Анализ систем оценки качества подготовки педагогов при реализации компетентностного подхода в вузе

Чан Тхи Тхюи Нга - аспирант Тамбовского государственного технического университета. (ТГТУ, г.Тамбов)

Аннотация: В статье рассмотрена одна из актуальнейших проблем как в педагогической теории, так и в педагогической практике - проблема оценки качества подготовки педагогов. Проведен углубленный анализ систем оценки качества подготовки педагогов при реализации компетентностного подхода в вузе.

Ключевые слова: Cистема, оценка, подготовка, педагог, вуз, студент.

Проблема оценки и оценочной деятельности – одна из актуальнейших проблем как в педагогической теории, так и в педагогической практике. Поиск оптимальной стратегии оценивания не является сегодня проблемой исключительно российского и вьетнам образования. Разумеется, появляются и различные модели оценивания достижений студентов. Однако даже при беглом изучении этих моделей становится очевидной возрастающая индивидуализация подходов к оценке.

Внедрение компетентностного подхода к качеству подготовки специалистов заставляет преподавателей пересматривать сложившуюся в образовании систему контроля качества сформированных компетенций. В учебных заведениях оценка качества подготовки специалистов сегодня ведется, как правило, с применением абсолютной количественной шкалы, что не всегда отражает качественное изменение студента в процессе обучения, фиксируя в ней лишь результат учебного процесса.

Педагоги часто говорят о двух основных типах оценки: ориентация оценки и итоговой оценки. Целью ориентации оценки является оценка работы проекта. Целью итоговой оценки является полная реализация оценки качества и результативности проекта.

Оценка начинается во время разработки проекта и продолжается весь проект. Цель оценки текущей деятельности проекта является предоставлением информаций для мониторинга и улучшения проекта.

- Оценка реализации. Целью данно метода является оценка проекта проведения развертывания, как планирование. Оценку иногда называют процессом оценки, что может возникнуть в программи один или несколько раз.

- Оценка результатов. Цель оценки прогресса заключается в оценке прогресса для достижения целей программы и проекта.

- Оценка прогресса очень полезно в течение жизненного цикла проекта, но самое главное на начальном этапе экспериментальной работы совпадение с другими компонентами проекта не было известно.

Целью итоговой оценки является оценка успеха проекта, созревающая в процессе достижения поставленных целей. В итоговом оценивании (иногда упоминается как оценка воздействия или результата) часто ставят много одинаковых вопросов, а также оценки прогресса, но это происходит после того, как проект был создан и предопределенные временные рамки для изменений не произошло.

С незапамятных времен тест оценки результатов обучения проводится в устной форме с целью изучить и оценить личностные качества, чтобы выбрать талантливых людей.

При разработке рейтинговой системы оценки знаний по латинскому языку мы воспользовались определением рейтинга, как «накопленной отметки», интегрально характеризующей успеваемости и знания студента по одному предмету в течение определенного периода обучения.

Цель рейтингового обучения состоит в том, чтобы создать условия для мотивации самостоятельности студентов в учебной деятельности по предмету средствами своевременной и систематической оценки результатов их работы в соответствии с реальными достижениями.

1. Основной алгоритм рейтинговой системы контроля знаний.

2. «Контрольные точки».

Выполняя какое-либо задание, студент зарабатывает определенное количество баллов, в зависимости от типа задания и от правильности его выполнения. Такие задания и являются контрольными точками, по которым преподаватель оценивает рейтинг студентов.

В конце обучения по дисциплине определяется сумма набранных за весь период рейтинговых баллов и выставляется общая отметка. Студенты, имеющие итоговую сумму баллов по рейтингу от 86% до 100% и успешно сдавшие компьютерный итоговый тест, могут быть освобождены от зачета по дисциплине.

На стадии подготовки к введению рейтинговой системы (на вводном занятии) преподаватель и учащиеся заключают договор о взаимных обязательствах. С этой целью разработан бланк соглашения «Преподаватель – Студент», в котором указывается, какие права и обязанности берет на себя каждая из договаривающихся сторон.

К договору прилагается карта «контрольных точек». Это главный документ рейтинговой оценки. В договоре оговариваются условия завершения обучения. Студент знает, при каких условиях он будет освобожден от зачета или, наоборот, не допущен до него.

Рейтинговая система контроля знаний не требует существенной перестройки учебного процесса, сочетается с занятиями в режиме технологий личностно-ориентированного и интенсивного обучения. Главная сложность при внедрении данной системы - значительное увеличение временных затрат преподавателя на подготовку к занятиям и на дополнительные занятия. Однако с приобретением опыта острота проблемы снижается.

Проанализировав учебную успешность студентов при помощи рейтинговой системы контроля и оценки знаний, можно с уверенностью сказать, что такая система обеспечивает систематическую, максимально мотивированную работу как студента, так и преподавателя. Внедрение рейтинговой системы оценки знаний студентов обеспечивает постоянное стремление студентов набрать больше баллов, повышает их интерес к учебной деятельности, тем самым организует систематическую, ритмичную работу студентов и как результат повышает мотивацию к учебной деятельности.

Оценке подвергаются наличные знания школьника и проявленные им умения и навыки. Объективность оценивания в традиционной школе рассматривается именно с этой позиции. Вместе с тем остаются в стороне старания усилия ребенка. Не учитывается и рациональность его учебной деятельности, не принимаются во внимание и мотивы, которые заставили его выучить учебный материал.

Традиционная педагогика опирается на инструментальную оценку. Объективность такой оценки тесно связана с разработкой критериев, но использование по отношению к детям одинаковых критериев не учитывает индивидуальных особенностей детей; учителя при этом не испытывают потребности к построению субъект-субъектных отношений. Инструментальная оценка создает атмосферу страха, напряжения и неуверенности.

Сегодня все чаще говорят о необходимости описательной оценки, смысл которой содержится именно в ее субъективизации. Такая оценка представляет собой экзистенциальный диалог между учителем и учеником, сконцентрированный на диагностировании и поддержке развития обеих сторон.

Другим качественным признаком оценки является ее накопительный или вычитательный характер. Вычитательная оценка – это оценка, предполагающая полное усвоение знаний, умений, навыков и не предоставляющая ученику права выбора выполняемого задания. Накопительная (кумулятивная) оценка – это оценка, предполагающая возможность выбора учеником определенного количества заданий из большего количества предлагаемых. Накопительная оценка, в отличие от вычитательной, которая фиксирует пробелы в знаниях, умениях, навыках, подчеркивает в первую очередь то, что ученик уже выучил, учитывает его индивидуальность.

Оценка может быть статической и динамической. Статическая оценка выставляется один раз и не предполагает возможности пересдачи. Оценка, которую можно изменить, пересдать, доучив недоученное и доделав недоделанное, называется динамической и фиксирует изменение состояния ребенка, стимулирует стремление к развитию.

Имея три пары независимых друг от друга характеристик оценки, можно сформировать матрицу разнообразия форм оценки. Восемь полученных троек могут образовать «пространственную модель»: статическая накопительная оценка развития, статическая вычитательная оценка развития, динамическая накопительная оценка развития и т.д. Очевидно, что восемь вариантов оценки имеют определенную иерархию прогрессивности. Наименее прогрессивной является статическая вычитательная оценка состояния, а наиболее – динамическая накопительная оценка изменения.

В различных организационных ситуациях нужны разные формы оценки. Первый организационный признак оценки – это ее обязательность или добровольность.

Обязательная оценка должна отвечать на один вопрос: освоен ли базовый уровень учебного материала. Добровольная оценка – это оценка усвоения повышенного уровня. Исходя из этого, можно создать модель системы школьной оценки. Полноценной системой будет та, в которой присутствуют все типы качественных и организационных принципов.

Модель критериев и параметров оценивания формируется вокруг таких системных характеристик результата образования, как «социальная компетентность» и «ценностные ориентации личности». Из модели образованности вытекают следующие подходы к разработке квалиметрического аппарата стандарта: личностно ориентированный, гуманистически-прагматический, субъект-субъектный и комплексный подход к оцениванию достижений обучающихся и выпускников, учитывающий в единстве предметную, деятельностную и ценностную структуры образованности.

Таким образом, оценочная деятельность сегодня является основой управления качеством образования. Грамотно смоделированная система оценки позволит избежать многих проблем в школьной жизни.

Для того чтобы принять решение об уровне компетентности выпускника вуза, необходимо иметь сведения об успешности его деятельности в профессиональной сфере, с которой он почти не сталкивался. Государственные аттестационные комиссии вынуждены выносить решение об уровне квалификации выпускников по результатам защиты выпускных работ и комплексного экзамена, хотя все понимают недостаточность этой процедуры. Реально оценить состоятельность профессионала может только работодатель! Поэтому компетентностный подход к формированию образа выпускника – это шаг в сторону внешних субъектов оценки, поиск новых путей измерения данного качества.

После анализа успеваемости студентов с помощью системы оценки для контроля и оценки знаний можно с уверенностью сказать, что такая система представляет собой систему. Внедрение системы оценки знаний учащихся обеспечивается непрерывным желанием студентов набрать больше очков, способствует повышению повы их интереса к учебной деятельности, которая регулируется организацией, ритмической работы студентов и приводит к повышению мотивации учебной деятельности.

Список литературы:

1. Байденко В. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. 2004. №11.
2. Денисова, P.P. Принципы организации дошкольной образовательной деятельности [Текст] / P.P. Денисова // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2006. - № 2. - С. 17-21.
3. Иванов Д. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. М., 2007.
4. Occupational standards: International perspectives / Ed. by Oliveira J. Columbus, OH: Center on Education and Training for Employment, the Ohio State University, 1995.
5. Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: Практ. пособие. М., 2007.

Интересная статья? Поделись ей с другими: