gototopgototop

К вопросу о введении государственной монополии на алкогольную продукцию в России

Воронина Ирина Олеговна - аспирант кафедры Теории государства и права и международного права института Государства и права Тюменского государственного университета. (ТюмГУ, г.Тюмень)

Аннотация: Статья посвящена вопросу о введении государственной монополии на алкогольную продукцию в России. В статье анализируется законодательство, регулирующее оборот алкоголя в государстве. Автор приходит к выводу о том, что в России необходимо введение государственной монополии на производство и продажу алкоголя. Это позволит снизить масштабы алкоголизации населения, минимизировать незаконный оборот алкоголя, увеличить поступления в государственный бюджет.

Ключевые слова: Правовое регулирование, государственная политика, производство и продажа алкоголя, государственная монополия, алкогольная продукция.

Отношения, связанные с оборотом алкогольной продукции обладают особой значимостью как с точки зрения эффективного функционирования экономики России, так и с позиций защиты интересов и охраны здоровья ее населения. Такие отношения требуют особо подхода к их правовому регулированию со стороны государства.

Практика показала, что социально и экономически устойчивое развитие государства невозможно без ограничительной алкогольной политики. Эта политика должна иметь в качестве основного приоритета здоровье граждан, а не интересы бизнеса.

Без существенного изменения государственной политики в области производства, оборота и потребления алкогольных напитков, предполагающего ревизию и основательную модернизацию законодательства, регулирующего отношения в указанной области, невозможно снизить показатели по потреблению населением алкогольной продукции, которые в настоящее время в разы превышают норму.

Исходя из истории рассматриваемого вопроса можно отметить, что государственное регулирование в области производства и продажи алкоголя в различные периоды, характеризуется степенью его монополизированности. Периодически вводились то строгая государственная монополия, то частные формы хозяйствования (откуп, дворянская привилегия, частное производство настоек в период НЭПа), то сочетание обеих форм [1].

В России было пять периодов, когда действовала государственная монополия на производство и сбыт спиртных напитков.

Первая российская алкогольная монополия была учреждена в 1474 году Иваном III и действовала до 1533 года.

В 1652 году была введена вторая по счёту государственная монополия. Она просуществовала 29 лет.

В 1696 году Пётр I учредил третью государственную монополию. Через 20 лет, в 1716 году, царь ввёл свободу винокурения в России, обложив производителей «винокурной пошлиной».

Четвёртая монополия была введена по инициативе министра финансов Сергея Витте в 1896 году, но в полной мере действовала с 1906 по 1913 год. В 1913 году общая выручка от винной монополии составила 26 процентов доходов бюджета России.

Пятая монополия на алкоголь была введена в январе 1924 года. В 1985 году, незадолго до начала антиалкогольной кампании, продажа водки давала треть доходов от торговли продовольствием или одну шестую часть всего товарооборота советской торговли.

7 июня 1992 года Президент России Борис Ельцин своим указом отменил монополию государства. Однако уже через год была предпринята попытка вернуть государственную монополию, и 11 июня 1993 года был издан указ президента о восстановлении государственной монополии на производство, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции [2].

Но фактически этот законодательный акт так и не был реализован на рынке уже активно действовали независимые производители, проконтролировать деятельность которых было практически невозможно. Образованная тем же указом Госинспекция по обеспечению государственной монополии на алкоголь, ставшая затем федеральной службой, а потом и госкомитетом, в апреле 1998 года была упразднена.

В 1995 году был принят Федеральный закон № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», который остается основополагающим для алкогольного рынка и на сегодняшний день.

Однако Федеральным законом от 21.07.2005 №102-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", в него были внесены изменения, фактически отменившие все действующие механизмы регулирования алкогольного рынка.

Были исключены такие важнейшие полномочия субъектов Федерации, как проверка качества и безопасности алкоголя, поступающего в розничную сеть, ее маркировка алкогольной продукции региональными марками, аккредитация оптовых организаций, поставляющих алкогольную продукцию в розницу, а также распределение квот на закупку этилового спирта между организациями-производителями [3].

В то же время субъектам Российской Федерации было предоставлено право устанавливать дополнительные ограничения времени розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 % объема готовой продукции. Нововведением закона стало создание и внедрение Единой государственной автоматизированной информационной системы учета объемов производства и оборота алкогольной продукции (ЕГАИС). Сама идея такой системы – как системы тотального контроля за каждым из трех звеньев оборота алкоголя (производство, опт, розница) – заслуживала должного внимания, однако схема ее реализации была до конца не продумана. В результате система не была введена в действие в установленные сроки, из нее неожиданно «выпали» оптовое и розничное звенья, таким образом, предполагаемый замкнутый цикл контроля был разорван. Кроме того, из сферы регулирования Закона № 171- ФЗ было выведено решение важнейших аспектов, формирующих алкогольную угрозу в стране, – производство алкогольных суррогатов медицинского и парфюмерного назначения и самогоноварение.

Формирование и эффективная реализация алкогольной политики в сфере производства и продажи алкоголя требуют от государства, прежде всего четкого изложения своей официальной позиции в отношении массового потребления алкоголя.

Без научно обоснованной концепции в виде единого документа не могут быть четко сформулированы основные цели алкогольной политики, правильно определены пути и средства их достижения, а без этого оказываются мало эффективными практические действия по преодолению пьянства.

В связи с этим еще в начале 2010 года Правительство РФ утвердило антиалкогольную концепцию – «Концепцию реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года», в соответствии с которой намечается восстановление некоторых элементов государственной монополии на алкогольную продукцию, которая была отменена в России в начале 90-х годов прошлого века.

Государственная монополия может быть полной, охватывающей и производство, и реализацию, или же частичной, касающейся только производства или только реализации. В принятой концепции предусматриваются введение только некоторых элементов государственной монополии. За счет этого государство рассчитывает за десять лет более чем вдвое снизить потребление алкогольной продукции в стране и добиться на втором этапе (после 2013г.) полного исчезновения нелегального алкогольного рынка.

Предполагается решить указанные задачи за счет реализации таких мер, как введение уголовной ответственности за неоднократные нарушения в сфере производства и оборота алкоголя, резкое ограничение рекламы алкогольной продукции и внедрение политики ценообразования, предполагающей зависимость розничной цены алкогольной продукции от содержания этилового спирта в напитке.

Так, с 2010 года существенно увеличены ставки акцизов на алкоголь и пиво. Однако в то же время эксперты отмечают, что Правительство Российской Федерации решило пока отказаться от дополнительного повышения акциза на крепкий алкоголь, что может привести к нежелательным последствиям, так как водка будет дорожать медленнее продуктов питания и станет еще более привлекательной для россиян.

Особую важность в настоящее время имеет вступивший в силу в силу 22 июля 2011г. Федеральный закон № 171 ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» в редакции Федерального закона от 18.07.2011 № 218 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе», который направлен на защиту экономических интересов государства, противодействие нелегальному производству и обороту алкогольной продукции, усиление контроля за ее производством, а так же для профилактики алкоголизма среди молодежи.

1 января 2011 года президент России подписал указ о создании Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка. Создание Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка – это переход к установлению государственной монополии на рынке алкогольной продукции.

Существенной особенностью современной государственной политики Российской Федерации в рассматриваемой области является также то, что в ней не делается никаких существенных различий между мерами и правовыми механизмами, применяемыми в области производства и оборота алкогольной продукции, что в итоге ведет к неадекватности мер этой политики её целям, их несоответствию интересам общества и государства.

На наш взгляд без установления полной государственной монополии на производство и реализацию алкогольной продукции этих проблем не решить.

Кроме того, государственная монополия способствует пополнению государственного бюджета. Несмотря на высокие монопольные цены (а значит, и пониженное потребление крепких напитков), в странах с государственной монополией совокупные поступления в бюджет от продажи спиртных напитков, как правило, выше, чем в странах того же уровня экономического развития без монополии [4].

В современных рыночных условиях методы экономического регулирования рынка алкогольной продукции невозможны без элементов государственной монополии, единственного образования способного формировать цену на алкогольную продукцию в интересах решения социальной задачи деалкоголизации населения.

Эффект от введения государственной монополии на рынке алкогольной продукции России позволит максимально снизить объемы нелегального производства и нелегального импорта алкогольной продукции, контролировать объемы производства, оборота и качества алкогольной продукции, определять и устанавливать минимальные цены на реализацию алкоголя, изменить структуру потребления и спроса; снизить масштабы алкоголизации населения.

Список литературы:

1. Бакулина Ю.С. Основные цели и элементы государственного управления в области производства, оборота и потребления алкогольной продукции // Нравственные императивы в праве. - 2009. - № 1. - С. 3-8.
2. Мартынов А.С. К истории государственного регулирования «водочного вопроса» // Административное право и процесс. – 2007. - №6.
3. Степанов А.Е. К вопросу о государственной политике в области производства, оборота и потребления алкоголя // Труды Современной гуманитарной академии. - 2011. - №10.- С. 23-33.
4. Берзин В.А. Государственная политика в области производства, оборота и потребления алкоголя: правовой взгляд на ценностные основы с позиций идеального и реального // Юрист вуза. - 2012. - № 7. - С. 39-41

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Отправить статью

...

Форма оплаты

Номер статьи, присвоенный редакцией
Количество страниц в статье
Количество экземпляров журнала
Доставка: РФСНГ
Скидка (%)
Заказать свидетельство о публикации
1. Стоимость публикации каждой страницы статьи составляет 200 рублей.
2. Стоимость каждого экземпляра журнала, включая его печать и доставку, составляет 350 рублей для России и 420 рублей для стран СНГ.
3. Стоимость свидетельства о публикации составляет 120 рублей

Реквизиты для оплаты через банк