УДК 93/97

Основные цивилизационные регионы в период средневековья

Табейкина Елена Константиновна – кандидат исторических наук, доцент Казанского государственного Энергетического Университета

Аннотация: В статье речь идет о том, что всю средневековую историю Европы можно поделить на определенные периоды, каждый из которых имеет свои особенности. И все же, средневековое общество Европы являлось традиционным, т.к. преобладал аграрный сектор в экономике, повсюду использовался ручной труд, наблюдалось строгое следование традиции и христианским заповедям.

Ключевые слова: Цивилизация, варвары, король, феод, самоценность, экспансия.

Эволюция цивилизации средневековой Европы охватывает длительную историю с V по XV вв. и может быть условно поделена на несколько периодов:

V-VII вв. – появление средневекового Запада, возникновение варварских королевств, рожденных из синтеза двух культур, варварской и римской;

VIII-Х вв. – попытка германцев создать новую организацию – каролингский мир, скороспелая попытка объединения Европы;

X-XIII вв. – формирование единой и многообразной христианской Европы - период внутреннего и внешнего подъема цивилизации, становление современных государств;

XIV-XV вв. – кризис, характеризующийся мутацией и трансформацией европейской средневековой цивилизации (Жак Ле Гофф).

До завоевания римлянами, Западная Европа представляла собой ареал жизнедеятельности природных сообществ со всеми необходимыми атрибутами такого типа цивилизации: отсутствие государства, социальная организация в виде родовой общины, принцип прямой демократии внутри племени, общественная собственность на землю, рабы-иноплеменники, язычество и значительная роль жречества. Великий Рим оказал сильное влияние на жизнь народов Европы, которые подвергались существенной «романизации». Римские завоевания в Европе и вторжения европейцев в Римскую империю вели к мощному переносу цивилизационных ценностей.

Варвары, расселившиеся в V в. по Римской империи (эпоха «Великого переселения народов») были отнюдь не дикими племенами, только что вышедшими из своих лесов и степей. К V в. они прошли долгий путь эволюции, много видели и немало усвоили. В своих странствиях они вступали в контакты с разными культурами и цивилизациями, от которых воспринимали нравы, искусства и ремесла. Прямо или косвенно большинство европейских народов испытало влияние азиатских культур, иранского мира, а также и греко-римского, особенно его восточных, византийских провинций. В IV-V вв. среди готов, вандалов, бургундов, лангобардов, франков и др. племен распространилось христианство. Уже в начале V века в Европе были созданы первые ранние государства. Остров Британия был завоеван германскими племенами англов, саксов и ютов, которые создали там несколько государств; на территории Галлии, Германии и Бургундии было создано Хлодвигом Франкское королевство (486 г.); на Пиренейском полуострове располагались королевства вестов и свевов (418 г.); в Италии в 493 г. возникло остготское королевство Теодориха и т.д.

Первоначально для европейских государств были характерны смешанные, западные и восточные черты развития. Государство строилось на принципах жесткой иерархии. Король обладал высшей военной, законодательной, административной и судебной властью, добивался признания религиозного, сакрального характера своей власти. Огромную роль во всех сферах жизни общества играла католическая церковь (католицизм – западная ветвь христианства). Между тем, в экономике и вопросах собственности, в V-VII вв. очевидным было влияние римских традиций. По законам Вестготского, Остготского и Франкского королевств земля, другое движимое и недвижимое имущество продавали, покупали, дарили и завещали. Таким образом, частная собственность существовала и свободно развивалась.

VIII-X вв. средневековая европейская цивилизация вступает в следующий период развития. В 800 г. папа Римский Лев III короновал короля франков Карла Великого императорской короной. Император становился символом единства германских традиций, римского императорского прошлого и христианских начал. Идеи объединения христианского мира стали определяющими для нескольких поколений европейцев. Карл Великий создал огромную державу, куда кроме Галлии входили Испанская марка, Северная и Центральная Италия, территории Баварии и Саксонии, Паннония (Венгрия). Время существования Каролингской державы (середина VIII - начало Х вв.) было временем оформления целого ряда общественных институтов и основных черт культурно-исторического типа, присущего средневековой европейской цивилизации.

Земельные наделы свободных общинников и монастырей постепенно, в результате прямых захватов, насилия, купли и т.д. переходят в руки знати. Постепенно формируется феодальная форма землепользования. Феод или лен – особая наследственная форма землевладения, связанная с обязательным несением военной или гражданской службы. Особенностью феодальной земельной собственности является ее условный характер. Собственность феодала не являлась частной и зависела от системы личного подданства, имеющего иерархический характер. Право собственности феодала на землю и зависимость от него крестьян выражалась в феодальной ренте (барщина, дань, продуктовый или денежный оброк). Частная собственность была представлена узким кругом крупных землевладельцев (князья, герцоги, графы, бароны), с которыми государства (король) вело постоянную борьбу, стремясь поставить их под контроль и ограничить их независимость.

Общественная система средневековой цивилизации основывалась на принципах вассалитета. Вольный сеньор на оскорбление со стороны короля имел право ответить объявлением войны. Вассальные отношения предусматривали наличие взаимных прав и обязанностей. Вассалитет предполагал некоторую децентрализацию власти за счет передачи, делегирования ряда полномочий синьора вассалам. Совокупность определенных прав вассалов и территорий, на которых эти права были действительны, называлась «иммунитетом». Вассальные отношения и присущий им иммунитет являются особенностью средневековой европейской цивилизации.

Центром экономической и социальной жизни была деревня. Земля почиталась главной ценностью, а крестьяне были носителями основных духовных и культурных традиций. Средневековая Европа отличалась общинно-корпоративным устройством: цехи, гильдии, рыцарские ордена, церковные и сельские общины. Корпорации одного уровня объединялись в сословие.

Население Европы состояло из многих племен, которые говорили на разных языках, имели свои обычаи и традиции. Единство европейской цивилизации обеспечивала католическая церковь. Весь образ жизни, нравы, мышление средневекового человека определялись христианской религией. В искусстве и литературе преобладал образ Бога, который почти полностью заслонил образ человека. Индивид как бы не существовал как самоценность. Понятие свободы трансформировалось. «Свободный человек – это тот, у кого есть могущественный покровитель» (Жак Ле Гофф.).

VIII-X вв. стали периодом отражения европейцами натиска викингов, скандинавских воинов-мореходов и кочевников (аваров, тюркских болгар, венгров, печенегов, половцев). На севере Франции викингами было создано фактически независимое герцогство Нормандия. Выходцы из этого герцогства в 1066 г. завоевывают англосаксонскую Англию. Кочевники захватывают юго-западные территории Европы, основывают Болгарское и Венгерское государства. Особенностью таких завоеваний было ассимилирование захватчиков с коренными народами и по сути «растворение» их в общем европейском котле народов.

В середине Х века Оттон I Великий предпринял попытку воссоздать единое могущественное государство в Европе. В 962 г. он захватил Италию и объявил себя императором «Священной Римской империи». На некоторое время в Европе установился мир. В XIV - XV веках средневековая Европа вступила в последний период своего существования, который означал кризис христианского мира, мутацию и трансформацию основ цивилизации.

Уже к концу XIII века внутренняя и внешняя экспансия европейских народов закончилась. Прекратились распашки и освоение новой земли, а даже окраинные земли, возделывавшиеся под давлением роста населения и в пылу экспансии, были теперь заброшены, поскольку являлись малодоходными. Крестовые походы к концу XIII в. практически прекратились, а в 1291 г. произошло падение Акры – последнего оплота крестоносцев на Востоке, история христианских государств в Палестине завершилась. Также прекратились и нашествия кочевников. Вторжения монголов 1241-1243 гг. оставили в Польше и Венгрии страшные следы, но они были последними.

Наряду с этими крупными явлениями общего характера, в XIV-XV вв. происходят другие события, ярко свидетельствовавшие о начавшемся кризисе.

Во-первых, практически повсюду в Европе началась девальвация монеты, ее порча. Особенно тяжелый кризис переживала в начале XIV в. Франция, обанкротились многие итальянские банки. Европейские монархи залезли в долги, которые не способны были возвратить. Бездумная чеканка золотой монеты подорвала многие отрасли производства.

Во-вторых, целая серия выступлений, городских бунтов, восстаний против феодальной и городской знати поразила Европу (в Руане, Орлеане, Провансе в 1280-м году, в Тулузе в 1288г., Реймсе в 1292 г., Париже в 1306 г., Бельгии в 1302 г.).

В-третьих, в 1315-1317 гг. ненастная погода повлекла за собой плохие урожаи, рост цен, голод.

В-четвертых, снижение физической сопротивляемости человеческого организма вследствие постоянного недоедания сыграло свою роль в тех опустошениях, которые произвела Великая чума с 1348 г.

В-пятых, пораженный кризисом феодализм прибегнул к войне как средству облегчения положения господствующих классов. Наиболее знаменательным тому примером является Столетняя война 1337-1453 гг. между Францией и Англией из-за графства Фландрии и претензий англичан на французский престол.

Между тем, войны не разрешили проблем феодального общества, но создали новые. Союз короля с городами позволил создать и содержать постоянную наемную армию, надобность в служилом рыцарстве отпала. А с появлением огнестрельного оружия и артиллерии, рыцарство теряет монополию на военное дело. События Столетней войны продемонстрировали преимущества наемных войск, что подорвало авторитет всей сословной системы.

В течение XIV века практически все крестьяне Франции, Англии, Западной Германии получили личную свободу. При этом, во многих странах освобождению крестьян предшествовали мощные восстания. Например, Жакерия во Франции в 1358 г., восстание Уота Тайлера в Англии в 1381 г. и др.

Неудачи французов на первом этапе Столетней войны способствовали подъему национального самосознания, а победа явилась мощным стимулом к развитию процесса централизации Французского государства при Карле VII и Людовике XI. Кризис в Англии, вызванный поражением в войне с Францией, привел к борьбе сил старой и новой аристократии (война Алой и Белой роз 1455-1485 гг.). В результате победы Генрих VII Ланкастер укрепился на престоле и продолжил централизацию государственной власти.

Процессы централизации проходили и в других странах Европы. В Испании и Португалии королевская власть укреплялась в борьбе с арабами. Между тем, средневековая Европа дала и примеры полицентризма - итальянские государства, автономия которых являлась фактором их экономического процветания, и германские княжества, формально входившие в состав Священной Римской империи, но по сути вполне самостоятельные.

Подводя итоги, отметим: средневековое общество Европы являлось традиционным, т.к. преобладал аграрный сектор в экономике, повсюду использовался ручной труд, наблюдалось строгое следование традиции и христианским заповедям, в обществе наблюдалось стремление к внутреннему единству и внешней обособленности, корпоративность. Цивилизация развивалась и к концу XV в. подошла к определенному рубежу, за которым скрывались неведомые горизонты.

Список литературы

  1. Арин О. Мир без России. М.: Эксмо, 2002
  2. Гумилев Л.Н. История Евразии. М.: Эксмо, 2009
  3. Дьяконов И М . Пути истории. От древнейшего человека до наших дней. М.: Ком Книга,2007