасности перевозок пассажиров и грузов, их энергоэффективности, конкурентоспособности автомобильных перевозчиков, бюджетное финансирование расходов по оказанию социально значимых услуг.

Таким образом, нынешнее состояние безопасности автомобильных перевозок в России не соответствует ожиданиям общества, приводит к человеческим, материальным и экономическим потерям, создавая при этом социальную напряженность в государстве и неблагоприятные условия для инвестиционных поступлений в транспортный сектор России. Решение этой проблемы возможно лишь при условии внедрения эффективной системы контроля со стороны государства за соблюдением водителями коммерческого автотранспорта режимов труда и отдыха, а также совершенствование требований к уровню безопасности конструкции транспортных средств.

Список литературы

  1. Дорохин, С. В. Профилактика безопасности дорожного движения как мера снижения чрезвычайных ситуаций на дорогах. / С. В. Дорохин // Проблемы обеспечения безопасности при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. – 2015. – Т. 1. – С. 303–307.
  2. Моисеев, Ю. И. Перспективы применения тахографов с ГЛОНАСС в Российской Федерации / Ю. И. Моисеев // Вестник Саратовского государственного технического университета. – 2013. – № 2. – С. 18–20.
  3. Сайт ГИБДД. URL: http://stat.gibdd.ru/
  4. Терентьев, В. В. Безопасность автомобильных перевозок: проблемы и решения / В. В. Терентьев // Надежность и качество сложных систем. – 2017. – № 2 (18). – С. 90–94.

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Отправить статью

...

Форма оплаты

Номер статьи, присвоенный редакцией
Количество страниц в статье
Количество экземпляров журнала
Доставка: РФСНГ
Скидка (%)
Заказать свидетельство о публикации
1. Стоимость публикации каждой страницы статьи составляет 200 рублей.
2. Стоимость каждого экземпляра журнала, включая его изготовление и доставку, составляет 300 рублей для России и 600 рублей для стран СНГ.
3. Стоимость печатного свидетельства о публикации составляет 100 рублей

Реквизиты для оплаты через банк