УДК 658.012.4

Проблемы формирования организационно-экономического механизма управления инновационной деятельностью в регионе

Пугина Лариса Ивановна – кандидат экономических наук, доцент кафедры Менеджмента Муромского института (филиала) Владимирского государственного университета.

Аннотация: В статье предложены пути повышения инновационной активности предприятий в регионе на основании организационных мероприятий с помощью совершенствования ее организационно-экономического механизма. Рассмотрена структура организационно-экономического механизма инновационной деятельности. Акцент сделан на региональную составляющую механизма. Именно в региональном разрезе механизма управления появляются эффективные и гибкие формы поддержки инновационной активности.

Ключевые слова: Организационно-экономический механизм, инновационная деятельность, структура механизма, организационный механизм, экономический механизм, мотивационный механизм.

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта «Экономические аспекты активизации инновационной деятельности предприятий» № 14-12-33001/15 а(р).

Одним из важнейших путей активизации инновационной деятельности должно стать совершенствование ее организационно-экономического механизма. Организационно-экономический механизм должен способствовать стимулированию инновационной активности с учетом перспектив рыночной модели хозяйствования. Также, на наш взгляд, акцент необходимо сделать на региональную составляющую механизма. Это связано с тем, что именно в региональном разрезе механизма управления появляются эффективные и гибкие формы поддержки инновационной активности. Тем более, что идет процесс повышения самостоятельности функционирования регионов, рост их социально-экономической устойчивости на базе местных инициатив. В связи с этими обстоятельствами необходимо определить основные направления совершенствования организационно-экономического механизма инновационной деятельности в регионе как фактора ее активизации.

С переходом к рыночной экономике все более необходимым становится формирование комплексного механизма управления инновационной деятельностью, соответствующего современным условиям, выявления закономерностей внедрения, освоения и распространения новшеств, активизации инновационной деятельности.

Интересным, по нашему мнению, является подход к комплексному механизму управления научно-техническим развитием производственной системы в условиях рынка Н. Кругловой, рассматривающей комплексный механизм управления научно-техническим развитием как совокупность экономических, мотивационных и организационных способов целенаправленного взаимодействия субъектов хозяйствования и воздействия на их деятельность, обеспечивающих согласование интересов взаимодействующих сторон, объектов и субъектов управления [2, с.17].

Комплексный механизм управления инновационной деятельностью предприятий включает экономические механизмы, мотивационные механизмы, организационные механизмы [2]. Более подробно остановимся на организационно-экономическом механизме инновационной деятельности. Он состоит из двух частей - организационного и экономического механизмов.

Состав экономического механизма управления научно-техническим и инновационным развитием производственной системы может быть следующим: механизм собственности, механизм воспроизводства основных фондов, заемных средств и механизм государственной поддержки [2]. Механизм собственности реализуется путем накопления капитала и его инвестирования в развитие, а также путем реинвестирования прибыли. Механизм воспроизводства основных фондов связан с накоплением и использованием амортизационных отчислений, а также с реинвестированием доходов от сбыта морально устаревшего и изношенного оборудования. Механизм заемных средств основан на традиционном механизме инвестиционного кредитования, а также на принципиально новом для наших предприятий механизме венчурного (рискового) финансирования. Основу механизма государственной поддержки составляют бюджетное финансирование науки и образования и рациональная система налогов.

Организационный механизм включает структурные, организационно-административные, информационные и правовые механизмы. Эти составляющие организационного механизма инновационного процесса обладают свойством комплексности, так как они носят одновременно черты экономического и мотивационных механизмов, сильно взаимодействуют с этими механизмами, будучи организационными по основному характеру их воздействия [2].

Структурный механизм реализуется через механизм гибкой перестройки системы целей (выделение приоритетов), механизм усиления организационного потенциала предприятий за счет рационализации структуры организации (структурной перестройки) и механизм взаимодействия и взаимопроникновения субъектов развития. Основными особенностями организационно-административного механизма являются программно-целевое планирование развития, стандартизация и сертификация. Этим механизмам свойственна административная природа воздействия, так как они носят обязательный характер. Информационный механизм включает: механизм организации научно-технической информации о новейших достижениях отечественной и зарубежной науки и техники; механизм распространения (диффузии) нововведений на основе разнообразных контактов работников и потребителей инноваций; механизм маркетинговой информации о состоянии рынка потребительских товаров, рынка технологий, рынка интеллектуальной (промышленной) собственности; механизм взаимодействия соперничающих организаций - разработчиков нововведений. И последний - правовой механизм инновационного развития призван осуществлять государственное регулирование отношений между субъектами развития.

Основное назначение организационных механизмов в составе комплексного механизма управления инновационной деятельности - организовать взаимодействие субъектов инновационного развития на основе закономерностей процессов данного развития и взаимосвязанных с ним процессов производства и маркетинга.

Комплексность механизма управления инновациями заключается еще и в экономическом стимулировании инновационного процесса. Поэтому необходимо дополнить комплексный механизм управления инновациями механизмом экономического стимулирования инновационного процесса. Механизм экономического стимулирования инноваций включает его основные принципы (комплексность, перспективность, гласность) и формы (налогообложение, финансирование, кредитование, ценообразование, организация оплаты труда, экономическая ответственность, страхование риска) [1]. Необходимо создать предпосылки для появления интереса и спроса на инновации. Нужен новый механизм стимулирования инноваций на предприятиях.

В этих целях возможны следующие подходы к разработке системы стимулирования инноваций: соблюдение равенства всех форм собственности в процессе стимулирования инновационной деятельности; ориентация на стимулирование конечного результата инновационной деятельности; использование разнообразных экономических и неэкономических рычагов; дифференциация мер поощрения и наказания хозяйствующих субъектов. Для реализации данных подходов необходимо создание источников накопления финансовых ресурсов, стимулирование обновления фондов предприятий, выравнивание межотраслевых различий для создания спроса на инновации, выборочное стимулирование предложений новшеств по основным приоритетам.

Одной из основных форм стимулирования инновационной деятельности является ее финансирование. Необходимо формирование современной системы финансирования инноваций для активизации инновационной деятельности, ввести дополнительные источники финансирования этой деятельности. Финансирование инноваций включает формирование и использование специальных фондов для более быстрого продвижения инноваций по всем стадиям инновационного цикла. Возможны следующие источники финансирования инновационной деятельности: бюджетные средства, собственные средства предприятий, иностранные инвестиции, кредиты, собственные средства населения, средства высших учебных заведений.

Государственное финансирование может быть как прямым, так и косвенным. Прямое бюджетное финансирование связано с выборочным финансированием целевых инновационных программ, с созданием государственных инновационно-инвестиционных фондов (например, Российский фонд фундаментальных исследований, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и другие), организацией внебюджетных фондов поддержки инновационной деятельности при инновационных программах российского Министерства образования и науки. Косвенное государственное финансирование основано на предоставлении налоговых льгот в отношении инновационной деятельности, амортизационных льгот (в части расширения сферы ускоренной амортизации основных фондов). Предприятиями может быть также использовано льготное кредитование банками инновационной деятельности с активной помощью государства. Однако основным источником остается использование собственных средств предприятий за счет накопленного амортизационного фонда и прибыли. Возможно также привлечение иностранного капитала путем создания совместных инновационных предприятий, предоставление субсидий (грантов на НИОКР).

Таким образом, необходимо говорить о формировании именно комплексного механизма управления научно-техническим и инновационным развитием производства в условиях рынка. Данный механизм может быть эффективен только в том случае, когда он базируется на объективных закономерностях построения технологической системы, системы продукции и производственного процесса.

Отметим также, что само техническое развитие является фактором, усиливающим экономический и мотивационный механизмы. Техническое развитие влияет на природу механизмов управления экономикой: появляются и развиваются технико-экономические, организационно-экономические и организационно-технические механизмы. Это способствует интеграции отдельных механизмов в комплексные механизмы.

Остановимся на региональном уровне организационно-экономического механизма инновационной деятельности. Какие же пути совершенствования организационно-экономического механизма инновационной деятельности на уровне региона можно предложить?

Во-первых, одной из форм взаимодействия науки с производством должны стать региональные инновационные программы. Речь идет о формировании целенаправленного экономического механизма инновационного процесса - целевой научно-технической программе. В такой программе имеется соответствующая инновационная стратегия. Чаще всего, она выходит за рамки предприятия и предполагает участие различных учреждений. Программа обеспечивает создание и реализацию наукоемкой продукции. Она представляет совокупность инновационных научно-технических проектов, объединенных общей целью, тематикой, сроками выполнения и механизмом финансирования.

С помощью региональных научно-технических программ могут решаться не только конкретные проблемы развития регионов, но и поиск и использование региональных резервов научно-технического прогресса (научно-техническая кооперация, комплексное техническое перевооружение, распространение передового опыта), резервов улучшения организации производства и улучшения использования ресурсов. Также использование региональных инновационных программ должно привести к решению основных проблем разработки и внедрения нововведений на предприятиях области и на этой основе к повышению технико-экономического и инновационного уровня производства на этих предприятиях.

Во-вторых, для финансового обеспечения инновационных программ видится необходимым создание регионального инновационного фонда за счет средств областного бюджета и других заинтересованных лиц. Для этого, необходимо, чтобы тот, кто дает деньги (кредитор), был заинтересован в конечном экономическом результате инноваций, а тот, кто их получает (заемщик), был способен эффективно управлять всем инновационным процессом. Целью регионального инновационного фонда является совмещение региональных и предпринимательских интересов в инновационном бизнесе.

Также на уровне области необходимо формирование инновационно-образовательного потенциала региона. Для поддержки инновационно-образовательного потенциала представляется возможным образовать местный фонд поддержки науки и образования для дальнейшего развития науки, подготовки научных кадров и поддержки образования региона.

В-третьих, важной и новой формой проявления инновационной деятельности на региональном уровне является финансовый лизинг. Механизм лизинга предусматривает создание частных лизинговых компаний, покупающих, а затем сдающих в рассрочку предпринимателям или предприятиям дорогостоящую высокопроизводительную технику. Сегодня лизинг определяется не просто как долгосрочная аренда основных фондов, а как новая, специфическая система перспективного финансирования, в которой задействованы арендные отношения, элементы кредитного финансирования под залог, расчеты по долговым обязательствам и прочие финансовые механизмы.

В-четвертых, в качестве направления совершенствования организационно-экономического механизма инновационной деятельности в регионе предлагаем создание региональной инновационной системы, состоящей из новых форм организации инновационной деятельности. Эти организационные формы способствуют ускорению внедрения инноваций на региональном уровне. В них создаются благоприятные условия для быстрого осуществления инноваций. К таким новым организационным формам или структурам инновационной сферы можно отнести инкубатор, технопарк, технополис [3]. Данные технопарковые структуры всегда нацелены на инновационный процесс. В этих формах инновационный процесс протекает значительно быстрее.

Таким образом, основными направлениями совершенствования организационно-экономического механизма инновационной деятельности в регионе являются: разработка и реализация региональных инновационных программ, создание регионального инновационного фонда, поддержка малого инновационного предпринимательства и повышение инновационно-образовательного потенциала региона, организация региональных лизинговых компаний, развитие новых региональных организационных технопарковых структур.

Список литературы

1. Бляхман Л.С. Экономика, организация управления и планирование научно-технического прогресса. – М.: Высшая школа, 1991. – 228 с.

2. Круглова Н. Ю. Инновационный менеджмент. Под ред. Д. С. Львова. - М.: Ступень, 1996. - 290 с.

3. Сурин А.В., Молчанова О.П. Инновационный менеджмент: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 368 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: