К вопросу о профессионально-творческом развитии студента-музыканта

Воитлева Нафисет Адалгериевна - кандидат педагогических наук, доцент Адыгейского государственного университета. (АГУ, г.Майкоп)

Аннотация: В статье автор обозначил специфические методы и принципы подготовки студентов-музыкантов к педагогической деятельности. Также в работе нашли отражения этапы профессионально-творческого развития будущих учителей музыки.

Ключевые слова: Профессионально-творческое развитие, студент-музыкант, методы, принципы, этапы.

Профессионально-творческое развитие личности будущего специалиста, его субъектность выступают основной целью высшего, в том числе музыкального образования.

В условиях музыкально-педагогического образования методы обучения должны отвечать не только методам педагогической науки, но и способствовать познанию музыкального искусства: показ, эмоциональное «заражение»; дискуссия, диалог, объяснение, рассказ; метод вариативности; эскизное усвоение учебного материала; проблемные вопросы, задания; «ролевые игры»; импровизация (музыкальная), композиция.

В работе по профессионально-творческой подготовке студентов-музыкантов, в частности в классе фортепиано, необходимо опираться на следующие принципы: подчинение педагогического процесса принципу единства интеллектуального и эмоционального; развитие творческой инициативы обучающихся и максимальное выявление их индивидуально-характерных особенностей; обучение на высоком уровне трудности; поэтапное овладение отдельными элементами целого; индивидуально-групповая форма проведения занятий; самостоятельная проработка части учебного репертуара и выработка универсальных, обобщенных исполнительских умений и навыков, ориентированных на широкий круг различных видов музыкальной деятельности (транспонирование, аккомпанемент, игра в ансамбле, подбор по слуху, сочинение и др.); специальная группировка и организация материала; сравнение; дополнительная опора (графика, терминология); практические действия (исполнение и оперирование музыкальным материалом); овладение исполнительскими средствами; подчинение всей работы выявлению художественно-образного содержания музыки [1].

Опора на данные методы и принципы позволяют повысить эффективность процесса подготовки творческого учителя музыки.

Последовательность, осознанность, четкость в работе со студентами обеспечивает поэтапность процесса профессионально-творческого развития. В связи с этим стоит выделить такие этапы как репродуктивный, нормативный и творческий.

На этапе репродуктивной деятельности студент выступает чаще объектом педагогического воздействия, воспринимая и воспроизводя теоретические и практические знания, приобретая умения и навыки, обеспечивающие успешность его дальнейшего обучения. Следует отметить важность роли педагога на этапе репродуктивной деятельности студентов. Показ, то есть исполнение педагога, достаточно часто применяется на фортепианных занятиях и может приносить ощутимый эффект, особенно на начальном этапе работы над произведением. Подчеркивая роль показа педагога, необходимо отметить, что он не должен вытеснять мысль и собственный поиск студента.

Этап нормативной деятельности управляем и контролируем педагогом. Студенты учатся анализировать и принимать решения в условиях конкретного вида учебной подготовки, знакомятся с творческими методами решения задач. Усвоение алгоритмов, приемов, способов нормативной деятельности включается в большое количество нестандартных, непредвиденных ситуаций, решение которых требует постоянной коррекции и регулирования привычных действий, что побуждает к инновационному стилю мышления [2]. На этом этапе рекомендуется использовать методы, способствующие развитию гибкого, оригинального мышления (дискуссия, диалог, рассуждение, соревнование и др.). Нормативная творческая деятельность – это основа обучения будущих учителей собственно творческой деятельности.

На творческом этапе активизируется самостоятельная работа студентов во всех видах деятельности. Особое внимание уделяется рефлексии своей деятельности, критическому анализу ее результатов, умению находить и предлагать варианты решения поставленных задач (педагогических, художественных, исполнительских и др.), формируется опыт творческой деятельности.

Основной задачей преподавателя на этом этапе является создание условий для активной самостоятельной работы студентов при педагогически целесообразном управлении этим процессом.

Список литературы:

1. Баренбойм Л. А. За полвека. Очерки. Статьи. Материалы – Л.: Советский композитор, 1989.
2. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

Интересная статья? Поделись ей с другими: