УДК 316

Социологические ценности современных работников

Чэнь Цзяхао – студент Санкт-Петербургского государственного университета.

Аннотация: В статье автором проводится анализ социологических ценностей современных работников в зависимости от года рождения. Исследуются четыре основных поколения современных работников, их проблемы, а также ценности, которые важны именно для них. Результатами исследования стало то, что менеджеры по персоналу смогут скорректировать алгоритм взаимодействия со своими сотрудниками того или иного возраста.

Ключевые слова: поколения, ценности, личность, общество, квалификация.

Многие общественные науки изучают ценности личности. В социологии ценности личности определяются как важные факторы, которые играют главную роль в системе управления. Понятие ценности имеет основное значение в философии. Оно является основой кантианского, феноменологического, интеракционистского и других направлений философии[4, с.999].

И. Кант рассматривал ценности как требования к воле, цели, устанавливаемые человеком, и значимость личных факторов. Ценности могут быть как абсолютными, так и относительными: моральные ценности основаны на разуме и воле человека, а относительные ценности связаны с его потребностями, желаниями и стремлениями. Субъективные ценности, как мы считаем, определяются в нормативных представлениях, таких как установки, оценки и запреты[2,с.75].

Низкая доходность от человеческого капитала у российских работников не стимулирует их к обновлению и развитию человеческого капитала. Это, в частности, объясняет отсутствие интереса у работников к повышению своей квалификации. Однако при этом необходимо учитывать, что в российской трудовой культуре регулярное обновление человеческого капитала, то есть повышение квалификации, не является общепризнанной ценностью. Такое поведение во многом зависит от стремления к успеху, желания самопрезентации и других факторов, что противоречит культурным особенностям россиян в целом и российских рабочих в частности[5].

Возможность систематического обновления знаний у российских работников и других граждан может быть внедрена через эффективное использование правил. При таком подходе достижение определенных знаний будет восприниматься как обязательное условие для принятия на работу[1].

На протяжении нескольких десятилетий исходное понятие «человеческий капитал» в современной науке, как за рубежом, так и в России, претерпевает трансформацию в более широкий концепт – «человеческий потенциал», где особое значение приобретают личностные показатели. Эти показатели одновременно характеризуют физические возможности человека, такие как его здоровье, а также его ментальные особенности, включая ценности, установки, мотивы, связанные с трудовой сферой. Более широкая интерпретация человеческого капитала придает ему большую силу, включая возможность рассматривать поведение людей не только с рациональной точки зрения.

В статье мы рассмотрим возможности, которые представляет исследователю поведения рабочих понятие «человеческий потенциал», акцентируя при этом внимание на ценностных устремлениях российских рабочих.

Социальные ценности — это идеи, принципы, идеалы, цели, к которым, по мнению общества, необходимо стремиться. Эти ценности определяют саму суть жизни человека.

Что можно отнести к социальным ценностям? В первую очередь это ценности человеческой жизни и здоровья, представления о добре и зле, счастье и смысле жизни, порядочности и достоинстве, семье и любви, трудолюбии и законопослушности[3].

Рассмотрим четыре основных поколения сотрудников в современной экономике. Это: "бэби-бумеры", поколение X, поколение Y (миллениалы) и поколение Z. Каждое поколение имеет свои уникальные характеристики и особенности. Все эти особенности могут влиять на предпочтения в работе людей, к ним относящихся. Также рознится стиль общения и подход к работе представителей разных поколений (рисунок 1).

Рисунок1

Рисунок 1. Характеристики работников разных поколений.

Указанные на рисунке 1 характеристики представлены в общей форме. Они не отражают всех индивидуальных различий между сотрудниками каждого поколения. Потому что каждый сотрудник уникален. Он может иметь свои собственные ценности, мотивы и ожидания от работы[4, с.1000].

Социальные ценности бэби-бумеров включают в себя:

  1. Профессиональный успех
  2. Индивидуальная свобода
  3. Равноправие
  4. Здоровье и фитнес
  5. Семья и связи
  6. Социальная ответственность.

Некоторые из основных социальных ценностей, которые характеризуют поколение Х, включают:

  1. Независимость
  2. Баланс работы и личной жизни
  3. Преданность семье
  4. Толерантность и разнообразие
  5. Технологическая грамотность
  6. Прогрессивные ценности.

Основные социальные ценности, которые характеризуют поколение Y, включают:

Равноправие и инклюзивность

  1. Работа смысла
  2. Гибкость и мобильность
  3. Технологическая грамотность
  4. Социальная ответственность
  5. Личное развитие и саморазвитие

Вот некоторые из их основных социальных ценностей поколения Z:

  1. Равноправие и инклюзия.
  2. Толерантность и разнообразие.
  3. Климатическая осведомленность и активизм.
  4. Рационализм и инновации.
  5. Социальная справедливость.
  6. Гибкость в работе и баланс между работой и личной жизнью.

Итак, можно сделать выводы. В каждом поколении есть свои уникальные социальные ценности, которые отражают контекст их воспитания и жизненный опыт. Бэби-бумеры также активно вовлечены в социальные и политические движения и проявляют большой оптимизм и веру в возможность изменить мир. Они часто ценят стабильность, традиции и соблюдение общепринятых правил и норм.

А вот члены поколения X обычно ценят независимость, самореализацию и работу-жизнь баланс. Они также известны своей скептической натурой и способностью к адаптации к переменам.

Первое поколение, которое выросло на фоне быстрого развития интернета и информационных технологий – миллениалы (поколение Y). Миллениалы обычно ценят разнообразие, толерантность и инновации. Они также активно вовлечены в использование социальных сетей и других технологий в своей повседневной жизни. Члены поколения Z обычно ценят равноправие, инклюзию и разнообразие. Они также активно участвуют в активизме, особенно в отношении экологических проблем. Поколение Z также сильно ориентировано на использование технологий и инноваций для решения проблем и улучшения своей жизни.

Но важно отметить, что хотя каждое поколение имеет свои особенности и тенденции, индивидуальные убеждения и ценности отличаются внутри каждого поколения.

Список литературы

  1. Александрович, М.А. (2011). Социологическая интерпретация понятия «Ценность». https://www.semanticscholar.org/paper/Социологическая-интерпретация-понятия-«Ценность»-Александрович/992cd8ab2ecd819996a3a1b924abb49d2018dbbf / (дата обращения: 05.02.2024).
  2. Елишев С. О. Теоретико-методологические подходы к изучению понятий «ценность», «ценностные ориентации»//Вестник Московского университета- 2010. — № 3. — С. 75–76
  3. Изучение понятия "ценности" в социологии, https://na-journal.ru/2-2023-sociologiya/4438-izuchenie-ponyatiya-cennosti-v-sociologii/ (дата обращения: 05.02.2024).
  4. Колосова, В. В. Социологические подходы к изучению ценностей личности в процессе профессиональной деятельности / В. В. Колосова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 9 (113). — С. 999-1002. — URL: https://moluch.ru/archive/113/29277/ (дата обращения: 05.02.2024).
  5. СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДЕФИНИЦИИ «ЦЕННОСТИ», Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2 (часть 3) https://science-education.ru/ru/article/view?id=23901/ (дата обращения: 05.02.2024).