УДК 316.422.42

Исследование интернационализации человеческих ресурсов и строительства прикладных университетов в рамках стратегии пояс и путь

Ма Даньчэн – магистрант Санкт-Петербургского государственного университета.

Шэнь Дунжуй – бакалавриат Ляонинского университета международного бизнеса и экономики.

Юй Ян – магистрант Санкт-Петербургского государственного университета.

Аннотация: В контексте инициативы "Пояс и путь", акцентируется внимание на необходимости ускорения интернационализации китайских человеческих ресурсов и адаптации прикладных университетов к новым экономическим условиям. Несмотря на увеличение зарубежных инвестиций и подрядных проектов, проблемы сокращения иностранных работников и недостаточного привлечения талантов из стран "Пояса и пути" остаются актуальными. Исследование фокусируется на анализе этих вызовов и предлагает стратегии для повышения уровня интернационализации и эффективности подготовки специалистов в университетах, соответствующих требованиям развивающейся экономики и общества в рамках данной глобальной инициативы.

Ключевые слова: интернационализация, человеческие ресурсы, прикладные университеты, стратегия "Пояс и Путь", глобализация.

Инициатива "Один пояс, один путь" была предложена Председателем Си Цзиньпином во время его визитов в Центральную Азию и Юго-Восточную Азию в сентябре и октябре 2013 года. В ноябре того же года, на третьем пленуме восемнадцатого созыва Центрального Комитета Коммунистической Партии Китая, стратегия "Один пояс, один путь" была официально включена в решение о комплексном углублении реформ, тем самым подняв её до уровня национальной стратегии. Сфера сотрудничества в рамках данной инициативы охватывает широкий круг вопросов, включая экономику, энергетику, инфраструктурное взаимодействие и политическое общение, предоставляя новые подходы для развития общества, политики, экономики и культурно-образовательной сферы Китая.

В контексте развития инициативы "Один пояс, один путь", китайские предприятия сталкиваются с серьезными вызовами в области международного управления человеческими ресурсами:

  1. Недостатки в управлении человеческими ресурсами: Многие китайские предприятия, участвующие в международных проектах, сталкиваются с проблемой нехватки системного подхода к управлению человеческими ресурсами. Это означает, что отбор, обучение, мотивация и удержание персонала не всегда соответствуют специфике и требованиям международного проектного управления. Важно разработать стратегии управления, учитывающие кросс-культурные различия и способствующие эффективной адаптации сотрудников к условиям работы за рубежом.
  2. Высокие риски международных проектов: Международные проекты часто сопряжены с политическими, экономическими, культурными и правовыми рисками. Китайским компаниям необходимо развивать компетенции в области риск-менеджмента, включая анализ и прогнозирование потенциальных проблем, а также разработку стратегий минимизации этих рисков, что в свою очередь требует наличия квалифицированных специалистов в данной области.
  3. Требования к многофункциональным специалистам: Сложность и многоаспектность международных проектов требуют от сотрудников не только глубоких профессиональных знаний, но и умения работать в мультикультурной среде, владения иностранными языками и способности к быстрой адаптации. Развитие таких компетенций требует от компаний создания системы непрерывного обучения и развития персонала.
  4. Проблемы с адаптацией персонала: Длительные командировки и работа в межкультурной среде могут вызвать у сотрудников стресс и снижение мотивации. Важно разрабатывать программы поддержки для сотрудников, включая культурную адаптацию, языковое обучение и психологическую поддержку, что поможет улучшить их производительность и удовлетворенность работой.
  5. Неэффективность систем подбора и обучения: Чтобы успешно реализовывать международные проекты, китайским компаниям необходимо совершенствовать системы подбора и обучения персонала, делая акцент на международные компетенции. Это включает в себя разработку критериев отбора, ориентированных на межкультурную коммуникацию, лидерские качества и гибкость мышления.
  6. Внешние факторы: Политическая нестабильность, культурные и языковые барьеры, а также различия в законодательстве могут существенно усложнить выполнение международных проектов. Эффективное управление внешними факторами требует от компаний глубокого понимания местных условий и активного сотрудничества с местными партнерами и органами власти.
  7. Снижение количества международных кадров: Сокращение числа китайских специалистов, готовых работать в рамках международных проектов, и недостаточное привлечение иностранных талантов ставят под угрозу успешное выполнение таких проектов. Необходимо разработать привлекательные условия для талантов из разных стран, включая карьерные перспективы, обучение и развитие, а также конкурентоспособные условия труда.

Стратегии развития интернационализации человеческих ресурсов Китая в контексте инициативы "Один пояс, один путь":

  1. Углубление и расширение международного сотрудничества в области трудовых ресурсов

Для преодоления вызовов, связанных с низким уровнем управленческих навыков, необходимо акцентировать внимание на развитии межкультурной компетентности и языковой подготовке китайских специалистов. Особое значение приобретает обучение местным языкам и культурным особенностям регионов присутствия, что позволит не только повысить эффективность коммуникации, но и облегчит процесс интеграции китайских работников в местные сообщества. Кроме того, значительный акцент следует сделать на улучшении условий труда и жизни за рубежом, включая разработку программ социальной поддержки, таких как оплачиваемые отпуска для посещения родины и возможности для семейного сопровождения, что способствует снижению текучести кадров и повышению лояльности сотрудников.

  1. Увеличение поддержки обучения различных категорий специалистов

В ответ на нехватку квалифицированных кадров, необходимо активизировать поддержку государством и бизнесом профессионального и академического обучения. Это предполагает внедрение специализированных программ в высших учебных заведениях, нацеленных на подготовку специалистов, соответствующих требованиям международных проектов "Один пояс, один путь". Обновление учебных программ и методик, включение курсов по изучению иностранных языков и культур, а также практическое обучение в условиях реальных международных проектов станут ключевыми аспектами в подготовке высококлассных мультидисциплинарных специалистов. Параллельно, компании должны активно вкладываться в корпоративное обучение, разрабатывая и реализуя программы повышения квалификации сотрудников, что позволит повысить их профессиональный уровень и способность адаптироваться к изменяющимся условиям внешнего рынка.

  1. Активизация выезда кадров за рубеж и привлечение талантов из соседних стран

С целью обеспечения качественного выполнения международных проектов, Китаю необходимо не только активизировать выезд собственных специалистов за рубеж, но и создать условия для привлечения и интеграции талантов из соседних стран. Это включает совершенствование законодательства в области миграции, улучшение условий труда и жизни иностранных специалистов в Китае, разработку стимулирующих программ, направленных на долгосрочное пребывание иностранных работников в стране. Также важно предоставить иностранным специалистам возможности для профессионального и карьерного роста в рамках китайских компаний и проектов, что повысит привлекательность Китая как работодателя на международном уровне.

Реализация этих стратегий требует координированных усилий государства, образовательных учреждений и бизнес-сообщества, что позволит Китаю не только успешно реализовывать международные проекты в рамках инициативы "Один пояс, один путь", но и значительно повысить конкурентоспособность китайских человеческих ресурсов на мировом рынке.

Инициатива "Один пояс, один путь" вызвала значительные изменения в потребностях рынка труда, особенно в отношении культурных и языковых специалистов, а также определила новые направления в развитии прикладного высшего образования.

С учетом того, что инициатива затрагивает страны с обширным языковым многообразием, существует насущная потребность в расширении языковых программ в высших учебных заведениях. Необходимость охватывает не только изучение широко распространенных европейских языков, но и более глубокую подготовку по меньшим языкам и диалектам, присущим регионам вдоль "Пояса и Пути". Это подразумевает не только расширение языковых программ, но и интеграцию культурологических курсов, способствующих лучшему пониманию истории, культуры и социально-экономических условий данных стран.

Адаптация и развитие прикладных специальностей в высших учебных заведениях должны соответствовать текущим и будущим потребностям стран, участвующих в инициативе "Один пояс, один путь". Это касается не только технических и инженерных специальностей, связанных с инфраструктурными проектами, но и специальностей в области экономики, туризма, транспорта и логистики, энергетики и экологии. Подготовка специалистов в этих областях должна быть направлена на решение конкретных задач и проектов, реализуемых в рамках инициативы, что требует от образовательных учреждений гибкости в обновлении учебных программ и внедрении инновационных подходов к обучению.

Необходима модернизация образовательного процесса, которая включает в себя не только обновление содержания учебных программ, но и пересмотр подходов к обучению. Это предполагает углубление практической направленности образования, включая развитие дуальных образовательных программ, усиление связей с предприятиями и организациями, работающими в рамках "Один пояс, один путь", а также использование современных технологий и методик обучения. Такой подход позволит студентам получать не только теоретические знания, но и приобретать практические навыки и опыт, необходимые для успешной работы в международных проектах.

Привлечение и обучение иностранных студентов

Важным аспектом является привлечение и обучение иностранных студентов из стран "Пояса и Пути", что не только способствует обмену знаниями и культурным взаимодействиям, но и создает основу для долгосрочного сотрудничества между странами. Развитие программ обмена, стипендий и совместных образовательных проектов может стать ключевым элементом в стратегии подготовки международных специалистов и укрепления культурных и экономических связей.

Таким образом, адаптация и развитие системы высшего образования в контексте инициативы "Один пояс, один путь" требуют комплексного подхода, направленного на расширение языковой подготовки, развитие прикладных специальностей, модернизацию образовательного процесса и активизацию международного образовательного сотрудничества.

В контексте стратегии "Один пояс, один путь", развитие прикладных университетов должно учитывать несколько ключевых аспектов, направленных на улучшение качества образования и обеспечение потребностей инициативы в квалифицированных специалистах.

  1. Расширение круга обучаемых

Прикладные университеты должны не только обучать студентов, но и расширять свои образовательные программы для преподавателей и работающих специалистов. Сотрудничество с предприятиями для проведения профессиональных курсов и тренингов поможет подготовить специалистов, способных отвечать текущим требованиям рынка труда. Обновление навыков преподавателей через специализированные программы повышения квалификации, основанные на актуальных трендах и потребностях индустрии, также критически важно для поддержания высокого уровня образовательного процесса.

  1. Совершенствование специализаций

Основываясь на потребностях стратегии "Один пояс, один путь", прикладные университеты должны активно адаптировать и развивать свои специальности. Это включает в себя не только увеличение количества программ по изучению малых языков, непосредственно связанных с странами, участвующими в инициативе, но и разработку специализаций, которые способны удовлетворить потребности в квалифицированных кадрах в области туризма, экономики, информационных технологий и энергетики. Развитие таких программ должно базироваться на тщательном анализе рынка труда и потребностях экономического развития регионов, вовлеченных в "Один пояс, один путь".

  1. Диверсификация образовательных площадок

Прикладные университеты могут значительно повысить качество образования, используя разнообразные форматы и места обучения. Внедрение практик, подобных немецкой системе "двойного образования", позволит студентам получать не только теоретические знания, но и практический опыт непосредственно на предприятиях. Развитие сотрудничества с компаниями для создания обучающих баз и центров, где студенты могут проходить стажировки и практику, является ключевым для подготовки высококвалифицированных прикладных специалистов.

  1. Открытость в образовании

Принципы открытости, взаимопонимания и сотрудничества, заложенные в стратегии "Один пояс, один путь", должны находить отражение и в образовательной деятельности прикладных университетов. Это предполагает не только привлечение студентов и преподавателей из стран, участвующих в инициативе, но и разработку совместных образовательных программ, обменных проектов и научных исследований. Расширение международного сотрудничества в области образования способствует культурному обмену, углублению понимания особенностей развития различных стран и формированию у студентов глобального видения профессиональной деятельности.

  1. Укрепление преподавательского состава

Развитие квалификации преподавателей является одним из ключевых аспектов повышения качества образования в прикладных университетах. Это включает в себя не только постоянное обновление знаний и умений в соответствии с современными требованиями и технологиями, но и активное привлечение специалистов из практики, включая иностранных экспертов. Создание условий для обмена опытом с коллегами из других стран и секторов экономики позволит обогатить учебный процесс новыми идеями и подходами.

Стратегия "Один пояс, один путь" представляет собой масштабную инициативу, охватывающую множество стран и регионов, и требует комплексного подхода к подготовке квалифицированных кадров, способных вносить вклад в реализацию её целей. Развитие прикладных университетов в контексте данной инициативы является ключевым элементом стратегии подготовки специалистов, отвечающих современным требованиям международного сотрудничества. Расширение круга обучаемых, совершенствование специализаций, диверсификация образовательных площадок, открытость в образовании и укрепление преподавательского состава — все эти направления требуют особого внимания и активных действий со стороны образовательных учреждений, государственных органов и бизнес-сообщества.

В заключение успешная реализация стратегии "Один пояс, один путь" в значительной степени зависит от качества подготовки кадров, и прикладные университеты играют в этом процессе центральную роль. Инвестиции в образование, нацеленное на развитие специфических знаний и навыков, необходимых для международных проектов, будут способствовать не только экономическому росту и культурному обмену между странами, участвующими в инициативе, но и укреплению мира и стабильности в глобальном масштабе.

Список литературы

  1. Чульчаева С.А. Управление человеческими ресурсами // Политика, экономика и социальная сфера: проблемы взаимодействия. 2016. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-chelovecheskimi-resursami (дата обращения: 02.03.2024).
  2. Шабельник Л.С. Управление человеческими ресурсами // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. 2016. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-chelovecheskimi-resursami-1 (дата обращения: 02.03.2024).
  3. Миронова Наталья Алексеевна, Гурьянов Вячеслав Викторович, Клячин Александр Олегович Управление человеческими ресурсами // Международный журнал прикладных наук и технологий «Integral». 2020. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-chelovecheskimi-resursami-3 (дата обращения: 02.03.2024).
  4. Стрельченко Василий Иванович Университет: фундаментальные и прикладные исследования // Universum: Вестник Герценовского университета. 2010. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/universitet-fundamentalnye-i-prikladnye-issledovaniya (дата обращения: 02.03.2024).
  5. Левченко Ольга Георгиевна О программе "Интернационализация" // Инновации. 2019. №2 (244). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-programme-internatsionalizatsiya (дата обращения: 02.03.2024).
  6. Кречетников К.Г., Горчица Е.Л. Интернационализация образования в Китае // Приоритетные научные направления: от теории к практике. 2015. №20-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/internatsionalizatsiya-obrazovaniya-v-kitae (дата обращения: 02.03.2024).
  7. Кречетников К.Г., Губенко А.К. Интернационализация образования в России // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2015. №36. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/internatsionalizatsiya-obrazovaniya-v-rossii (дата обращения: 02.03.2024).