Процесс и стиль педагогического взаимодействия в высшей школе

Лысанова Наталья Витальевна – кандидат педагогических наук, доцент Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова. (СВФУ, г.Якутск)

Аннотация: В статье рассматриваются некоторые способы решения проблем и противоречий, возникающих в процессе взаимодействия преподавателя и студентов, необходимость анализа и осмысления причин.

Ключевые слова: Аккумуляция информации, рефлексия, психическая саморегуляция, инверсия, эмпатия, проблемная ситуация, конфликт.

Эффективность учебного процесса в высшей школе во многом определяется характером взаимодействия преподавателя и обучаемых ими студентов, возникающего комплекса многообразных связей и отношений взаимозависимости, эмоциональных проявлений и т. п. Естественно, что в процессе этого взаимодействия постоянно возникают трудности, проблемы и противоречия. Помимо психологической составляющей проблемы конфликтов в процессе обучения существует дидактическая - в виде причин, способствующих возникновению противоречий и конфликтов между студентом и преподавателем. К их числу можно отнести следующие:
- несоответствие уровня сложности предлагаемого студентам учебного материала уровню восприятия, сформированности мышления, уровню знаний студентов;
- излишняя теоретизация материала, отсутствие образной основы, представляемых понятий и иллюстраций, их связей с практической действительностью;
- резкий контраст форм и методов обучения на младшей ступени Вуза и школьных, отсутствие у преподавателя умений доходчиво, кратко изложить суть излагаемых фрагментов учебного материала;
- отсутствие у студентов мотивации к изучению того или иного предмета и понимание того, какая роль ему отводится в процессе формирования специалиста того или иного профиля.

При этом основными из приведенных причин являются несоответствие излагаемого материала уровню восприятия студентов и неумение преподавателя в доступной форме изложить учебный материал. В огромном большинстве случаев преподаватель несерьезно относится к необходимости основательно продумывать каждый фрагмент лекции до того, как приходить к студентам. По данным американских специалистов по Вузовской дидактике подготовка к интенсивной одночасовой лекции требует у преподавателей 30-40 часов предварительной работы. Образно говоря, “выстреливаемый” преподавателем на лекции “высокоэнергетический импульс” должен предваряться трудоемким и длительным процессом аккумуляции информации. Рассмотрим некоторые возможные способы реакции преподавателя на возникшие в учебном процессе неоднократные проблемные ситуации. Их следует решать прежде всего исходя из анализа и осмысления причин, т. е. рефлексии, рассматриваемой как профессиональная способность педагога осмысливать характер и результат собственных действий в учебном процессе, искать первопричины возникающих негативных ситуаций в собственных просчетах и ошибках. Как указывает исследователь данной проблемы С. Ю. Темина, наиболее соответствующей реакцией преподавателя является переключение внимания студентов, разрядка напряжения шуткой или совершение каких-либо неожиданных для них действий. Такие действия при отсутствии соответствующей подготовки требуют от преподавателя достаточно высокого интеллектуального и профессионального уровня. Сложность выработки адекватных действий по предупреждению конфликта обусловлена творческим характером поиска решений проблемы. Существенное решение для предупреждения конфликта имеют также такие качества преподавателя, как выдержка, самообладание, способность к психической саморегуляции. Помощь в развитии этих качеств могут оказать специальные тренинги, проведение которых целесообразно в системе повышения квалификации преподавателей Вузов. Безусловно, интуиция и другие творческие способности труднее поддаются тренировке и целенаправленному развитию, а педагогический опыт приходит с годами, поэтому облегчить преподавателю поиск творческих, нестандартных решений проблем могут различные эвристические методы. Например, С. Ю. Темина выделяет методы «мозгового штурма» эвристических вопросов, синектики и отмечает, что они применяются при решении проблем группой участников, среди которых «источники» конфликта и те, кому предстоит его разрешить. Методы инверсии и эмпатии каждый преподаватель может использовать индивидуально и непосредственно в процессе возникновения проблемы в отношениях со студентами. Известно, что инверсия – это поиск решения в направлении, противоположном традиционному, когда, например на злую и провоцирующую шутку в свой адрес преподаватель в ответной шутке сам «смеется» над тем своим недостатком, который заметил студент.

Очень важен, по мнению С. Ю. Теминой, в рассматриваемой ситуации метод эмпатии (личной аналогии ), который состоит во «вхождении», «вживании» преподавателя в образ студента. Этот метод позволяет ему представить себя на месте студента и, исходя из новых ощущений, выработать адекватное сложившейся ситуации решение проблемы. С помощью развитой интуиции или эвристических приемов преподаватель может предотвратить развитие конфликта. Следующая его задача – выявить причины, приведшие к возникновению проблемы, и попытаться их преодолеть. Существенную помощь в решении проблемы оказывает прогнозирование дальнейшего хода развития ситуации: совершая какое-то действие, педагог как шахматист, должен видеть на несколько шагов вперед и просчитывать возможные ответные реакции студентов.

Подводя итог, отметим, что при разрешении конфликтов и проблемных ситуаций наиболее эффективными действиями являются конструктивные действия по изменению возникшей негативной ситуации (переключение внимания студентов, самоирония и все другие описанные выше приемы ). в В В большинстве случаев лишь это позволяет «переломить» конфликтную ситуацию и способствовать ее нормализации.

В заключение нельзя не затронуть такой аспект, как умение создать условия для благоприятного климата учебного процесса. По мнению Н. В. Басовой, одним из его составляющих является обоюдная ( как со стороны преподавателя, так и со стороны студента ) вера в успех процесса обучения, для него преподаватель создает специальные «ситуации успеха», в результате реализации которых студент обретает уверенность в собственных силах и возможностях, проводит такие занятия, на которых студент получает возможность наилучшим способом самовыразиться и получить удовольствие от того, что он знает и умеет. Еще одним важным условием «благоприятного учебного климата», по мнению Н. В. Басовой, является установление правильных взаимоотношений между преподавателем и аудиторией и между студентами в группе, для чего необходимо исходить из единой нравственной нормы, основывающейся на общечеловеческих ценностях и на принципе «к себе - как к другому, к другому - как к себе; и дома, и на работе» ( Петровский А. В. Беседы о психологии ).

Список литературы:

1. Басова Н. В. Педагогика и практическая психология. Ростов–на-Дону, 1999, стр. 322
2. Гонтарев Б. А. – Преподавание химии в американских университетах // Журнал ВХО им. Д. И. Менделеева т. ХХХV, стр. 372)
3. Темина С. Ю. «Методы разрешения проблемных ситуации в педагогическом процессе // Наука и школа, 2003 №5, стр.40),

Интересная статья? Поделись ей с другими: