Использование логистических ремонтных цепей в ремонтном производстве авиационных двигателей и наземных газотурбинных установок

Аверьянов Игорь Николаевич – кандидат технических наук, доцент, декан факультета Заочного обучения Рыбинского государственного авиационного технического университета имени П.А. Соловьева. (РГАТУ, г.Рыбинск, Ярославская обл.)

Аннотация: Рассмотрены основные принципы построения ремонтного производства авиационных двигателей и наземных газотурбинных установок с применением логистических ремонтных цепей.

Ключевые слова: Двигатель, логистика, ремонт, технология, предприятие.

В современных условиях хозяйствования предприятия занятые ремонтом авиационных двигателей и наземных газотурбинных установок все более, должны ориентироваться на потребителей их продукции, стремясь удовлетворить возрастающие их потребности, достаточно быстро оценивая и внедряя новые методы организации ремонта и восстановления изношенных сборочных единиц и поверхностей деталей с применением ресурсосберегающих технологий.

Один из способов быстрого перехода на новые формы организации ремонтного производства с одновременным ресурсосбережением как материальных, так и человеческих ресурсов применяемых на ремонтных операциях, по мнению авторов, может быть – логистический подход к управлению ремонтными предприятиями, основанный на ремонтных логистических цепях (РЛЦ) [1].

Применение ремонтных логистических цепей предполагает совместную деятельность подразделений всего предприятия занимающихся ремонтом по интеграции технологических процессов ремонта и связан с достижением целей их ремонтного бизнеса.

Успех любого предприятия занятого основным производством, так и сопровождением, ремонтом и утилизацией выпускаемой продукции зависит не только от результатов деятельности предприятия, но и от ее стратегических партнеров – поставщиков, дилеров, дистрибьюторов, перевозчиков, экспедиторов и т.п.

Применение ремонтных логистических цепей, обеспечивает рациональное управление всеми процессами предприятия занятого ремонтом и является научно-практическим инструментом взаимодействия структур самого предприятия так и его стратегических партнеров.

Актуальность темы и интерес к ее изучению обусловлены потенциальными возможностями повышения эффективности функционирования ремонтных систем с одновременным ресурсосбережением как материальных, так и человеческих ресурсов.

Эффект от использования РЛЦ при описании и управлении производственными процессом ремонта достигается в результате обеспечения «поточности», непрерывности как технологического процесса ремонта, так и процесса управления ремонтным подразделением. Под непрерывностью понимается минимизация задержек, простоев, сбоев, отка-зов при функционировании производственной ремонтной системы. Логистика на взгляд автора может создавать модели и методы, позволяющие выявлять и устранять задержки производственного процесса ремонта авиационных двигателей и наземных газотурбинных установок.

В основе РЛЦ лежат следующие принципы:

1. Принцип системного подхода в ремонтном производстве. Все элементы РЛЦ должны работать как единая система. В этом случае достигается максимальный эффект за счет оптимизации материальных ремонтных потоков на всем протяжении от первичного источника сырья, применяемого при ремонтных технологических процессах и до конечного потребителя отремонтируемой продукции.

2. Принцип учета издержек возникающих при ремонте авиационных двигателей и наземных газотурбинных установок на протяжении всей РЛЦ.

3. Принцип постоянного изменения РЛЦ в изменяющихся условиях ремонтного технологического процесса (внедрение новых ресурсосберегающих ремонтных операций).

4.Принцип постоянного повышения уровня ремонтного сервиса или принцип маркетинговой ориентации РЛЦ на конечного потребителя.

5. Принцип специализации элементов РЛЦ по функциям и операциям в ремонтном производстве.

Описание корпусной или цеховой структуры по ремонту авиационных двигателей и наземных газотурбинных установок как РЛЦ будет основано на следующих положениях:

- входной элемент ремонтной логистической цепи - обеспечивает своевременное и полное поступление материального потока в РЛЦ в соответствии с потребностями ремонтного производства. Основное от-личие входного элемента от традиционного материально- технического снабжения заключается в снижении издержек всей РЛЦ за счет своевременного, полного удовлетворения потребностей ремонтного производства в материалах требуемого качества с минимальными затратами. В процессе функционирования входным элементом решаются задачи по расчету и соблюдению оптимальных сроков закупки материалов, комплектующих, готовых сборочных единиц ремонтируемой продукции. Расчет оптимального количества и объемов поставок в зависимости от потребности в материалах применяемых при ремонте, обеспечения точного соответствия между объемом поставок и потребностями в них, соблюдения требований к качеству материалов и комплектующих изделий, снижения затрат на поставки за счет закупки материалов по минимальным ценам;

- перерабатывающий элемент ремонтной логистической цепи - осуществляет переработку (изменение свойств) материального потока в соответствии с постоянно повышающимися требованиями заказчиков или последующего элемента РЛЦ. Преобразование материального потока в перерабатывающем элементе РЛЦ происходит не мгновенно, а в течение оп-ределенного времени - продолжительности производственного цикла ремонта изделия. Поскольку задержка материального потока в пе-рерабатывающем элементе РЛЦ представляет собой запас, приводящий к связанным с ним потерям, сокращение времени нахождения материального потока в ремонтном производстве, соблюдение требований к периодичности отправки готовой продукции, размеру ее партий представляют собой второе требование, предъявляемое к работе перерабатывающего элемента РЛЦ;

- накопительный элемент ремонтной логистической цепи - осуществляет хранение, накопление материальных потоков, обеспечивает надежное функционирование и снижение издержек всей РЛЦ за счет управления свойствами материальных потоков путем синхронизации и демпфирования колебаний их скоростей. Накопительный элемент РЛЦ имеет принципиальные отличия от традиционных складских систем, целью функционирования которых является создание обязательных научно-обоснованных нормативных запасов материалов, комплектующих, готовых сборочных единиц применяемых при ремонте;

- транспортный элемент ремонтной логистической цепи - выступает в качестве связующего звена РЛЦ, обеспечивающего согласованную работу всех остальных элементов РЛЦ посредством своевременного продвижения материального потока применяемого при ремонте. Возможности транспортного элемента по управлению временными параметрами и структурой материального потока сводятся к увеличению времени (снижению скорости) и ускорения продвижения отдельных единиц материального потока. Особенность транспортного элемента РЛЦ по сравнению с обычной транспортной системой заключается в том, что он обрабатывает материальные потоки, характеризующиеся большой регулярностью, стабильностью, ритмичностью, что достигается за счет согласованности действий остальных элементов РЛЦ. Основные задачи, решаемые транспортным элементом, сводятся к выбору оптимальных схем транспортирования материальных потоков, выбору системы организации продвижения материальных потоков, оперативному управлению параметрами материальных потоков, совершенствованию технического обеспечения перевозочного процесса в процессе ремонта;

- выходной элемент ремонтной логистической цепи - обеспечивает сбыт материального потока из РЛЦ. Учет запросов потребителей материального потока осуществляется на основе критерия максимума прибыли РЛЦ. Накопительный элемент предполагает управляемость входных и выходных материальных потоков на основе концепции общих затрат по всем элементам РЛЦ. Кроме того, накопительный элемент способен обеспечивать произвольный доступ к отдельным единицам материального потока, находящегося в состоянии запаса, что позволяет управлять структурой материального потока на выходе для обеспечения потребностей следующих элементов РЛЦ. В процессе функционирования, выходным элементом решаются задачи по составлению планов и прогнозов объемов потребления ремонтируемой продукции, комплектации и подготовки продукции к сдаче после ремонта, контроль за приемосдаточными операциями, последующего технического и сервисного обслуживания.

Кроме выше приведенного в структуру ремонтно-логистической цепочки входят элементы, выполняющие координирующие функции:

управляющий элемент - координирует действия всех элементов РЛЦ;

информационный элемент - осуществляет информационную поддержку РЛЦ;

финансовый элемент - осуществляет финансовое обслуживание матери-альных потоков РЛЦ.

Каждый элемент РЛЦ выполняет определенные логические технологические операции. Логистическая ремонтная технологическая операция - это действие, направленное на генерацию, преобразование, накопление, хранение, транспортировку и поглощение материальных и сопутствующих им потоков применяемых при ремонте.

Управление в РЛЦ основывается на принципе управляющего воздействия и обратной связи, причем данный принцип работает на всех уровнях ее управления. Количество уровней управления РЛЦ зависит от фактической структуры рассматриваемого ремонтного подразделения (рис. 1).

Рисунок 1. Уровни управления логистических ремонтных цепей по ремонту авиационных двигателей и наземных газотурбинных установок.

Высшим уровнем управления РЛЦ является уровень «РЛЦ (подразделение) в целом». На этом уровне принимаются управленческие решения, направленные на стратегическое развитие ремонтного производства. В корпусе или цехе занимающимся ремонтом роль управляющего элемента выполняет руководство в лице начальника корпуса или начальника цеха.

Как правило, в производственном процессе ремонта авиационных двигателей и наземных газотурбинных установок задействованы несколько участков или групп, выполняющих отдельные технологические ремонтные операции. Например, организационная структура ремонтного или механосборочного цеха может включать в себя: группу 1 - ремонт сопловых аппаратов; группу 2 - ремонт ВНА и ремонт деталей методом наплавки; группу 3 - ремонт компрессора низкого давления; ... группу 7 - ремонт задней опоры и мелких узлов; и т.д. Управляющими элементами данного уровня «управление группами, участками» являются начальники участков, групп.

Дальнейшая детализация элементов РЛЦ по уровням управления происходит в рамках участков ремонтного цеха или по группам ремонта тех или иных сборочных единиц. Любой участок состоит из более мелких структурных подразделений – испытательных стендов, ремонтных отделений по восстановлении деталей и т.п. Управление ими осуществляется на первом детальном уровне. Управляющими элементами этого уровня являются мастера ремонтных участков, старшие мастера и др.

Последним уровнем, ремонтного подразделения на котором возможно управление является уровень «человек, человек-машина». Элементами РЛЦ данного уровня управления являются непосредственно рабочие на рабочих местах, выполняющие конкретные технологические операции (например: слесарь, выполняющий разборку авиационного двигателя; слесарь-ремонтник, выполняющий регулировку топливной аппаратуры; и т.п.). Общее количество уровней управления РЛЦ зависит от структуры рассматриваемого ремонтного подразделения (табл.1) и решаемых задач по управлению РЛЦ.

Таблица 1. Уровни управления ремонтным подразделением как РЛЦ и их характеристика.

Уровни

управления

Объект

управления

Управляющий

элемент

Примеры обратной связи

РЛЦ (Ремонтное подразделение) в целом

Ремонтное подразделение (цех) как РЛЦ

Руководство в лице начальника корпуса цеха.

Приказы, распоряжения о работе ремонтного подразделения

Видами

деятельности

Отдельные участки и виды деятельности

Начальники участков, ведущие специалисты отделов

Отчеты по расходам материальных ресурсов, затратам на ремонты по кварталам

Объектами

деятельности

Участки, группы

Начальники участков, групп

Отчеты о ходе выполнения ремонтов в сутки

Детальный 1…i

Ремонтные

отделения,

испытательные стенды

 

Мастера участков, старшие мастера, бригадиры, ответственные работники

Сводки о расходе запасных частей, комплектующих и материалов

Элементарный (человек, человек + машина)

Рабочий на рабочем месте

Сам рабочий

Отчет о работе в смену

Таким образом, описание работы ремонтного подразделения как производственной логистической системы позволяет на всех уровнях управления выстроить его технологические звенья вдоль перерабатываемого материального потока, возникающего при ремонтных операциях, ориентировать работу любого из них на выполнение единого для всех показателя эффективности работы, что позволит согласовать работу всех звеньев ремонтной логистический цепи.

Основной функцией подсистемы ремонта, представленной в виде РЛЦ, является формирование потока исправных авиационных двигателей и наземных газотурбинных установок на основе имеющихся ресурсов. Этому выходному потоку сопутствуют вспомогательные потоки, циркулирующие внутри системы ремонта и необходимые для его генерации. В зависимости от скорости перемещения выделяются динамические и статические ремонтные потоки. В качестве динамических ремонтных потоков можно выделить материальные потоки готовой отремонтируемой продукции, а также потоки операций, образующих ремонтные технологические процессы. Для генерации динамических ремонтных потоков необходимо существование ремонтных статических потоков, представляющих собой запасы запасных частей и материалов на складах, а также избытки активных и пассивных ресурсов предприятия.

Статические ремонтные потоки с одной стороны обеспечивают формирование динамических ремонтных потоков, а с другой - снижают скорость их генерации и, в конечном итоге, скорость оборота ресурсов предприятия. Механизм формирования динамических ремонтных потоков заключается в переводе запасных частей и материалов в поток отремонтируемых авиационных двигателей и наземных газотурбинных установок на выходе из системы.

Скорость этого процесса (скорость преобразования ремонтных ресурсов) зависит от величины избытка пассивных и активных ремонтных ресурсов. Сокращение этого избытка может быть достигнуто за счет упорядочения операций ремонтного технологического процесса, т.е. за счет перевода избыточного потока ремонтных ресурсов в динамической ремонтный поток технологических процессов. Кроме этого, в корпусе или цехе имеет место несогласованная между отделениями и участками интен-сивность выполнения отдельных процессов и операций. Отдельные структурные подразделения создают за счет этого сверхнормативные запасы в виде отремонтированных узлов и агрегатов, расходуя для этих целей «замораживаемые» на определенное время ресурсы. Другие, наоборот, являются «критическим путем» при работе по сетевым графикам.

Скорость, интенсивность, структура и другие параметры ремонтного потока определяются синхронностью и очередностью выполнения техно-логических операций и процессов в целом. Очереди ремонтных операций строятся на принципе приоритета их выполнения. Операции, обладающие одинаковой расчетной продолжительностью выполнения, помещаются в соответствующие очереди - процессы. Если фактическое время выполнения операции отклоняется от расчетного для данного процесса, операция переводится в другую очередь, соответствующую новому времени ее выполнения. Надежность функционирования производственной ремонтной логистической цепи, построенной по такому принципу, обеспечивается со-кращением вариабельности продолжительности выполнения операций в каждом из процессов. Таким образом, снижается количество случайных отклонений продолжительности технологических операций от установленных нормативных значений.

Формализовано ремонтные технологические процессы, с учетом пред-ставленного подхода, предлагается рассматривать как совокупность базовых и обеспечивающих операций, объединенных в очереди постоянной и переменной длины. К базовым можно отнести операции, способствующие формированию потока отремонтированных авиационных двигателей и наземных газотурбинных установок, а к обеспечивающим - необходимые для генерации вспомогательные ремонтные потоки. Очереди постоянной длины разделены на стандартные, продолжительность и состав которых определяются нормативными документами, а также на рациональные очереди, параметры которых экономически нецелесообразно изменять в течение длительных промежутков времени. Основными способами управления очередями является корректировка продолжительности их выполнения или состава входящих в них операций.

Реализация управления очередями технологических операций требует наличия качественных информационных (иногда финансовых) связей между элементами РЛЦ. Интенсификация потоков в ремонтной технологической системе, не приводящая к снижению ее надежности и возможна только при условии усиления информационных и финансовых связей в рассматриваемой РЛЦ. Под усилением этих связей понимается детализация учета и контроля выполнения ремонтных технологических операций, а также издержек на их выполнение. В целом в РЛЦ создаются, так называемые, центры формирования затрат и получения прибыли, позволяющие выделить и устранить слабые в финансово-экономическом отношении ремонтные звенья и элементы.

Усиление информационных и финансовых связей позволяет расширить технологические возможности РЛЦ, т.е. применять технологии, основанные на согласованном выполнении всех операций, использующие минимум ресурсов.

Примером таких ремонтных технологий может, является ремонтно-логистическая цепочка «точно в срок», в которой потоки материальных ресурсов тщательно синхронизированы с потребностями в них, задаваемыми графиками протекания ремонтных производственных процессов. «Точно в срок» (Точно вовремя, ТВС, Just In Time, JIT) — наиболее распространенная в мире логистическая концепция. Основная идея концепции ТВС заключается в следующем: если производственное расписание задано, то можно так организовать движение материальных потоков, что все материалы, компоненты и полуфабрикаты будут поступать в необходимом количестве, в нужное место и точно к назначенному сроку для производства, сборки, ремонта или реализации готовой продукции. При этом страховые запасы, замораживающие денежные средства предприятию, не нужны. ТВС является также одним из основных принципов бережливого производства. [2].

Использование РЛЦ к описанию работы предприятий по ремонту авиационных двигателей и наземных газотурбинных установок обеспечивает следующее:

1. Работа любого элемента РЛЦ по переработке материального потока возникающего при ремонте направлена на удовлетворение потребностей смежных с ним элементов, а не на выполнение собственных плановых показателей, что позволяет согласовать работу ремонтных технологических звеньев.

2. Контроль за работой любого элемента РЛЦ осуществляется не по набору жестко закрепленных за каждым элементом плановых показателей, а по одному, единому для всех показателю эффективности работы, что позволяет выявлять ненадежные и несогласованно работающие технологические звенья ремонтного подразделения.

Список литературы:

1. Аверьянов И.Н., Бессуднов И.А. Логистические ремонтные цепи и ресурсосбережение в ремонтном производстве авиационных двигателей. Вестник Рыбинской государственной авиационной технологической академии имени П. А.Соловьева №2 (21), 2011. с. 54-60.
2. Материал из Википедии - свободной энциклопедии. [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения: 6.08.2013).

Интересная статья? Поделись ей с другими: