gototopgototop

УДК 93/94

Деятельность областной организации Коммунистической партии Советского Союза по активизации общественно-политической жизни населения Астраханской области в 1965-1985

Викторов Александр Геннадьевич - магистрант Астраханского государственного университета.

Аннотация: В статье поднимается вопрос о роли и деятельности областной организации Коммунистической партии Советского Союза по активизации общественно-политической жизни населения Астраханской области в период 1965-1985 гг.

Ключевые слова: Коммунистическая партия, КПСС, Астрахань, общественно-политическая жизнь, политико-агитационные мероприятия.

Коммунистическая партия советского союза – испытанный и закаленный в борьбе авангард советского народа, строящего коммунизм, партия революционеров, олицетворяющая собой ум, честь и совесть эпохи.

Ее политические задачи и методы борьбы за коренное преобразование общества, идеологические и организационные принципы были разработаны ее основателем В.И. Лениным.

Вся деятельность КПСС озарена ярким светом марксистко-ленинского учения.[2.C.5]

Одним из пунктов массово-политической работы КПСС в Астрахани стало повышение идейного уровня лекционной пропаганды. Так же работа с населением велась через радио и газеты “Волга”, “Комсомолец Каспия”, “Знамя коммунизма”. Целью этой работы было достижение значительного улучшения жизни общества. Общество “Знание” создало для этой работы необходимые условия, выделив команды для укрепления лекторских групп в первичных партийных организациях.

Формами массово-политической и общественно-политической работы в изучаемый период являлись: проведения собраний трудящихся, беседы, доклады, лекции, воздействие через печать, кино, радио, телевиденье и мероприятия культурно-просветительских учреждений.

По сравнению с предыдущим периодом (1953-1964 гг.) стали чаще практиковать проведение вечеров отдыха, диспутов, конференций. Практиковались встречи с работниками передовых сфер (науки, техники), встречи с ветеранами труда и старыми большевиками. Широкое распространение в массах получило движение за коммунистическое отношение к труду. [3. Л. 35]

Однако главной задачей партийных органов оставалось выполнение решений и постановлений ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ и Главного политуправления Советской Армии и министерства культуры СССР “ О проведении Всесоюзного фестиваля самодеятельного искусства, посвященного 50-летию Великой октябрьской социалистической революции ”.

В течение 1966-1967 года перед КПСС ставилась задача изучить и обобщить данные и опыт работы идеологической комиссии райкома КПСС.

Изучение опыта и работы райкома КПСС принесло практическую пользу агитационной и общественно-политической работе с населением Астрахани, повысив политическое просвещение жителей города. Было решено проводить совещания по политическому обмену опытом не реже чем 2 раза в год.[4. Л.36-37]

30 января 1967 года Астраханский городской комитет КПСС отчитался о ходе выполнения бюро обкома КПСС “О массово-политической работе среди населения в связи с выборами в Верховный Совет РСФСР и местные Советы депутатов трудящихся Ленинским райкомом КПСС”.

Выполнение постановления бюро обкома КПСС райкомом партии и первичными партийными организациями усилило внимание населения к проведению массово-политической работы среди трудящихся промышленных предприятий, транспортных и строительных организаций, учреждений, учебных заведений и среди населений по месту жительства.

В работе участвовало около 4 тыс. агитаторов, информаторов, активистов, привлеченных к работе в связи с подготовкой к выборам в Верховный Совет РСФСР и местные Советы депутатов трудящихся.

Райком КПСС провел за 1966-1968 год 3 инструктивных совещания с секретарями первичных партийных организаций, заведующими агитпунктами и руководителями агитколлективов. В первичных партийных организациях систематически инструктировались агитаторы, оказывавшие практическую помощь. Усилился контроль со стороны райкома КПСС и первичных партийных организаций за деятельностью агитаторов, агитпунктов и агитколлективов. Всего в городе было создано 56 агитпунктов. [5. Л. 4]

Проверкой установлено, что неплохо организована массово-политическая работа при агитпунктах ДК АстрГРЭС, ДК “15 лет Октября” ЖЕК № 23 школах № 8, 21, 13 кинотеатра “Призыв” мясокомбината управления каспрыбхолдфлота, речного порта, педагогического училища и д.р.

В феврале 1967 года на заседании парткома был утвержден состав комиссии по подготовке к празднованию 50-летия Великого Октября. Комиссия состояла из 31 человека.

В начале марта 1967 года состоялось заседание праздничной комиссии, на котором были разработаны мероприятия по подготовке и проведению праздника. Так же были разработаны мероприятия по производственным участкам.

В целях достойной встречи 50-летия Великого Октября проводилась разнообразная массово-политическая работа: состоялось собрание коллектива порта, на котором выступал начальник порта В.Д. Тарыкин. Он говорил, в своем докладе, о задачах всех рабочих, инженерно-технических работников, плавсостава в юбилейном году; здесь же еще раз говорилось о задачах коллектива в свете постановления ЦК КПСС от 4 января 1967 г.

Постановление ЦК КПСС развертывает перед нами широкую панораму важнейших достижений советского народа за 50-летнию, показывает грандиозную перспективу нашего общества. [8. Л. 1-21]

В постановлении было отмечено, что первоочередной задачей является организация массово-политической и агитационной работы.

Это направление впоследствии переросло в ряд постановлений “О проведениях агитационно-пропагандистских работ” в различных направлениях (в спорте, в военной сфере).

Об этом постановлении (от 4 января 1967 г) пространно высказался Ю.В. Андропов, заявив: “Почему-то агитационно-массовую работу традиционно относят к идеологической или предвыборной. Однако она имеет главным образом организационное значение. Ведь организационная работа имеет два направления внутреннее и внешнее. Под внутренним понимается не только внутрипартийное, но и вся работа внутри коммунистического движения. Внешняя организационная работа это работа со всем трудящимся населением. И агитационно-массовая составляет главную её часть. Каждое публичное массовое мероприятие может считаться полезным, если оно имело хоть какие-нибудь организационные последствия.

На всех массово-политических мероприятиях должны действовать органы , производящие установление контактов с присутствующими представителями организаций, и отдельными гражданами, потенциальными членами партии или её сторонниками. Все раздаваемые на мероприятии материалы должны являться приглашением к совместным действиям по улучшению конкретной ситуации, или решению конкретных проблем необходимых присутствующим людям.

Каждое приглашение к микрофону граждан из участников митинга желательно продолжать принятием соответствующей резолюции и декларированием, а по возможности и организацией соответствующего комитета.

Проводимые митинги должны предваряться мелкими тематическими встречами в среде заинтересованного контингента. Например:

проблемы ЖКХ – с мегафоном по дворам,

производственные проблемы - встречи трудовых коллективов с депутатами муниципалитета

проблемы образования - организация встреч преподавателей родителей и учащихся на местах

Главная задача организация сплочения граждан в группы, а затем в более широкие коллективы. Только коллектив может противопоставить себя чиновнику, а значит выразить волю населения. Объединение коллективов это уже социальная сила в государстве.

Для проведения массовой работы нужен организационный центр, имеющий своих агентов на предприятиях и в жилых кварталах.

Рисунок 1. Структура организации массово-политической работы.

По-видимому, дополнительных пояснений не требуется, кроме объяснения нелегальной работы. Под нелегальной работой понимаем работу, проводимую без уведомлений и открытых обсуждений, без соблюдения установленных властью правил, но, не нарушая уголовного кодекса.

Аналогичная структура рекомендуется как для центрального, так и для регионального и местного уровней”. [1]

По производственным участкам собрания коллективов так же прошли в феврале - марте.

13 июня 1967 года состоялось партийное собрание парторганизаций управления порта. На собрании присутствовало 46 человек. [9. Л. 2]

На собрании были обсуждены следующие вопросы:

• О выполнении коммунистами уставных требований

• Информатизация партбюро о выполненных работах.

Всего выступало 8 человек. Все выступившие говорили о мерах, которые следует принять для исправления недостатков и недоработок в организационно-политической работе партийных органов.

По итогам 1967 года были сформулированы задачи для партийных органов:

1. Добиться улучшения явки коммунистов на собрания.

2. Улучшить агитационно-политическую работу печати на производстве

3. Ускорить окончание оформления территории.

4. Привлечь больший актив к массово-политическим мероприятиям и вовлечь население в социально- политическую работу

5. Вовлечь в политическую и социально-политическую работу пенсионеров

6. Принять меры по усилению агитационной работы.[10. Л. 7]

По итогам отчетов за 1967 год П. Колганов сделал вывод о том, что агитационно-политическая и социально- политическая работа с населением проводится недостаточно хорошо. “Наибольшее число агитаторов регулярно бывают у избирателей на квартирах, проводят беседы, отвечают на различные вопросы, дежурят в агитпунктах.

Наибольшую активность проявляют участники массово-политических мероприятий управления Каспрыбхолофдлота и РЭБ флота им. Урицкого. Но этого не достаточно.

Стоит улучшить работу в рамках лекционной пропаганды, например в январе-феврале месяцах по указанной фише тематике было прочитано 489 лекций и докладов, в 27 агитпунктах, требуется добавить к этому демонстрации документальных фильмов в красных уголках и агитпунктах Для этого следует привлечь к работе ДК “15 лет Октября” АстрГРЭС, кинотеатр “Призыв” и т.д. Однако агитпункты еще не стали подлинными центрами политической работы среди избирателей. К числу таких “недобросовестных” агитпунктов можно отнести : лесоперерабатывающую базу “Грузгидроэнергострой”, отделение Приволжской железной дороги п/я УД 249/2. Оформление в них бедное, планы массово-политических и социально-политических работ отсутствуют, деятельность агитаторов ограничивается составлением списка избирателей. Райкому КПСС и первичным партийным организациям следует принять меры по активизации деятельности агитколлективов”.[11. Л. 4]

Вопрос “О состоянии массово-политической и социально- политической работы среди избирателей” рассматривался на заседании бюро райкома КПСС, ряд секретарей первичных партийных организаций получили строгое предупреждение.

Работа агитпунктов и агитколлективов перешла под контроль райкома КПСС.

С 1980-1985 гг. местная власть Астрахани взяла курс на поддержание интереса жителей города к политике центральной и местной власти.

Перед городской партийной организацией ставились задачи по совершенствованию системы трудового воспитания в производственных коллективах города, повышению его роли в решении ключевых народнохозяйственных задач в свете требований июльского Пленума ЦК КПСС (1983гг.)[12. Л. 1]

В марте 1984 года местная власть отчиталась о работе секции по совершенствованию нравственного воспитания идеологический комиссии парткома Астраханского судостроительного производственного объединения имени 60-летия образования СССР по формированию коммунистической морали трудящихся в свете требований июньского Пленума ЦК КПСС. [13. Л. 7]

Из отчетов Астраханского отдела пропаганды и агитации понятно, что местной власти требовались дополнительные стимулы населения для активной политически-агитационной работы, так как население начало терять интерес к политике местной и советской власти. [14. Л 9- 10]

Отчет А.И. Лыкова ”О готовности летних агитплощадок Советского района к проведению массово-политических мероприятий среди населения”[15. Л. 3] позволяет сделать вывод, о том что политические и общественно-агитационные надежды советского отдела пропаганды и агитации возлагались на молодежь, которая в тот период так же была низко мотивирована и слабо заинтересована в политике проводимой центром и на местах. Об этом не раз поднимался вопрос в учебных заведениях, где ставилась задача мотивировать молодежь и привлечь ее к политико-агитационно-просветительской работе с населением.[16. Л 1-7]

По сравнению с 1978 годом работа местной власти в рамках агитацинно-политической, социально- политической, общественно-политической стала давать слабые результаты, так как первостепенными задачами для власти по прежнему оставались выполнения решений Пленумов ЦК КПСС и вопросы повышения роли руководящего состава в агиттрудовых бригадах.

Руководствуясь решением 25 съезда КПСС местная власть наметила программу по идеологическому обеспечению и выполнению этих решений, отдел пропаганды и агитации ГК КПСС ставил в числе главных задач на период (1976-1986):

1. Обеспечить широкую и углубленную пропаганду материалов 25 съезда КПСС, мобилизацию трудящихся на выполнение задач, поставленных партийным съездом. (вставить статистику Астрахань в 10 и 11 пятилетках)

2. Всемирно повышать эффективность маркситско-ленинского образовании я, усилить работу по формированию у всех трудящихся города марксистско- ленинского мировоззрения и политической сознательности.

3. Принять меры к дольнейшему повышению и совершенствованию роли трудового коллектива в коммунистическом воспитании трудящихся.

4. Улучшить работу по нравственному воспитанию личности в трудовых коллективах по месту жительства.

По итогам отчета о выполнении задач ГК КПСС можно сделать о запоздалой реакции центральных и местных властей на сложившееся положение дел. Население стремительно теряло интерес к марксистко-ленинской методологии, снижался идеологический уровень молодежи и ее политическое миропонимание. В условиях предкризисной ситуации 1984 года центральная власть не могла упреждающе или своевременно реагировать на общественно-политический и идеологический кризис системы. Местная же власть сосредоточила свои силы на выполнении решений власти центральной и не особо заботилась о внутриполитических, общественно-политических, социально-политических и политико-агитационных реалиях. В условиях нарастания экономического и политического кризиса командная система стала давать сбои и попросту себя изживать. Местная власть потеряла политико-пропогандастскую связь с населением, а социальная сфера стала последней в списке стимулирования плановой работы власти. Назревал политико-экономический и социальный кризис (10984-1985 гг.), увеличивался провал между властью верховной и властью местной, а так же между властью местной и простыми жителями.

Список литературы

1. Андропов Ю. В. Избранные речи и статьи. М., 1983

2. Г.Н Голиков, А. И. Титов, Ю.С. Борисов, И.П. Верховцев, Г. А. Деборин, М.Г. Колодезнев, Мухина Г. З., С. Л. Титаренко А.Э. Экштейн. Очерки истории КПСС с .5

3. ГАСД АО Ф. 9. Оп. 3. Д. 9. Л. 35

4. ГАСДАО Ф. 9. Оп. 3. Д. 9. Л.36-37

5. ГАСДАО Ф 9. Оп 3 Д. 353 Л, 4

6. ГАСДАО Ф. 9. Оп. 3. Д. 5. Л.2

7. ГАСДАО Ф. 9. Оп. 3. Д. 5. Л.1

8. РГАНИ Ф. 107. Оп. 1 Д. 31. Л 1-21 Подлинник Машинопись

9. ГАСДАО Ф 9. Оп 3 Д. 353 Л, 2

10. ГАСДАО Ф.9. Оп.33. Д. 54 Л 7

11. ГАСДАО Ф.9. Оп.33. Д. 54 Л 4

12. ГАСДАО Ф.9. Оп.31. Д. 66 Л 1

13. ГАСДАО Ф.9. Оп.27. Д. 72 Л 7

14. ГАСДАО Ф.9. Оп.27. Д. 72 Л 9- 10

15. ГАСДАО Ф.9. Оп.20. Д. 41 Л 3

16. ГАСДАО Ф.9. Оп.17. Д. 36 Л 1-7

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Отправить статью

...

Форма оплаты

Номер статьи, присвоенный редакцией
Количество страниц в статье
Количество экземпляров журнала
Доставка: РФСНГ
Скидка (%)
Заказать свидетельство о публикации
1. Стоимость публикации каждой страницы статьи составляет 200 рублей.
2. Стоимость каждого экземпляра журнала, включая его печать и доставку, составляет 350 рублей для России и 420 рублей для стран СНГ.
3. Стоимость свидетельства о публикации составляет 120 рублей

Реквизиты для оплаты через банк