УДК 316.1

Генетический подход к истории социологии в России: анализ процесса становления и развития

Е Гаоцин – студент Санкт-Петербургского государственного университета.

Аннотация: Статья анализирует историю социологии в России через различные аспекты, такие как генезис, институционализация и предшественники. Автор обращает внимание на роль российских мыслителей прошлого в формировании социологии до появления соответствующих терминов. Он также рассматривает разные точки зрения на начало генезиса социологии в России, включая влияние западноевропейских идей и процесс институционализации. В статье также выделяется важность российских социальных мыслителей в формировании и развитии социологии в России.

Ключевые слова: социология, история социологии, Россия, генезис, институционализация, предшественники, российские мыслители, западноевропейские идеи.

Историю социологии можно рассмотреть в нескольких аспектах: генетическом, институциональном, теоретико-методологическом и практико-прикладном. Генетический подход к истории социологии в России включает анализ взглядов российских мыслителей прошлого до появления терминов «социология» или «социологический» и как они отражали проблемы, затем вошедшие в предмет социологии. Однако, термин «генезис социологии» и «генетический подход» мало распространены в отечественной социологии. Белорусские социологи предлагают использовать понятие «генетический подход» как критерий изучения истории социологии, однако их определение сужает его значение до рассмотрения трансформации идей вместо самого процесса возникновения социологии.

Термин «генезис» изначально использовался и распространился в философских взглядах таких мыслителей, как Фалес, Гераклит, Платон и Аристотель. В советской «Философской энциклопедии» и «Словаре русского языка» он определялся как момент зарождения и закономерного развития [8, с. 347; 7, с. 115]. Вместо терминов «генезис социологии в России» отечественные историки чаще используют понятия, такие как «развитие российской социологии в дореволюционный период» или «первые социологические учения в России» [3, с. 534; 2, с. 6]. Историки русской социологии ограничивают становление социологии в России периодом от второй половины XVII века до первой половины XIX века, без более детальной периодизации. Некоторые, как А.А. Галактионов, предлагают более детальное деление на периоды, такие как социологическая мысль русского Средневековья, эпоха петровских реформ и т. д. [2].

Вопрос о начале генезиса социологии в России остается неопределенным. В отличие от этого, исследователи зарубежной социологии согласны на том, что эпоха Древнего мира является началом. Источниками являются письменные материалы и доступные сочинения прошлых мыслителей, где представлены их взгляды на общество, социальные институты и проблемы социальной справедливости. Философские сочинения играют ключевую роль в развитии знаний об обществе в прошлом. Философы Античности, теологи Средневековья и мыслители эпохи Просвещения создали первые социальные концепции, которые послужили основой для социологии. В России отечественные мыслители также использовали зарубежный опыт в своих сочинениях, что подтверждается ссылками на источники зарубежных предшественников. Однако точки зрения отечественных историков социологии на начало генезиса в России различаются. Некоторые утверждают, что он начался в 1860-е годы, когда в России появились работы зарубежных позитивистов. Другие указывают на период русского Средневековья как начало. В то время как некоторые считают, что генезис социологии в России начался в XVIII веке, во время реформ Петра I и века просветительской философии.

Если некоторые авторы связывают начало социологии в России с проникновением социальных идей европейских мыслителей XVIII века, то в учебнике «История социологии» отмечается, что «эмпирические исследования» и «статистика второй половины XVIII ‒ начала XX века» играли важную роль в этом [9].

Некоторые историки отечественной социологии предлагают начинать генезис социологии в России с момента проникновения западноевропейских идей и начала процесса ее институциализации. В 1990-х и 2000-х годах это мнение было распространено среди авторов учебников и историков, которые указывали на важность влияния О. Конта и других европейских социологов [6]. Однако некоторые считают, что первоначальные корни социологии в России лежат в древнерусских мифах, летописях и других сочинениях, где отразились социальные взгляды авторов тех времен. Но эти источники остаются мало изученными из-за их труднодоступности [1].

Кроме того, генетическими источниками социологии в России могут быть сочинения зарубежных социальных мыслителей и ранних отечественных социальных мыслителей XIX века, которые были подвержены влиянию позитивистской социологии из Западной Европы и Северной Америки.

Современные историки русской социологии идентифицируют различных мыслителей из разных эпох как предшественников социологии в России. В своих работах они описывают множество фигур, называя их «социальными мыслителями» или даже «социологами». В этом списке содержатся имена митрополита Илариона (990–1055) до экономиста М.А. Охитовича (1896–1937) [1; 6].

Однако вопрос о том, кого можно считать реальными предшественниками социологии в России, остается спорным. Некоторые из этих фигур выражали взгляды, относящиеся к социальным проблемам, но их идеи не всегда были социологическими по своей сути. Некоторые из них знакомы были с социологическими концепциями из-за своих интересов или критических позиций по отношению к ним. Но их работы не всегда включали в себя применение этих концепций к российским общественным проблемам, что делает их статус как предшественников социологии в России спорным.

В.Н. Майков в своей статье «Общественные науки в России» говорил о необходимости «общей теории общественной жизни» и подчеркивал важность самостоятельной науки о обществе, называемой им «философией общества» или «социальной философией». Он также обозначал ученых, занимающихся этой наукой, как «социалистов», их исследования посвящены «социальным вопросам» и суммируют «частные социальные науки» [5, с. 7]. Н.И. Кареев и М.М. Ковалевский считали, что некоторые из упомянутых фигур, живших за рубежом, оказали большее влияние на развитие социологии в других странах, чем в России [4, с. 159].

Периодом институционализации социологии в России можно считать начало появления работ на русском языке, содержащих термин «социология». Статьи П.Л. Лаврова «Социологи-позитивисты» (1872), серия статей А.И. Стронина «Социологические этюды» (1872–1873), а также работы других авторов поставили начало этому процессу. Важно выделить русских социальных мыслителей, которые активно участвовали в формировании и развитии социологии в России, и чьи идеи влияли на институциональные процессы и практическое применение социологии.

Список литературы

  1. Агапов П.В., Афанасьев В.В. Русская социология [Электронный ресурс]. URL: https://www.kanonplus.ru/books/knigi-kanonplyus/russkaya-sotsiologiya/?ysclid=lscyht3sbl265017961 (дата обращения: 08.02.2024).
  2. Галактионов А. А. Русская социология XI-XX веков / А. А. Галактионов, СПб: Лань, 2002. ‒ 416 c.
  3. Елсуков А.Н., Данилов А.Н. История социологии. Учебное пособие / Елсуков А.Н., Данилов А.Н., Минск: Книжный дом, 2012. ‒ 576 c.
  4. Ковалевский М.М. Из истории нашего общения с западной философией // Вестник Европы. 1915. (6). C. 157–168.
  5. Майков В. Общественные науки в России // Финский вестник: учено-литературный журнал. 1845. (1). C. 1–62.
  6. Медушевский А. Н. История русской социологии: Учеб. пособие для вузов / А. Н. Медушевский, Москва: Высш. шк, 1993. ‒ 316 c.
  7. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова, 14-е изд., стер-е изд., Москва: Рус. яз, 1983. ‒ 816 c.
  8. Философская энциклопедия в 5 т. Москва: Сов. энциклопедия, 1960. ‒ 591 c.
  9. История социологии: учебник под ред. М. В. Горностаева, Г. В. Осипов, Москва: Норма, 2009. ‒ 1102 c.

Интересная статья? Поделись ей с другими: