Современное православное искусство в Верхневолжском регионе России

Петрова Евгения Игоревна - аспирантка кафедры отечественной средневековой и новой истории Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. (г.Ярославль)

Аннотация: Особой чертой городов Верхней Волги (ныне Владимирская, Ивановская, Костромская, Тверская, Ярославская области)  было наличие в них иконописных школ, возникших и развивавшихся там веками.  В 80-х годах прошлого века вновь возникла необходимость вернуться к духовным основаниям русской духовной культуры и ее традициям. Сегодня государство принимает активное участие в восстановлении православных святынь, возрождение которых создало новое современное церковное пространство. Оно требует своего оформления, а, следовательно, значительного числа икон, в том числе новых, поэтому профессия иконописца становится все более востребованной.

Ключевые слова: иконопись, церковь, реставрация, искусство, традиции.

Минувший ХХ век ознаменовался существенным ослаблением религиозности общества, что, в свою очередь, привело к упадку храмового искусства, в частности, иконописания и утрате его канонических традиций. На протяжении многовековой истории города Верхнего Поволжья (ныне Владимирская, Ивановская, Костромская, Тверская, Ярославская области) славились своими иконописными школами.

Так, тверская школа иконописи сложилась уже в XIII веке. Во второй половине XVII в. школа фресковой и иконной живописи сформировалась в Костроме. До нас дошли произведения ярославских мастеров начала XIII в., и по количеству сохранившихся памятников живописи XVI и XVII вв. ярославская школа не уступает лучшим древнерусским школам. В творчестве ярославских мастеров традиции искусства Древней Руси сохранялись до середины XVIII века. Работы ярославских мастеров собирали почитатели древней иконописи – старообрядцы, и внимательно изучали художники Палеха и Мстеры, продолжавшие в XIX – XX вв. писать иконы в традициях русской средневековой живописи. Палех и Холуй – старинные села, далеко известные за пределами Ивановской области как центры иконописи. К концу XIX в. Палех оставался небольшим селом, жители которого занимались иконописью и промыслами. Точная дата возникновения палехской иконописи не установлена. Ее стиль восходит к традициям древнесуздальской и московской иконописной школ XV – XVI веков. Иконы писались в Палехе и Холуе до 1917 г., затем иконописные традиции прервались. Мастера иконописи стали заниматься росписью посуды и игрушек [1], и за прошлый век многие иконописные школы и мастерские Верхней Волги были почти забыты.

После крушения советского режима возникла необходимость вернуться к духовным основаниям русской культурной традиции, поскольку, как справедливо отмечал русский философ А. Ильин, никакая «внешняя реформа не изменит, не спасет нас сама по себе независимо от внутреннего душевно-духовного изменения человека», «никакой государственный строй не сообщит человеку ни любви, ни добродетели, ни чувства ответственности, ни честности, ни благородства. Истинное обновление идет не от внешнего внутрь, не от формы к содержанию, не от видимости к существу, а обратно. Все великое и священное идет изнутри» [2].

Сегодня взаимодействие церкви и государства помогает в решении многих социальных проблем, в частности, в вопросах нравственного и патриотического воспитания молодежи. Упадок культуры заставляет прислушиваться к тем ценностям, которые проповедует Православие: к идеям духовности, милосердия и внимания к другому человеку [3]. Со своей стороны государство принимает активное участие в восстановлении православных святынь, поскольку Патриархия и епархии не в состоянии осуществлять финансирование ремонтно-восстановительных и реставрационных работ на храмах-памятниках архитектуры. По инициативе политической партии «Единая Россия» с 2007 г. в стране реализуется федеральный проект «Историческая память», направленный на сохранение и возрождение уникальных объектов культурного наследия. Проект действует в 67 регионах России, в том числе в верхневолжском [4].

В 2008 г. тогдашний губернатор Ярославской области С. В. Вахруков и архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл подписали соглашение о сотрудничестве правительства региона и Ярославской епархии. Документ предусматривал сотрудничество в духовно-нравственном просвещении обучающихся и развитии системы образования в регионе. В частности, областная власть регулярно оказывает поддержку православным гимназиям, участвует в восстановлении и строительстве храмов [5].

Аналогичные соглашения подписаны в соседних областях. В 2004 г. между Администрацией Тверской области, Тверским союзом промышленников и предпринимателей (работодателей) и Тверской и Кашинской епархией было подписано соглашение о сотрудничестве [6]. В 2006 г. было подписано «Соглашение о сотрудничестве между администрацией Костромской области и Костромской епархией Русской Православной Церкви на 2006–2010 годы», которое стало четвертым по счету соглашением областной администрации и Костромской епархии. Подобные соглашения подписывались в 1996, 1997 и 2001 гг. Главными целями совместной работы являются укрепление нравственных основ российского общества, сохранение историко-культурного наследия, содействие межрелигиозному диалогу и социальному сотрудничеству [7]. С 2007 г. во Владимирской области стартовала акция «Спаси храм», которая позволила восстановить более 20-ти храмов. Организатором акции выступил областной комитет по молодёжной политике при поддержке Владимирской Епархии [8]. В 2011 г. был подписан договор между Правительством Ивановской области и Иваново-Вознесенской епархией о сотрудничестве в сфере возрождения традиционной духовной культуры и сохранения национально-исторического наследия Ивановской области [9].

В  2004 г. по заказу администрации Ярославской области художниками иконописной мастерской «Ковчег» была выполнена точная копия с иконы Богоматери «Толгская», которая была передана в дар Толгскому монастырю. Для нее была восстановлена мраморная часовня в кедровой роще Свято-Введенского Толгского монастыря.

В последние годы проявилась еще одна тенденция – частные лица все чаще на свои средства стали восстанавливать храмы в разных регионах страны. Так, к примеру, в 2004 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил возведение главного храма Ярославской Епархии. Строительство Успенского кафедрального собора в Ярославле взял на себя президент строительной организации «ВИТ» В. И. Тырышкин, и в 2010 г. оно было завершено. Освящал храм ныне действующий Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

За 15 лет был отреставрирован и освящен ансамбль Толгского женского монастыря в Ярославле. Сейчас Толгский монастырь может быть отнесен к числу благоустроеннейших Российских обителей. В 2006 г. закончилось восстановление Спасо-Преображенского собора в городе Рыбинске Ярославской области, начатое еще в начале 1990-х годов.

Нельзя забывать и о таком важном в иконописи направлении как реставрация. На протяжении 70 лет XX века многие иконы сохранились лишь благодаря деятельности музеев и  работавших там реставраторов. Особенностью последних лет является то, что изменились источники финансирования реставрационных работ. Теперь на их проведение используются не только государственные, но и часть собственных средств музея. Кроме того, сегодня взят курс на реставрацию по целевым программам.

В связи с активным храмовым строительством возникло новое современное церковное пространство. Оно требует своего оформления, а, следовательно, значительного числа икон, в том числе новых, поэтому профессия иконописца становится все более востребованной [10]. С начала 1990-х годов в верхневолжском регионе начали восстанавливаться иконописные школы и создаваться иконописные артели.

За последние 20 лет Верхневолжский регион хотя бы отчасти обрел свой прежний облик: появились новые купола церквей, звучит звон колоколов. Процесс возрождения современного храмового искусства говорит о развитии России в экономическом, социальном и духовном отношениях. Если человек заботится о духовном просвещении, значит, окружающая среда позволяет ему стремиться к высшему уровню – духовному [11]. Важно с помощью искусства содействовать возрождению духовной культуры современного российского общества. И здесь ведущая роль принадлежит иконописным и ювелирным мастерским, современным школы иконописи, архитекторам, художникам, мозаичистам. Современное храмовое искусство – это то, каким современные мастера видят доставшееся нам от предков культурное наследие и как его интерпретируют в соответствии нашим временем. Современная иконопись – важная составляющая в процессе возрождения православной культуры России. Пока православное искусство не станет максимально близко и доступно для русского человека, о возрождении культуры не может идти и речи. Человеку необходимо не только рассказать, но и показать для того, чтобы он мог осмыслить сказанное [12].

Со второй половины 1980-х гг. Ярославской епархии, как и другим, начали возвращать монастыри, церкви и иконы. Кроме того, к середине 1990-х гг. в области появилось 50 иконописных, ювелирных, колокололитейных мастерских, а также индивидуальных мастеров-иконописцев. На территории Владимирской, Ивановской и Костромской областей сегодня работают также около 50 иконописных мастерских и художественных артелей, специализирующихся на храмовом зодчестве.

Таким образом, религиозное искусство сегодня является важнейшей частью культурно-исторического наследия России, и, кроме того, иконописное творчество становится одним из самых обновляющихся и развивающихся жанров современной художественной культуры. Это, прежде всего, связано с восстановлением некогда разрушенных религиозных центров, а также с естественной потребностью общества в возрождении духовных традиций. Данный процесс предполагает и обновление религиозного сознания, которое сопровождается возрождением и развитием современного иконописного искусства в России.

Список литературы:

1. Сравнительные характеристики русских иконописных школ // http://nesusvet.narod.ru/ico/books/shkoly.htm
2. Цит. по: Колесова И.С. Соборность русского православного искусства: автореф. дис. … канд. философ. наук. Екатеринбург, 2002 // http://elar.usu.ru/bitstream/1234.56789/446/1/urgu0181s.pdf
3. Ситников А. Церковь и государство: проблемы и перспективы взаимоотношений // http://www.pravoslavie.ru/analit/cerkovgsudars.htm
4. Федеральный проект «Историческая память //  Единая Россия: официальный сайт партии. http://er.ru/projects/2011/8/9/istoricheskaya-pamyat/
5. Святейший Патриарх Кирилл встретился с архиепископом Кириллом и губернатором Ярославской области С. Вахруковым // Ярославская Епархия: официальный сайт. http://www.yareparhia.ru/index.php?name=News&file=article&sid=807
6. Соглашение о сотрудничестве между Администрацией Тверской области, Тверским союзом промышленников и предпринимателей (работодателей) и Тверской и Кашинской епархией // Тверская Епархия: официальный сайт. http://tver.eparhia.ru/doc/?ID=37
7. Подписано Соглашение о сотрудничестве между администрацией Костромской области и Костромской епархией Русской Православной Церкви // Костромская Епархия: официальный сайт.
http://www.kostromaeparhia.ru/index.php?view=article&id=5949&option=com_content&Itemid=113
8. Во Владимирской области проходит молодежная акция «Спаси храм!» // Русская Православная Церковь. Официальный сайт Московского Патриархата. http://www.patriarchia.ru/db/text/270294.html
9. Подписан договор между Правительством Ивановской области и Иваново-Вознесенской епархией // Иваново-Вознесенская и Кинешемская Епархия: официальный сайт. http://iv-eparhya.blogspot.com/2011/08/blog-post_3438.html
10. Лаврешкина И.Ю. Иконопись Петербурга рубежа XX–XXI веков: автореф. дис. … канд. искусствоведения. СПб., 2007 // disserCat – электронная библиотека диссертаций. http://www.dissercat.com/content/ikonopis-peterburga-rubezha-xx-xxi-vekov
11. Колесова И.С. Указ. соч.
12. Петраш Е.В. Икона как феномен культуры XX века: автореф. дис. … канд. культурологии. М., 2006 // disserCat. http://www.dissercat.com/content/ikona-kak-fenomen-kultury-xx-veka