Тьюторская модель образования в высшей школе, её сущность и содержание

Вяльцева Мария Владимировна - аспирант кафедры социальной и семейной педагогики Российского государственного социального университета. (РГСУ, г.Москва)

Аннотация: В статье рассматривается сущность и содержание тьюторской модели образования и технология её реализации в высшей школе.

Ключевые слова: Тьютор, тьюторская модель образования в высшей школе.

В современной модели образования в высшей школе тьюторство существует как в очной, так и в заочной формах обучения и опирается на открытые образовательные технологии, т.е. такие, которые позволяют тьютору реализовывать сопровождение индивидуальных образовательных программ студентов.

Основной задачей тьютора является расширение трёх взаимосвязанных и взаимодополняющих пространств: предметного, социального и антропологического. Под предметным расширением понимается изменение границ изучаемого материала за счёт других предметных областей. Под социальным расширением понимается анализ инфраструктуры образовательных предложений в контексте их ресурсов, а также формированием индивидуальной образовательной траектории. Под антропологическим расширением понимается совокупность образовательных целей, потребностей, личностных качеств, целей, интересов и способностей [4, с. 47-48.]

В связи с этим можно выделить цели тьюторской деятельности:

1) индивидуальное сопровождение студента от его стремлений к будущей профессиональной деятельности;

2) помощь студентам в выборе и реализации их индивидуальных образовательных траекторий;

3) помощь в приобретении опыта в форме личностных ориентаций.

Задачами тьюторской деятельности являются:

1) анализ образовательных и личностных запросов студента и выявление степени зрелости субъектности студента в отношении образования;

2) установление контакта и взаимодействия со студентами;

3) помощь и управление развитием студента;

4) формирование основных компетентностей у студента: образовательной, личностной, интеллектуальной, коммуникативной, информационной, правовой и профессиональной;

5) создание пространства для профессионального самоопределения студента [3] .

Необходимо помнить, что тьютор, прежде всего, – это организатор учебного процесса студента. Он готовит необходимые материалы по организации учебного процесса, составляет индивидуальный план работы со студентами, входит в состав учебно-методической комиссии [6, c.34].

Рассмотрим некоторые виды тьютоства практикующиеся в высшей школе:

1) индивидуализированный - при этом тьютор руководит индивидуальной образовательной траекторией студента. Обычно таким тьютором являются наиболее мобильные и заинтересованные молодые специалисты кафедры. В данном виде тьютору необходимо знать все последние тенденции образования в высшей школе, а также помогать разработать студенту его собственную образовательную программу, опираясь на современные требования образования [6, c. 27- 28 ];

2) междисциплинарный - схожий с британской моделью, реализован в виде системы междисциплинарного индивидуального гуманитарного образования (MISH). Такая модель пропорционально состоит из разных видов тьюторства. Модель MISH направлена на содействие самоопределению студентов в процессе обучения и преодолению междисциплинарных барьеров. Такая модель обучения повышает уровень приспособленности к постоянно изменяющимся условиям на рынке труда. В такой системе тьютор - это научный руководитель, работающий лишь с двумя тремя студентами. В связи с тем, что научные интересы студента могут меняться в процессе обучения, пути руководителя и студента на каком-то этапе обучения могут разойтись. В такой ситуации, по обоюдному согласию, студент имеет право заменить тьютора или ему могут назначить дополнительно ещё одного тьютора. Основной задачей такого вида тьюторства - грамотно корректировать учебный план студента так, чтобы не только учитывать его личные интересы, но и выдержать процентное соотношение степени свободы и обязательности выбираемых курсов [6, c 29].

Тьюторская модель образования в высшей школе построена таким образом, что в основу формирования содержания образования, подбора технологий, методов и форм организации процесса обучения положена современная концептуальная образовательная модель, предлагающая основными подходами такие, как деятельностный и компетентностный [2, c.15-18.]

В программе тьюторского сопровождения в высшей школе на начальном этапе предполагается определение индивидуальных и образовательных потребностей студентов, проведение различных семинаров-тренингов для выявления их личностных особенностей, а также формирование образовательной и коммуникативной компетенции, создание мотивации обучения, помощь в адаптации к процессу обучения, организации индивидуальной учебной деятельности и т.д. [1, c.4].

Одним из факторов тьюторского сопровождения является мониторинг усвоения содержания обучения, взаимодействия студентов и преподавателей, а также моральная помощь.

Поскольку зачастую студент выбирает большое количество различных дисциплин, то ему приходится сталкиваться с трудностью совмещения занятий в соответствии с расписанием. В связи с этим тьютору необходимо разработать учебный план, чтоб не только грамотно составить расписания занятий студенту, но и следить со соблюдением норм загруженности [6, c.19].

Для обязательных дисциплин устанавливается их перечень и минимальный суммарный объем в кредитах. Для рекомендуемых определен список предметов, из которых студент может осуществлять выбор, и определен минимальный объем в кредитах этого блока дисциплин. Факультативные курсы студент имеет право выбирать из общего списка предметов университета, не привязываясь к избранному направлению подготовки [5, c.46].

Список литературы:

1. Бондаревская Е.В.: Теория и практика личностно-ориентированного образования: Монография. Ростов н/Д: РГПУ, 2000 (22,0 п. л.).
2. Бендова Лариса Васильевна. Педагогическая деятельность тьютора в сети открытого дистанционного профессионального образования : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08.- Москва, 2006.- 251 с.: ил. РГБ ОД, 61 06-13/2547.
3. Е.В.Гайманова, И.Б.Храпков Институт психоанализа Тьюторское сопровождение студентов Института психоанализа. Методический комплекс. [Электронный ресурс]
http://www.nggu.ru/ru/vestnik/Vestnik%20NGGU%202,2012%20.pdf
(дата обращения 23.09.2012).
4. Ковалёва Т. М. Новые задачи тьюторской практики: от потенциала к ресурсу // Тьюторские практики в России. Сопровождение индивидуальных образовательных программ. Альманах. — Томск, 2009. — С. 44—48.
5. Лернер, П.С. Субъектные поиски смысла содержания образования как новая задача педагогики сотрудничества / П.С. Лернер //Известия Академии педагогических и социальных наук.- М.,2008. - Вып.12.
6. Справочник тьютора / Программа междисциплинарного индивидуального гуманитарного образования (МИГО) / Авторы-составители Волошина А.С., Карнаухова О.С., Кореневский А.В., Никитаева А.Ю. – Ростов н/Д: НМЦ «Логос», 2010. – 64 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: