УДК 159.9

Взаимосвязь эмоционального выгорания студентов с умственной работоспособностью

Стрекалова Оксана Максимовна – студентка Кузбасского гуманитарно-педагогического института Кемеровского государственного университета.

Научный руководитель Алонцева Александра Ивановна – кандидат психологических наук, доцент кафедры Общей и педагогической психологии Кузбасского гуманитарно-педагогического института Кемеровского государственного университета.

Аннотация: Статья посвящена проблеме взаимосвязи эмоционального выгорания студентов с умственной работоспособностью. Эмоциональное выгорание приводит к значительному ухудшению физического и психического здоровья, снижению качества жизни студентов, а также отрицательно влияет на эффективность их студенческой жизни. Проведено эмпирическое исследование, посвященное взаимосвязи эмоционального выгорания студентов с умственной работоспособностью, а также корреляционный анализ полученных результатов, выявивший наличие достоверной связи между изучаемыми явлениями. Статья может быть использована для разработки программ обучения и тренингов для студентов, которые сталкивались с выгоранием в процессе учебной деятельности. Работа поможет студентам понять важность эффективного управления своей работоспособностью, а также избежать такого состояния, как эмоциональное выгорание на протяжении всей своей студенческой жизни.

Ключевые слова: работоспособность, трудоспособность, психическое состояние, эмоциональное выгорание, профессиональное выгорание, учебная деятельность, студенты, умственная работа.

Понятие эмоционального выгорания было впервые введено американским психиатром Гербертом Фрейденбергером в 1974 году [2]. Он заметил, что у специалистов, занимающихся помогающими профессиями, такими как врачи, психологи, учителя, со временем возникает и нарастает состояние эмоционального истощения. Это означает, что их эмоциональная реакция на события, даже на важные, уменьшается, люди становятся равнодушнее к окружающим и тому, что раньше их волновало.

А.И. Куликов считает, что синдром профессионального выгорания является феноменом, основанным на проблемах неразрешенного контр-переноса [1].

С. Майер в рамках когнитивно-поведенческого подхода рассматривает выгорание как результат неправильных ожиданий, которые не соответствуют реальной рабочей ситуации. Выделяются три типа ожиданий: ожидание подкрепления, ожидание результата, ожидание эффективности [3].

А.М. Гарден считает, что выгорание связано с соответствием работы соответствующему типу личнсоти. Она приходит к выводу, что выгорание – это не столько негативный, сколько позитивный, развивающий личность процесс [3].

В современном мире работоспособность стала одним из ключевых понятий, определяющих успешность и эффективность человека в его профессиональной и личной жизни. Работоспособность является многогранным понятием, включающим физическую, психологическую и социальную составляющие.

Работоспособность – это потенциальная возможность человека выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени, по мнению А. В. Авсеевой [4].

Выборка исследования составила 35 студентов групп ПСД КГПИ КемГУ. Все испытуемые принадлежат возрастному периоду от 18 до 20 лет.

В ходе проведения эмпирического исследования я получила следующие результаты с использованием выбранных методик. Ниже представлены результаты исследования на рисунке 1.

1

Рисунок 1. Результаты в процентах по диагностике уровня эмоционального выгорания В.В.Бойко(в модиф. Е.Ильина).

Полученные эмпирические данные свидетельствуют о том, что у 18% респондентов отсутствует выгорание, у 59% процентов есть зачатки эмоционального выгорания, а у 18% имеется выгорание по диагностике данной методике. Из полученных данных можно выявить, что у большей половины выборки есть начинающее эмоциональное выгорание.

В ходе проведения исследования я использовала методику на оценку выгорания. Далее рассмотри результаты представленные на рисунке 2.

2

Рисунок 2. Результаты в процентах по опроснику «Экспресс-оценка выгорания» (В. Каппони, Т. Новак).

На следующем рисунке были получены исследовательские результаты по опроснику «Экспресс-оценка выгорания» (В. Каппони, Т. Новак). У 10% была выявлена низкая оценка эмоционального выгорания, 61% средняя оценка, 28% высокая оценка, а критическая оценка только у 1% респондентов. Из полученных данных можно выявить, что у большей половины средняя оценка, что свидетельствует о некоторых признаках выгорания.

В конце я использовала методику «Таблицы Шульте» для определения уровня работоспособности, результаты представлены на рисунке 3.

3

Рисунок 3. Результаты в процентах по методике «Таблицы Шульте».

На рисунке 3 указаны результаты испытуемых на уровень работоспособности по методике «Таблицы Шульте».

1 уровень выявлен у 22% студентов, что отражает высокую концентрацию и устойчивость произвольного внимания, высокий темп психической деятельности, быструю врабатываемость, отсутствие утомляемости.

2 уровень выявлен у 26% студентов, что отражает достаточно высокую концентрацию и устойчивости произвольного внимания, высокий темп сенсомоторных реакций, быструю врабатываемость, отсутствие утомляемости.

3 уровень выявлен у 32% студентов, что отражает достаточную концентрацию и устойчивость произвольного внимания, достаточный темп сенсомоторных реакций.

И 4 уровень у 18% студентов, что отражает недостаточную сформированность активного внимания или умеренной истощаемостью психической работоспособности.

В своем исследовании я использовала метод корреляции Пирсона. Результаты представлены на рисунке 4.

4

Рисунок 4. Корреляционная плеяда взаимосвязи эмоционального выгорания и работоспособности.

По результатам корреляционного анализа данных методик эмоционального выгорания и умственной работоспособностью, мы получили, что rэмп=0,75 (rкр=0,23 при p≤0,05), rэмп=0,78 (rкр=0,23 при p ≤0,05) а это значит, можно сделать вывод о том, что значимая взаимосвязь между эмоциональным выгоранием и работоспособностью студентов групп ПСД существует.

Список литературы

  1. Гигиена умственного труда : учебное пособие / И. А. Молодцова, Л. П. Сливина, Е. И. Калинченко [и др.]. — Волгоград :ВолгГМУ, 2022. — 72 с. — ISBN 978-5-9652-0781-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/295880 (дата обращения: 04.03.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  2. Подпоринова, Н. Н. Профилактика синдрома эмоционального выгорания специалиста по социальной работе : учебное пособие / Н. Н. Подпоринова, М. Е. Поленова, Н. В. Лазуренко. — Белгород : НИУ БелГУ, 2020. — 168 с. — ISBN 978-5-9571-2898-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/329294 (дата обращения: 04.03.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  3. Перлз, Ф. Опыты психологии самопознания. Практикум по гештальт-терапии : монография / Ф. Перлз, Р. Хефферлин, П. Гудмэн ; перевод с немецкого М. Папуша. — Москва : Академический Проект, 2020. — 273 с. — ISBN 978-5-8291-2467-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/133187 (дата обращения: 03.04.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  4. Асеева А. В. Работоспособность и ее сохранение в условиях повышенного стресса : учеб. Пособие / А. В. Асеева ; МГУКИ. – Москва : Изд-во МГУКИ, 2010. – 212 с. – ISBN 987-5-9772-0162- 9.

Интересная статья? Поделись ей с другими: