Основные этапы развития конфуцианства в Китае

Зыонг Куок Куан – аспирант кафедры Истории философии факультета Гуманитарных и социальных наук Российского университета дружбы народов. (РУДН, г.Москва)

Аннотация: Конфуцианство появилось в VI веке до нашей эры – в конце эпохи «Весны и осени». По сравнению с другими доктринами оно было более содержательным и системным учением, явилось официальной идеологией господствующего феодального класса Китая в течение двух тысяч лет (со II века до нашей эры при династии Хан до Синьхайской революции 1911 г.). Чтобы быть господствующей идеологией, конфуцианству приходилось обогащаться новыми идеями и развиваться, пройдя многие исторические этапы, которые совпадали с периодами правления китайских династий: Хан, Тан, Сун, Мин, Цин. Но наиболее важными для конфуцианства этапами было время при династиях Хан и Сун.

Ключевые слова: Конфуцианство, формирование, развитие, китай, династия.

Под конфуцианством (китайский иероглиф:儒教) понимают систему догм, разработанных учеными-конфуцианцами и направленных на эффективную организацию общества. В китайском языке термин «ньо» (кит.: 儒, основной элемент в названии конфуцианского учения – «ньо зяо») восходит к слову «нян» (кит.: 人 – человек) и граничит со словом «ню» (кит.:需 – иметь надобность, ожидать). Таким образом, «ньо» имеет два значения: первое – это человек, который необходим обществу для того, чтобы помогать другим людям и самому этому обществу жить по законам космоса, второе – это человек, который постигает мудрость и умеет ожидать; когда обществу требуются его способности и ум, он проявляет свои знания и таланты.

Первостепенным в конфуцианстве является совершенствование и просвещение человека на основе комплекса нравственных норм, которые определяют поведение человека в системе отношений: правитель – подданный, отец – сын, муж – жена. Цель этого – обеспечение стабильности в обществе и социального порядка. Идейные основы будущего конфуцианского учения начали формироваться еще до периода Чуньцю –«Весны и осени» (кит.: 春秋時代; 722-481 до н.э.). Ученые, которые в те времена назывались «ши»(кит.: 士), занимались изучением литературы и шести искусств (правила хорошего тона, музыка, стрельба из лука, верховая езда, иероглифика, математика), вносили вклад и в управление страной. Конфуций, систематизировав существовавшие идеи и знания, создал нравственно-политическое учение, которое называется конфуцианством.

Конфуций (кит.: 孔子; также КунФу-цзы孔夫子, 551-479 дон.э.) родилсявдеревне Чанпинцарства Лу (кит.: 魯) – современный китайский город Цюйфу провинции Шаньдун. Он происходил из небольшого аристократического рода. Его появление на свет пришлось на время острой социальной борьбы, когда пошатнулись традиционные устои, порядки, законы и взгляды Чжоуской династии (кит.: 周朝) [2. C. 27]. С детства Конфуций усердно учился ибыл приглашен на должность чиновника, но занимал ее недолго, так как разочаровался во власти своей страны Лу, которая постепенно деградировала. Поэтому он отправился странствовать по китайским княжествам, надеясь, что побудит их к политике, основанной на трех понятиях – гуманность,ритуал,исправление имен– что должно было восстановить законыи устои династии Чжоу. Но за 14 лет странствий ему не удалось достичь успеха в распространении своего учения [1. C. 71]. Поэтому оставшуюся жизнь он, возвратившись в Лу, полностью посвятил ученикам, а также редактированию и комментированию 6 древних книг: Шицзин – «Книга песен» (кит.: 詩經), Шуцзин – «Книга документов» (кит.: 書經), Лицзи – «Книга церемоний» (кит.: 禮記), Юэцзин – «Книга музыки», Ицзин – «Книга перемен» (кит.: 易經) и Чуньцю – «Книга Весны и Осени» (кит.: 春秋). Впоследствии собрание этих книг назовут Шестикнижием. Каждая из этих книг, как известно, посвящена определенной теме и имеет свою цель. Ицзин – «Книга перемен»– содержала философские мысли древних китайцев, в ней также рассматривались метаморфозы взаимодействия «инь» и «ян»,– восемь триграмм. Книга помогала понятьвопросы развития космоса, борьбы добра и зла в жизни человека.

Чуньцю – «Книга Весны и Осени» – повествует о событиях в царстве Лу, начиная от времен правления Лу Инь Гуна (кит.: 魯隱公; примерно 722 до н.э.) до эпохи Лу Ай Гуна (кит.: 魯哀公; примерно 480 до н.э.), а также содержит истории о династии Чжоу (кит.: 周朝; 1122-249 до н.э.) и о различных княжествах. Она помогла Конфуцию вывеститеорию «соответствия своему предназначению» – «исправления имен». Эта книга стала основой для управления страной императорами [2. C. 27].

После смерти Конфуция его ученики собрали наставления Учителя и составили сборник изречений «Лунь юй» (кит.: 論語). Самый выдающийся ученик Конфуция – Цзэн-цзы (кит.: 曾子; другое имя – Цзэн-шэнь 曾参; 505-435 до н.э.), опираясь на то, что говорил Учитель, подготовил книгу «Великое учение» – «Да сюэ» (кит.: 大學). После этого внук Конфуция Цзы Сы написал трактат «Учение о середине» – «Чжуню» (кит.: 中庸).

В период Чжаньго – «Воюющих царств» (кит.: 戰國時代/战国时代; длился с 5 века до н.э. до момента объединения Китая при династии Цинь (кит.: 秦朝) в 221 г. до н.э.) последователи Конфуция продолжали развивать его учение, среди них наиболее выдающимися были Мэн-цзы (кит.: 孟子; 372-289 до н.э.), который внес элементы идеализма, и Сюнь-цзы (кит.:荀子;313-238 до н.э.), который задал материалистическое направление.

Ученики Мэн-цзы собрали и отредактировали мысли своего учителя. Этот труд вылился в трактат «Мэн-цзы» (кит.: 孟子), который вошел в каноническое конфуцианское «Четверокнижие» – Сышу (кит.: 四書). Последующие конфуцианские школы, наследовав идеи Мэн-цзы, продолжили их активно развивать. В результате, когда речь заходит о конфуцианстве, имя Мэн-цзы ставят рядом с именем Конфуция. А само учение называют учением Конфуция и Мэн-цзы. До Мэн-цзы и Сюнь-цзы конфуцианство не было насыщено элементами мистики и не носило жесткого характера. Учение называли конфуцианствомдоциньской эпохи (кит.: 秦朝), первоначальным конфуцианством, доктриной Конфуция.

В эпоху Хань (кит.: 漢朝; 203 до н.э. -220 н.э.) Дун Чжуншу (кит.: 董仲舒; 179-104 до н.э.), самый знаменитый идеолог конфуцианства своеговремени, идейный защитник централизованного феодального строя правящей династии, развил учение Конфуция – Мэн-цзы в направлении мистического идеализма и добавил в него жесткие требования и предписания. Соединив конфуцианство с доктриной о «Великом предвидении», Дун Чжуншу выдвинул теорию о взаимосвязи и взаимопонимании Неба и человека. Его воззрения о трех устоях (кит.: 三綱), пяти постоянствах (кит.: 五常), о диалектике «инь» и «ян» (добрый «ян» – злой «инь», высокий «ян» – низкий «инь») стали официальными нравственно-политическими нормами, которые в течение двух тысяч лет поддерживали высший порядок в феодальном обществе Китая. У-ди (кит.: 漢武帝; 156-87 до н.э.) вывел конфуцианство на уровень государственной идеологии и использовал его в качестве инструмента идейного объединения страны. С тех пор конфуцианство стало официальной идеологией, оберегающий феодальный строй в Китае вплоть до начала ХХ века. Конфуцианство этого периода получило название конфуцианства эпохи Хань. Его отличие от конфуцианства первоначального вида в том, что оно превозносило власть господствующего класса. Император (кит.: 天子) – сын Неба, применял ритуал для прикрытия методов своей власти. В это время два тома «Великого учения» (кит.: 大學) и «Учение о середине» (кит.: 中庸)были включены в свод правил «Китайский церемониал» (кит.: 禮記) – собрание конфуцианских документов о церемониях (ритуале) с эпохи Цинь до начала правления династии Хань. Свод этих правил включал 49 разделов.

Эпоха династий Вэй (кит.: 曹魏; 220-265), Цинь (кит.: 晉朝; 265-420), а также Южной и Северной династий (кит.: 南北朝; 420-589) оказалась для китайского общества смутным временем. Конфуцианство постепенно слабело, при этом развивались идеи Лао-цзы и Чжун-цзы. Их воззрения повлияли и на конфуцианство, которое превращалось в мистицизм. Это была уже метафизическая философская система, которая носила умозрительный характер.

В эпоху династии Сун (кит.: 宋朝; 960-1279 гг.), трактаты «Великое учение» (кит.: 大學), и «Учение о середине» (кит.: 中庸) были отделены от свода правил «Китайский церемониал» (кит.: 禮記), и вместе со сборником изречений «Лунь юй» (кит.: 論語) и «Мэн-цзы» (кит.: 孟子) составили «Четверокнижие» (кит.: 四書). В то время «Четверокнижие» (кит.: 四書) и «Пятикнижие» (кит.: 五經) были настольной книгой конфуцианцев. Конфуцианство того времени называется «конфуцианством эпохи Сун» и связано с такими именами, как Чжу Си (кит.: 朱熹; 1130-1200), Чэн Хао (кит.: 程顥; 1032-1085), Чэн И (кит.: 程頤; 1033-1107). Оно интегрировало в себя элементы буддизма и даосизма, учения об «инь» и «ян», став усовершенствованной системой взглядов, в основе которой лежали постулаты Книги перемен – И -цзин. Отличие конфуцианства эпохи Сун от конфуцианства предыдущих времен заключалось, в частности, в том, что в нем появились такие новые понятия: «душа» (заимствовано из буддизма), «нематериальное» (взято из даосизма). Оно служило основой при подготовке чиновников-мандаринов. Конфуцианство эпохи Сун также называют «Учением о принципе» или «Учением пути».

Если в конфуцианстве эпохи Хань большое внимание уделялось объяснению смысла положений, записанных в классических конфуцианских книгах времен до династии Цинь, то конфуцианство эпохи Сун стало новым шагом в развитии, предложив базовые парные категории и понятия, которые касались онтологии, гносеологии, морали, социально-политической сферы, например: разум (принцип) (кит.: 理) и жизненная энергия (кит.: 器), нравственность (кит.: 道) и жизненная сила (кит.: 氣), духовное (кит.: 心) имматериальное (кит.: 物); судьба (кит.: 數), душа (кит.: 心), характер (сущность) (кит.: 性), чувства (кит.: 情), рок (кит.: 命), три устоя (кит.: 三綱), пять постоянств (кит.: 五常), понимание (кит.: 知) и практика (кит.: 行), «воля Неба» (кит.: 天理) и желания человека (кит.: 人欲) и т.д [2. C. 88-100]. При династии Мин (кит.: 明朝; 1368-1644) Ван Ян Минь (кит.: 王陽明, 1472-1527; настоящее имя Ван Шоу-жень 守仁) наиболее последовательно в истории китайской философии развивал конфуцианство в направлении субъективного идеализма и создал учение о сердце (кит.: 心學). Он полагал, что душа (сердце) – основа всех существующих вещей и явлений. Согласно Ван Ян Миню, все качества предметов и сами материальные вещи существуют благодаря чувствам и познанию человека [2. C. 101].

В эпоху династии Цин (кит.: 清朝; 1644-1912 гг.) Ван Фучжи (1619-1692), Хуан Цзунси (кит.: 黄宗羲, 1610-1695 гг.), Гу Янь (кит.: 顧炎武; 1613-1682 гг.)выступили инициаторами движения «Знания и жизнь» (кит.: 實學). Они призывали к тому, чтобы знания были тесно связаны с социальной реальностью, старались обновить конфуцианство, придав ему больше прикладного характера. Они также подвергали всесторонней критике конфуцианские и буддийские идеи, феодальный строй, вели просветительскую работу [1. C. 136-137].

Революция в начале ХХ века привела к краху последней феодальной династии Китая, подорвала господствующие позиции конфуцианства в обществе. Конфуцианские классические книги перестали играть роль «идеального образца» в социально-политической жизни общества. Несмотря на это, влияние конфуцианства не исчезло, а, напротив, усилилось, и не только в Китае, но и в ряде других стран, в том числе Вьетнаме.

Список литературы:

1. Буй Тхань Куат – Ву Тинь (Гл. ред). История философии. Ханой, 2001. (на вьетнамском языке)
2. Нгуен Хый Вуй (Гл. ред). История философии. Ханой, 2006. (на вьетнамском языке)

Интересная статья? Поделись ей с другими: