УДК 061
Чичеров Кирилл Андреевич – бакалавр Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ».
Рубцов Олег Евгеньевич – бакалавр Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ».
Азерников Антон Денисович – бакалавр Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ».
Мысева Екатерина Романовна – ассистент преподавателя кафедры Общей юриспруденции и правовых основ безопасности Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ».
Аннотация: В статье рассматриваются проблемы, возникающие при решении задачи импортозамещения в информационных системах, работающих в интересах государственных органов власти. Сформулированы задачи импортозамещения в сфере информационных технологий. Проанализированы причины возникновения проблемы. Предложены возможные пути решения проблемы.
Ключевые слова: Импортозамещение, информационные технологии, экономика, территориально-распределенные информационные системы, технологическая независимость.
За последние три года термин «импортозамещение» стал одним из самых распространенных в нашей стране, его используют в публикациях и выступлениях, независимо от сферы деятельности авторов.
Классическое определение импортозамещения: «уменьшение или прекращение импортных поставок товаров посредством роста отечественного производства данной продукции или ее аналогов» [4, 67].
Далее необходимо рассмотреть сущность импортозамещения как экономического процесса. Это можно делать на простом реальном примере. Современный россиянин привык, что в любом супермаркете всегда можно приобрести итальянские сыры, французское вино, греческие маслины и т.д. После начала целой череды введения санкций против России, наше правительство остро отреагировало и запретило ввоз ряда иностранных продуктов. Потребитель, который привык покупать эти продукты в открытом доступе, стал недоволен, спрос на них возрос, и этот спрос нужно было удовлетворять. Таким образом, отечественные российские производители очень быстро, хотя пока и не совсем качественно (возможно, проблема в недоработанной технологии), начали производить эти товары самостоятельно. Вследствие чего возобновили работу ряд заводов и фабрик, увеличилось количество рабочих мест, поэтому увеличился рост ВВП, и экономика России стала устойчивей. Казалось бы, санкции — это проблема, но благодаря этой проблеме, решился ряд других очень острых вопросов.
В настоящее время, в условиях западных санкций, одним из основных направлений экономического развития России является реализация политики импортозамещения в сфере информационных технологий (IT) [1, 182-186]. Как известно, сегодня информационные технологии являются, фактически, «скелетом» современного общества. Этот «скелет» обеспечивает безопасность и эффективное взаимосвязанное функционирование в сферах торговли, финансов, социальной и экономической политики [2, 281-284.].
Для сельского хозяйства, энергетической отрасли, промышленной сферы сформулированное выше определение применимо, но для ИТ-сферы определение «импортозамещение» требует существенных уточнений. Связано это с тем, что основной целью импортозамещения в ИТ-сфере является обеспечение реальной технологической независимости России. Это в полной мере относится к создаваемым территориально распределенным информационным системам (ТРИС), разрабатываемых в интересах органов государственной власти.
IT-индустрия в России быстро и динамично растет. Многие отечественные ИТ-продукты хорошо известны за пределами нашей страны. Но не все так радужно, как кажется на первый взгляд. Более 70% софта, используемого в России, является импортным, причем во многих сегментах имеется альтернативное Российское программное обеспечение ничуть не уступающее по качеству импортным аналогам.
Одним из важнейших факторов развития использования российских IT-технологий — это информационная безопасность. На данный момент сложившаяся экономическая ситуация внутри страны требует оперативного решения вопроса импортозамещения в этой сфере. Но это не так легко осуществить. Информационные технологии рассматриваются как один из основных элементов поддержания высокого уровня безопасности в РФ, поэтому необходимо выяснить смогут ли российские аналоги заменить зарубежные информационные продукты и насколько отечественная IT-отрасль зависима от импорта [3].
Процедура по замещению импорта в IT-отрасли предполагает создание собственного программного обеспечения (ПО), а также различных комплектующих для ПК на базе российских технологий [6,85-103]. Данный процесс очень важен для российской экономики, так как согласно статистическим данным, представленным 18-20 июня 2015г. на международном экономическом форуме «Национальная технологическая инициатива», мировой рынок ПО за предыдущие 15 лет вырос более, чем в 20 раз и составляет около 1 триллиона долларов США. При этом, доля российского экспорта не превышает 1%, а импорт является колоссальным и в различных сферах информационных технологий составляет от 50 до 95% [7,71-73].
Для ослабления зависимости отечественной IT-отрасли от зарубежных информационных продуктов, Министерство промышленности и торговли РФ и Министерство связи и массовых коммуникаций РФ разработали ряд государственных программ и стратегий (табл. 1), с помощью которых также возможно создание высокопроизводительных рабочих мест и повышение производительности труда; выпуск высокотехнологичной и конкурентоспособной продукции; обеспечение информационной безопасности страны и населения.
Таблица 1. Основные программы и стратегии развития информационных технологий в России.
№ |
Название |
Утверждено |
1 |
Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 года |
Распоряжение Правительства РФ №2227-р от 08.12.2011 г. |
2 |
Прогноз долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2030 г. |
Минэкономразвитие России от 25.03.2013 г. |
3 |
Стратегия развития отрасли ИТ в РФ на 2014-2020 гг. на перспективу до 2025 г. |
Распоряжение Правительства РФ № 2036-р от 01.11.2013 г. |
4 |
Государственная программа РФ «Информационное общество» (2011-2020 годы) |
Распоряжение Правительства РФ № 313 от 15.04.2014 г. |
Реализация данных программ предполагает не только решение проблемы по снижению зависимости от импорта информационных технологий, но и развитие в таких направлениях, как повышение грамотности населения в области IT; воспроизводство квалифицированных кадров; поддержка бизнеса, функционирующего в секторе информационных технологий; стимулирование экспорта. В перспективе появляется возможность выхода на мировой ИТ-рынок.
У процесса реализации политики импортозамещения имеется также несколько недостатков:
Таблица 2. Наиболее крупные российские разработчики ПО.
№ |
Название компании |
Направление деятельности ПО |
1 |
«1С» |
Финансовое, бухгалтерское и управленческое ПО |
2 |
СКБ Контур |
ПО для ведения электронного документооборота, бухгалтерского и налогового учета |
3 |
Яндекс |
Поисковая система в сети-Интернет |
4 |
Лаборатория Касперского |
Антивирусное ПО |
5 |
Abby |
Лингвистическое программное обеспечение |
6 |
Прогноз |
Организация бизнес анализа |
7 |
Релэкс |
Реляционная СУБД |
Несмотря на это, необходимо отметить, что процесс разработки программного обеспечения достаточно продолжительный по времени процесс, поэтому наибольший эффект от импортозамещения будет достигнут в долгосрочной перспективе.
Возможно, следует более внимательно обратить внимание на опыт Китая, который также начал с Linux, а затем уплыл от него в собственном направлении.
Также следует задуматься и об аппаратной платформе, об импортозамещении, которой говорят немного меньше. Однако здесь уже есть некоторые решения, в частности, проект «Эльбрус». Так ФГБУ НИИ «Восход» закупает 22 сервера на базе «Эльбрус-4» для использования в составе государственных информационных систем. Пенсионный фонд России также проводил испытания указанных систем для решения своих задач. Есть и другие примеры, но пока это отдельные шаги в направлении импортозамещения [7, 71-73].
Несмотря на то, что характеристики этих моделей на несколько лет отстают от последних западных образцов, однако есть и существенное преимущество ‒ частичное решение вопросов обеспечения информационной безопасности за счет отечественной архитектуры. Ясно сейчас только одно ‒ быстрого и одномоментного решения нет. Отсутствие единственного представителя от государства, через которого должна осуществляться координация работ в этой области, сейчас тоже нет. Предложенные решения, типа создания реестра отечественных программных средств для органов государственной власти, это тактические решения, применимые для ограниченного круга задач.
Понятно, что процесс импортозамещения в ИТ-сфере рассчитан на несколько лет, но если не будет выработана государственная политика в импортозамещении в ИТ-системах, не будут выделены ведущие государственные институты, координирующие этот процесс, и не будет организована подготовка кадров для решения этой программ, то результат, скорее всего, будет не слишком впечатляющим.
При этом последний вопрос, а именно КАДРЫ, может оказаться решающим. Нынешний подход к импортозамещению может рассматриваться как первый (или даже подготовительный) этап длительной и серьезной работы. Существующая сейчас система подготовки специалистов в этой сфере не ориентирована на решение проблем импортозамещения в будущем, она ориентирована на обеспечение ближайших потребностей экономики и производства. И без кардинальных усилий со стороны государства по модернизации системы образования в ИТ-сфере мы не сможем перейти к последующим этапам решения задачи импортозамещения в сфере информационных технологий.
В заключении можно сделать вывод, что процедура реализации политики импортозамещения информационных технологий обладает определенными недостатками, но вместе тем у нее есть и положительные стороны. Данный процесс подтверждает свою актуальность и приоритетность для современного состояния экономики нашей страны, уровня развития информационных технологий и информационной безопасности в Российской Федерации.
Список литературы