gototopgototop

Правовое регулирование деятельности малого и среднего бизнеса в Москве

Юринская Екатерина Андреевна – Московский государственный университет путей сообщения.

Аннотация: В статье предлагаются пути разрешения проблем для создания условий развития малого и среднего бизнеса в Москве, определяется роль государства в решении данного вопроса.

Ключевые слова: Малый и средний бизнес, инфраструктура содействия малому бизнесу, средний класс.

Для создания условий эффективного развития малого предпринимательства, формирования гибкой системы его государственной поддержки усилена координация действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, общественных организаций и объединений предпринимателей. [4]

Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства г. Москвы осуществляет свои полномочия по решению вопросов разработки и реализации государственной политики г. Москвы в сфере промышленной, научно-технической и инновационной деятельности, поддержки и развития предпринимательства, по формированию благоприятного инвестиционного климата, привлечению и сопровождению инвестиций в вышеуказанных сферах деятельности, развитию и определению направлений использования промышленных зон г. Москвы, предоставлению государственных услуг содействующих развитию малого и среднего предпринимательства на территории города. В целях решения поставленных задач управлением реализуются мероприятия:

— по обеспечению благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства;

— по привлечению малого и среднего бизнеса к реализации программ повышения энергоэффективности, в том числе для проведения энергоаудита предприятий;

— по стимулированию развития на базе вузов и научных учреждений малых инновационных предприятий. [3]

В настоящее время без участия государства позитивных тенденций в положении малого предпринимательства добиться невозможно и нужно строить конструктивный диалог с властью. Этим призваны заниматься, в первую очередь, общественные организации предпринимателей. Именно объединения предпринимательских интересов и сил способны осуществлять целенаправленное взаимодействие с государственной властью, побуждая ее последовательно улучшать правовые условия, деловой климат, укреплять инфраструктуру содействия малому бизнесу.

В Москве действует ряд объединений предпринимателей, такие как Городской совет в области развития малого и среднего предпринимательства и Советы в области развития малого и среднего предпринимательства районов города. [5]

Также в городе существуют организации, образующие инфраструктуру субъектов малого и среднего предпринимательства [6]:

  • Московский клуб молодых предпринимателей;
  • Некоммерческое партнерство по содействию малому и среднему бизнесу — Московская ремесленная палата;
  • Российская ассоциация развития малого и среднего предпринимательства;
  • Московская торгово-промышленная палата;
  • Координационный совет по развитию малого и среднего предпринимательства;
  • Некоммерческое партнерство «Национальное агентство технологи- ческой поддержки предпринимательства»;
  • Городской совет в области развития малого и среднего предпринимательства, районные советы в области развития малого и среднего предпринимательства;
  • Центр научно-технической информации (ЦНТИ);
  • Московская ассоциация предпринимателей;
  • Московское агентство поддержки экспорта и инвестиций;
  • Национальное содружество бизнес-инкубаторов;
  • ОПОРА России [7];
  • Московское агентство по развитию предпринимательства.

Малый бизнес является неотъемлемым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого не может эффективно развиваться экономика. Мировой опыт показывает, что развитие малого бизнеса имеет большое значение в решении социально-экономических задач муниципальных образований, что может быть одним из источников реальной реструктуризации российской экономики.

Малый бизнес решает одну из наиболее важных социальных задач — формирует средний класс — основу эффективности национальной экономики. Малый бизнес — это, с одной стороны, инструмент решения социальных задач страны, так как он обеспечивает население рабочими местами, увеличивает занятость, а с другой — эффективный способ разработки и внедрения инноваций. В связи с этим разрабатываются различные программы поддержки малого и среднего предпринимательства как на краткосрочную, так и на долгосрочную перспективу.

Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Москве на 2012—2016 годы. На реализацию программы были предусмотрены средства в размере 20 000 000 тыс. руб. Ожидаемые результаты этой программы: увеличение оборота малых и микропредприятий более чем на 900 млрд. руб.; рост занятого населения в малом и среднем предпринимательстве на 11% (создание более 180 тыс. рабочих мест); повышение уровня производительности труда на малых и средних предприятиях на 11% относительно уровня 2011 г.; рост количества малых и микропредприятий на 17,3 тыс. организаций (приблизительно на 8%); увеличение доли налоговых поступлений от малых и средних предприятий в бюджет г. Москвы с 10% до 12,1%; увеличение доли малых предприятий; рост рейтинга г. Москвы по состоянию деловой среды относительно других крупных городов России.

Кроме этого, планировалось увеличить объемы конкурентоспособной продукции у местных товаропроизводителей для насыщения товарного рынка, повышение уровня развития народных промыслов и ремесел с целью сохранения культурного наследия города, формирование экономически активного среднего класса, увеличение занятости и самозанятости населения.

Как отметил Алексей Комиссаров (министр Правительства Москвы, руководитель Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства), в этой программе по сравнению с предыдущей гораздо больше конкретики в плане оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства. По его словам, порядка 388 тыс. субъектов могут рассчитывать на поддержку в рамках реализации данной программы.

Государственная программа города Москвы «Стимулирование экономической активности на 2012—2016 годы». [2] Основной целью Государственной программы является увеличение валового регионального продукта на основе развития высокотехнологичных отраслей экономики, сферы услуг, модернизации пользующихся спросом производств, реструктуризации неконкурентоспособных и низкоэффективных предприятий и технологических циклов.

Для достижения поставленных целей при реализации Государственной программы будут решены следующие задачи: сокращение числа административных процедур и их упрощение при организации бизнеса и реализации инвестиционных проектов; стимулирование деловой активности и поддержка бизнеса; развитие конкурентной среды; совершенствование инфраструктуры, способствующей развитию бизнеса; организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, перераспределения трудовых ресурсов в пользу высокоэффективных отраслей.

Определяющая роль в Государственной программе отведена промышленности, торговле, а также сектору малого бизнеса, которые обеспечивают около 50% производства ВРП и более 40% рабочих мест в г. Москве. Данная государственная программа включает в себя шесть подпрограмм: «Развитие рынка труда и содействие занятости населения города Москвы на 2012—2016 гг.»; «Развитие оптовой и розничной торговли, общественного питания и бытовых услуг города Москвы на 2012—2016 гг.»; «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Москве на 2012—2016 гг.»; «Реструктуризация и стимулирование развития промышленности в городе Москве на 2012—2016 гг.»; «Москва — инновационная столица России на 2012—2016 гг.»; «Развитие Москвы как Международного финансового центра на 2012—2016 гг.».

Также государство принимает различные меры имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства. Так, например, 1 июля 2013 г. были приняты поправки в постановление Правительства Москвы от 25.12.2012 № 800-ПП «О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы», в соответствии с которыми имущественная поддержка малого и среднего предпринимательства в Москве осуществляется в период с 1 января 2014 г. до 30 июня 2015 г. в виде установления ставки арендной платы в размере 3500 руб. за кв. м. в год ряду арендаторов, а также субъектам, использующим труд инвалидов.

По словам одного из представителей московского бизнес-сообщества, только принятием целевой программы проблем, существующих в малом и среднем бизнесе, не решить. «Это и существующая на сегодняшний момент проблема с получением кредита на развитие своего бизнеса, и несовершенная налоговая система, отсутствие льготных периодов по налогам на прибыль для организаций, административный прессинг: уже на стадии открытия дела предприниматели вынуждены пройти длинный путь согласований, отсутствие информированности бизнеса», — отметил эксперт.

Однако ряд мер для улучшения положения малого и среднего бизнеса правительство уже приняло. Так, 26 декабря 2008 г. принят Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», направленный на усиление гарантий защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора). Также внесен ряд изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации. В федеральный бюджет зачислялась сумма налога на прибыль организаций, исчисленная по налоговой ставке в размере 2%, а в бюджеты субъектов РФ — сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 18%.

В настоящее время планируются мероприятия в рамках поставленных задач.

1. Реализация долгосрочной целевой Программы содействия развития малого и среднего предпринимательства в городе Москве на 2012—2016 годы, в том числе по следующим видам поддержки:

  • финансовая — семь видов субсидий;
  • имущественная;
  • в области инноваций и промышленного производства; • консультационная;
  • информационная;
  • в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников;
  • в области ремесленничества.

2. Смещение приоритетов развития малого и среднего предпринимательства в сторону производственного сектора и поддержки инновационной деятельности.

3. Формирование кластеров, как структур, позволяющих малому и среднему предпринимательству успешно развиваться и конкурировать.

4. В целях поддержки субъектов малого и среднего бизнеса в инновационной сфере внесено три новых субсидии (возмещение части затрат на энергосбережение, на создание малых инновационных компаний и на приобретение франшизы).

5. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, занятых в научно-технической и инновационной сферах, посредством возмещения части затрат, связанных с предоставлением в аренду площадей по льготной ставке.

6. Дальнейшее формирование реестра малых и средних предприятий города, работающих в сфере инноваций.

8. Взаимодействие с инновационно-технологическими центрами при вузах города.

9. Взаимодействие с Центром занятости населения г. Москвы, Департаментом экономического развития Московской области по увеличению самозанятости населения и выделению грантов на открытие собственного дела начинающим предпринимателям.

10. Содействие субъектам малого и среднего предпринимательства в получении микрозаймов в «Фонде поддержки малого и среднего предпринимательства Московской области».

11. Преодоление административных барьеров — принятие специальных регламентов, облегчающих путь предпринимателей.

12. Совершенствование деятельности Городского совета в области развития малого и среднего предпринимательства (создание рабочих групп по отраслевому признаку из членов совета). [7]

Поддержка государства проявляется не только в целевых программах и нормативных правовых актах, а также в проведении различных форумов и круглых столов, посвященных различным актуальным вопросам, на которых участники обмениваются опытом, могут получить индивидуальные консультации от ведущих специалистов и экспертов. Так, например, 4 декабря 2013 г. в Центральном доме предпринимателя МГО ОПОРЫ РОССИИ и ОАО «Московская объединенная электросетевая компания» (МОЭСК) при поддержке Штаба по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности в Москве, созданного при Департаменте науки, промышленной политики и предпринимательства г. Москвы совместно провели деловой форум «Малый бизнес Москвы и ОАО “МОЭСК”: открытый диалог».

В форуме участвовали представители Правительства г. Москвы, УФАС по г. Москве, ОАО «МОЭСК», МГО ОПОРЫ РОССИИ, а также более 300 предпринимателей из разных округов г. Москвы. [1]

Малый бизнес в России уже имеет довольно широкую правовую основу, но она недостаточна. Проблема состоит в том, что она однобока и принятые правовые аспекты не реализуются, что делает абсурдным принятие каких-либо новых нормативных правовых актов.

В ходе работы над данной темой выяснено, что на данном этапе развития малого бизнеса в качестве основных проблем сами предприниматели выделяют: бюрократизм и коррупцию, которые поразили всю Россию; развитие малого бизнеса идет в основном среди торгово-посреднических фирм; неравномерность и непредсказуемость развития всей экономики.

Финансово-кредитная и инвестиционная поддержка малого предпринимательства должна сочетать оптимизацию налоговых льгот, развитие системы кредитования и создание благоприятного инвестиционного климата с участием специализированных фондов и других финансовых институтов. Сочетание мер прямой и косвенной поддержки должно способствовать формированию необходимого стартового капитала для вновь создаваемых, а также развитию существующих малых предприятий и преодолению негативной тенденции ухода этих предприятий от налогообложения.

Все возрастающее значение малого бизнеса и социально- экономическое развитие страны ставит вопрос о признании его общенациональным проектом. Можно с уверенностью сказать, что малый бизнес в России — уже реальность, от его развития, от отношения общества и государства к этой сфере экономики зависит и развитие всей России в целом.

Список литературы

1. Пресс-служба Московского отделения «Опоры России».

2. Постановление Правительства Москвы от 11.10.2011 № 477-ПП «Об утверждении Государственной программы города Москвы «Стимулирование экономической активности на 2012—2016 годы».

3. Приложение к постановлению Правительства Москвы от 26.07.2011 № 334-ПП Положение о департаменте науки, промышленной политики и предпринимательства г. Москвы.

4. Малый бизнес и предпринимательская деятельность [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vdcr.ru.

5. Префектура Восточного административного округа города Москвы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vao.mos.ru.

6. Портал малого и среднего предпринимательства Московской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pmp.mosreg.ru.

7. Московский международный портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://moscow.ru.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Отправить статью

...

Форма оплаты

Номер статьи, присвоенный редакцией
Количество страниц в статье
Количество экземпляров журнала
Доставка: РФСНГ
Скидка (%)
Заказать свидетельство о публикации
1. Стоимость публикации каждой страницы статьи составляет 200 рублей.
2. Стоимость каждого экземпляра журнала, включая его печать и доставку, составляет 350 рублей для России и 420 рублей для стран СНГ.
3. Стоимость свидетельства о публикации составляет 120 рублей

Реквизиты для оплаты через банк