УДК 159.9

Взаимосвязь враждебности и тревожности у детей школьного возраста Социально-реабилитационного центра

Дергачёв Никита Александрович – студент Кузбасского гуманитарно-педагогического института Кемеровского государственного университета.

Аннотация: Статья посвящена проблеме взаимосвязи враждебности и тревожности воспитанников Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Проведено эмпирическое исследование враждебности и тревожности воспитанников центра, а также корреляционный анализ полученных результатов, выявивший наличие значимой взаимосвязи между изучаемыми явлениями.

Ключевые слова: враждебность, тревожность, школьный возраст, неблагополучные семьи, социально-реабилитационный центр.

Враждебность – это характерная черта индивида, связанная с негативными представлениями и фантазиями о причинении вреда объекту враждебности. Т. Смит (1992) определяет враждебность как комплекс негативных отношений, убеждений и оценок в отношении других людей, включая восприятие их как потенциальных источников проблем, обмана или провокации [2]. Таким образом, враждебность как устойчивая черта предполагает девальвацию мотивов и личностных качеств других людей, переживание себя в оппозиции к окружающим и желание им зла, будь то активное (причинять вред) или пассивное (наблюдать причинение вреда).

Тревожность – это широко распространенная проблема среди учащихся. В условиях увеличивающегося давления и требований в школе, многие школьники испытывают чувство тревоги, которое может отрицательно сказаться на их успехах в учебе и общем благополучии. Тревожность представляет собой неприятное эмоциональное состояние, характеризующееся беспокойством, напряжением, страхом и неуверенностью [1]. Она может проявиться в различных формах - от легкой нервозности до более серьезных проявлений, таких как панические атаки или тревожные расстройства. Первоначально тревожность как психологическая проблема была рассмотрена З. Фрейдом, который выделил три основных вида тревожности: объективную, связанную с опасностью извне; невротическую, вызванную неопределенностью и неизвестностью; моральную, когда человек испытывает тревогу из-за своей совести.

Враждебность и тревожность у детей школьного возраста являются серьезными проблемами, которые могут иметь негативное влияние на их психическое и эмоциональное благополучие, а также на их успех в учебе и социальной адаптации [3].

Исследования показывают, что дети, испытывающие враждебность и тревожность, часто имеют повышенный уровень стресса, что может привести к различным психосоматическим заболеваниям, проблемам с поведением и общением. Кроме того, такие дети часто испытывают трудности в учебе из-за отсутствия концентрации и мотивации.

Психологи считают, что изучение враждебности и тревожности у детей школьного возраста имеет высокую важность, поскольку позволяет выявить причины и механизмы их возникновения, а также разработать эффективные методики помощи и поддержки для таких детей. Раннее выявление и коррекция этих проблем помогает предотвратить их дальнейшее развитие и обеспечить детям здоровое и счастливое детство.

Следовательно, ученые утверждают, что важно обращать внимание на психологическое состояние детей, проводить профилактическую работу с целью предотвращения возникновения враждебности и тревожности, а также оказывать поддержку и помощь тем детям, которые уже столкнулись с этими проблемами.

Для диагностики была сформирована выборка из 6 воспитанников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних в возрасте от 8 до 12 лет.

Для диагностики тревожности была использована методика «Способы реагирования в ситуациях опасности» В. Г. Маралов, рисунок 1 представляет результаты в процентном соотношении.

1

Рисунок 1. Процентное соотношение диагностики тревожности «Способы реагирования в ситуациях опасности» В. Г. Маралов

По результатам пройденного тестирования мы можем сделать следующие выводы, что для 67% респондентов может наблюдаться чувство постоянного беспокойства, ожидания негативного. В некоторых случаях, этот уровень тревожности может мешать ребенку в бытовых и социальных ситуациях.

Для диагностики враждебности была использована методика «Склонность к немотивированной тревожности» В. В. Бойко, рисунок 2 представляет результаты в процентном соотношении.

2

Рисунок 2. Процентное соотношение диагностики тревожности «Склонность к немотивированной тревожности» В. В. Бойко.

У 67% детей выявлен высокий уровень немотивированной тревожности. Для них характерно проявление повышенной чувствительности, а также переживать тревогу даже по поводу мелких и незначительных событий. Дети с высоким уровнем немотивированной тревожности испытывают трудности в справлении с тревожными мыслями и эмоциями, что может влиять на их поведение и общую психологическую благополучность.

Для диагностики враждебности была использована методика «Шкала злобы Новако, NAS» Р. Нова-ко, рисунок 3 представляет результаты в процентном соотношении.

3

Рисунок 3. Процентное соотношение методики «Шкала злобы Новако, NAS» Р. Новако, у детей школьного возраста.

Результаты методики свидетельствуют о том, что для 67% детей с средним уровнем враждебности характерно проявление в виде негативного отношения к сверстникам или взрослым. Это может проявляться в форме маловыразительных форм насмешек, холодности в общении. Дети со средним уровнем враждебности могут быть подвержены конфликтам и неспособными эффективно решать проблемы.

Для диагностики был проведен корреляционный анализ методом коэффициент корреляции Пирсона. Для проведения анализа была подсчитана разница между враждебностью личности и тревожностью; враждебностью личности и немотивированной тревожности. По результатам проведения анализа мы получили следующие результаты, представленные на рисунке 4.

4

Рисунок 4. Корреляционная плеяда взаимосвязи враждебности и тревожности у детей школьного возраста.

Корреляционный анализ результатов по методики «Шкала злобы Нова-ко, NAS» Р. Новако и «Способы реагирования в ситуациях опасности» В. Г. Маралов показал, что rэмп = 0.97, при rкр = 0,75 (уровень значимости p≤0,05). Вывод: значимая взаимосвязь враждебности и тревожности выявлена.

Корреляционный анализ результатов по методики «Шкала злобы Нова-ко, NAS» Р. Новако и «Склонность к немотивированной тревожности» В. В. Бойко показал, что rэмп = 0.99, при rкр = 0,75 (уровень значимости p≤0,05). Вывод: значимая взаимосвязь враждебности и немотивированной тревожности выявлена.

По результатам расчетов по представленным методикам можно сделать вывод, что гипотеза о существовании положительной взаимосвязи между уровнем враждебности и тревожности у детей школьного возраста, а именно чем выше показатель враждебности, темы выше показатель тревожности, подтвердилась.

Список литературы

  1. Астапова, В. М. Тревога и тревожность : Хрестоматия / Сост. И общая редакция В. М. Астапова. – Москва : ПЕР СЭ, 2017. – 240 с. – ISBN 978-5-9292-0174-5. – Текст : электронный // ЭБС «Консультант студента» : [сайт]. – URL : https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785929201677.html (дата обращения: 10.02.2024). – Режим доступа : по подписке.
  2. Воробьева Е. В. Психогенетика агрессивного и враждебного пове-дения : учебное пособие / Е. В. Воробьева, П. Н. Ермаков, И. В. Абакумова [и др.]. – Ростов-на-Дону : Издательство Южного федерального университета, 2016. – 102 c. – ISBN 978-5-9275-1992-7. – Текст : электронный // Цифро-вой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. – URL: https://www.iprbookshop.ru/78695.html (дата обращения: 06.09.2023). – Ре-жим доступа: общий.
  3. Ильина Е.П. Психология зависти, враждебности, тщеславия : Из-дательствоПитер, 13.01.2014. – 367 с. – ISBN 978-5-496-00712-2. – Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. – URL: https://www.iprbookshop.ru/29975.html (дата обращения: 20.12.2023). – Режим доступа: для авторизированных пользователей.

Интересная статья? Поделись ей с другими: