Проблема сохранения культурной идентичности России: неопатристический синтез как ответ на вызовы фаустовской цивилизации Запада

Балагуров Олег Андреевич – аспирант Шуйского государственного педагогического университета. (г.Шуя)

Аннотация: В статье в контексте проблемы конфликта цивилизаций рассматривается противоречии между унификационной модернизацией фаустовской цивилизации Запада и стремлением России сохранить свою культурную идентичность. Для наиболее адекватной характеристики сути противоречия введен термин «управляемый псевдоморфоз». Намечен путь преодоления сложившегося противоречия – актуализация понимания ценности традиции российским обществом посредством неопатристического синтеза.

Ключевые слова: секулярный гуманизм, неопатристический синтез, управляемы псевдоморфоз, конфликт цивилизаций.

Современная политическая элита понимает самоопределение нашего народа как полиэтническую цивилизация, скрепленную русским культурным ядром [3]. Очевиден поворот к традиции, устоявшейся в веках системе ценностей.

С другой стороны, все чаще высказываются опасения по поводу все возрастающего традиционализма. Гуманистическая идеология, являющаяся ядром глобализационных процессов, призывает остерегаться чрезмерного подчеркивания национальных культурных особенностей, призывая к планетарному распространению своих идей [2].

В этой связи, видится актуальным изучить причинность возникшего противоречия между традиционно ориентированной политической элитой, стоящей, в целом, на либеральной мировоззренческой платформе и парадигмой секулярного гуманизма, эту платформу идейно подпитывающей и определить возможные пути его преодоления.

Секулярный гуманизм в том виде, как он существует сейчас берет свое в эпоху Просвещения – время творческого и научного раскрепощения, с одной стороны, и период ярого антиклерикализма, с другой.

Вера просветителей в прогресс, унаследованная современными гуманистами нашла свое дополнительное обоснование в теории модернизации, которая свела понятие «традиционного общества» к синониму отсталости или совсем седой древности. Закрепляется взгляд на историю, как прогрессивное поступательное движение вперед от премодерна к модерну, от модерна к постмодерну.

В итоге подобного бегства от традиции Западная – фаустовская (в терминологии О. Шпенглера) – цивилизация лишилась своей духовности, сакральности, став сугубо профанной.

Характерная для западноевропейской культуры насильственность, которую выделил, как особенность, еще Н. Я. Данилевский не позволила модернизации остаться «личным делом Европы». Начинается процесс ее трансляции не-фаустовским народам.

Как правило, подобная модернизация в известной мере насильственна, хотя бы в том плане, что нарушает естественное развитие автохтонной культуры. Подобный процесс тот же О. Шпенглер назвал псевдоморфозом [4, с. 647].

В настоящее время, для адекватной характеристики современных процессов, этот термин нуждается в уточнении.

Парадокс современной, агонизирующей фаустовской цивилизации в том, что стремясь к известному обществу благоденствия, опираясь на гуманистическую парадигму, она ориентирована на агрессивное подавление всего не-фаустовского.

Иными словами, залогом продления существования собственной цивилизации, является преодоление сопротивления глобализационно-унификационной вестернизации. Сам факт подобного сопротивления для Запада есть такой же вызов, как модернизация для не-Запада.

Фаустовский ответ на этот вызов – управляемый псевдоморфоз – целенаправленное давление на традиционные структуры той или иной культуры, способные препятствовать обычному течению псевдоморфоза.

В условиях России, носительницей традиционного начала традиции является, прежде всего, Церковь. Не случайно Гуманистический манифест-2000 склонен относить приверженность традиционным религиозным воззрениям к опасным тенденциям развития современного мира.

Не случайно, в последнее время осуществляются акции по десакрализации Церкви, ее пространства и традиции в целом.

И надо сказать, процесс этой десакрализации извне, являющийся, по сути, элементом управляемого псевдоморфоза, может достичь своей цели. Причиной является некая «непонятность» культурных кодов свтоотеческого наследия – как квинтэссенции традиции. Эта «непонятность» легко превращается в «чужеродность», а это уже западный путь отказа от собственной духовной традиции, внутренний поворот к фаустовскому миру, принятие его как своего, что и является конечной целью управляемого псевдоморфоза.

В этой связи представляется актуальным обратиться к идее протоиерея Георгия Флоровского, введшего понятие «неопатристического синтеза», который есть «творческая переоценка прозрений, ниспосланных святым людям древности. Этот синтез должен быть патристическим, верным духу и созерцанию Отцов... Он должен быть и неопатристическим, поскольку адресуется новому веку, с характерными для него проблемами и вопросами» [1, с.155].

Сегодня это понятие, введенное в свое время, в своем историко-богословском контексте, нуждается в новом прочтении, что не означает отказа от его прежней смысловой нагрузки.

В условиях фаустовского нажима на традицию неопатристический синтез целесообразно рассматривать как инструмент сохранения культурной идентичности России.

Возможность трансляции культурных кодов святоотеческого наследия без редукции и искажения посредством неопатристического синтеза есть наиболее адекватный путь преодоления противоречия между фаустовским и не-фаустовским векторами развития России, в пользу последнего.

Список литературы:

1. Георгий Флоровский: Священнослужитель, богослов, философ [под ред. Э. Блейн]. – М.: Прогресс - Культура, 1995.
2. Гуманистический манифест-2000: Призыв к новому планетарному гуманизму// Гуманистическое движение: сайт. – URL: http://humanizm.ru/humanizm2000 (дата обращения: 15.09.2012).
3. Путин В.В. Россия: национальный вопрос// Независимая газета: сайт. – URL: http://www.ng.ru/politics/2012-01-23/1_national.html
4. Шпенглер О. Закат Западного мира; Очерки мифологии мировой истории. Полное издание в одном томе/Пер. с нем. – М.: Альфа-Книга, 2010. – 1085 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: