УДК 159.9

Практические рекомендации по преодолению проблемы остракизма в средней школе на базе уроков английского языка в 7 классе

Агеева Анастасия Игоревна – магистрант Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых.

Аннотация: В статье приводятся практические рекомендации по профилактике и преодолению проблемы остракизма в средней школе на основе комплексного подхода. Разработаны и описаны конкретные методические задания для уроков по английскому языку в 7 классе, позволяющие сплотить коллектив класса и внедрить игнорируемого ученика в процесс общения.

Ключевые слова: социальный остракизм, игнорирование, исключение, психологический климат класса, методические рекомендации.

Проблема остракизма, также известного как игнорирование или исключение, всегда являлась достаточно серьёзной трудностью для подростков, в том числе учеников средней школы. Это связано с психологическими особенностями учащихся в возрасте 12-17 лет. В этот период сложные изменения характера, отстаивание личных границ и необходимость «доказать» свой статус и независимость сочетаются с потребностью в общении в качестве ведущей деятельности. Остракизм в такой ситуации особенно опасен, и при этом его легко не заметить, а сам подросток лишь в редких случаях расскажет о подобной проблеме, так как защитные механизмы психики заставят его убедить себя и окружающих, что отсутствие коммуникации со сверстниками – это его личный выбор [3, с. 288].

Вследствие вышепреведённых причин, контролирование психологического климата в классе на признаки остракизма требует пристального внимания со стороны работников образовательных учреждений. Как известно, остракизм как форма социального и психологического исключения, может серьёзно повлиять на психологическое и эмоциальнальное состояние учащихся, а, следовательно, и на их академические успехи и социальную адаптацию в дальнейшем [1].

В данной статье предлагаются методические рекомендации по преодолению проблемы игнорирования в средней школе на базе упражнений и заданий, сконструированных для применения на уроках английского языка. Изучение иностранного языка не только способствует развитию коммуникативных навыков, но и может быть эффективным инструментом для создания дружественной и инклюзивной образовательной среды, именно поэтому для примеров, описанных в статье, был выбран данный школьный предмет.

Следует отметить, что представленные задания не могут решить проблему остракизма, если игнорирование является намеренным, выражающимся в открытом бойкотировании определённого ученика или группы учеников. В таком случае данное явление считается одним из видов скрытого буллинга, и для решения проблемы необходимо принимать меры, связанные с непосредственной работой с буллерами и их жертвами. В настоящей статье приводятся рекомендации, направленные на профилактику остракизма в классе, а также на внедрение ненамеренно игнорируемого ребёнка в процесс общения засчёт групповой и индивидуальной работы на уроках английского языка.

В первую очередь необходимо понимать, что лучшее решение любой проблемы – это профилактика её появления. Для эффективности социально-педагогической деятельности, направленной на избежание остракизма в школе, следует реализовывать несколько общих принципов:

  1. Утверждение гуманистической идеологии в образовательной организации. Гуманизм должен выражаться в соблюдении и прививании учащимся общечеловеческих ценностей. Следует выражать эти ценности как можно более ясно и подробно, в том числе на своём примере в лице учителей и других работников образовательного учреждения, через формируемую образовательную среду, а также нарратив уроков и классных часов.
  2. Актуализация роли коллектива в жизнедеятельности несовершеннолетних и педагогов. Любая формальная группа в школе должна представлять собой сплочённое содружество, в котором соблюдаются морально-этические нормы. Так, например, учителя не должны передавать ученикам сплетни друг про друга и негативно отзываться о работе своих коллег.
  3. Персонализация детско-взрослых отношений. Учителям следует иметь установку, что каждый их ученик – это отдельная развивающаяся личность, которая обладает собственными мыслями, переживаниями и чувствами. Каждому учителю следует располагать к себе учащихся таким образом, чтобы они не боялись при необходимости обратиться за помощью. Как урочные, так и внеурочные взаимоотношения между учителем и учащимися должны строиться на доверии со стороны учащегося и понимании со стороны учителя, который в любой ситуации должен занимать позицию взрослого.
  4. Ориентация детей и взрослых на позитивное мышление, сотрудничество, взаимопомощь [2].

Однако следует понимать, что соблюдение приведённых принципов – это задача не одного учителя, а всего школьного коллектива, которая может начать выполняться лишь при непосредственном прямом содействии администрации школы. Также необходимо учитывать, что даже соблюдение всех этих принципов не является абсолютной гарантией того, что в стенах школы не возникнет ситуации ненамеренного остракизма, игнорирования. Именно поэтому существует необходимость проводить регулярные мониторинги, выявляющие динамику психологического климата в классе и уровня комфорта каждого ученика.

Среди методов подобных мониторингов можно выделить следующие:

  1. Методика социометрических измерений Дж. Морено. Данная методика позволяет выявить систему связей и взаимоотношений в коллективе, выделить как «звёзд», так и «изгоев» группы, а при проведении нескольких методик через равные промежутки времени можно отследить динамику изменения этих показателей.
  2. Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф. Фидлеру). Достаточно простая в проведении и расшифровке методика, которая отображает отношение отдельных индивидов к коллективу, в котором они находится. Данная методика особенно эффективна, если она анонимна – в таком случае диагностируемы подростки более склонны отвечать честно, и можно отследить средние показатели каждой представленной шкалы по коллективу.
  3. Наблюдение. Метод наблюдения может быть достаточно эффективен в вопросе оценки психологического климата коллектива, если педагог уже заметил какую-либо определённую проблему и знает, куда направить своё внимание. Научный подход подразумевает составление карты наблюдения и её заполнение с последующим анализом выведенных результатов. Так, педагог может понаблюдать за поведением определённого подростка на уроках и перерывах, отмечая, чем занимается этот подросток, как он себя проявляет, общается ли с кем-либо из класса, и как к нему относятся остальные ученики, в том числе, зовут ли его в общие внеурочные занятия и обсуждения.

Наиболее продуктивный подход предполагает использование сочетания приведённых методик и других дополнительных материалов для своевременного определения проблем. Чем быстрее будет обнаружена сложность, тем легче будет её устранить.

Одним из эффективных шагов, которые следует предпринять, чтобы помочь ученику-изгою стать частью дружного коллектива, является включение в классно-урочную систему и в планы классных часов особых заданий, направленных на сплочение класса и раскрытие талантов каждого индивида, в том числе игнорируемого ученика.

Ниже предложено три варианта урочных активностей, которые позволят позитивно повлиять на психологическую атмосферу коллектива и включение игнорируемого ученика в процесс общения. Данные активности подходят для уроков английского языка в 7-8-х классах школы, однако могут быть легко модифицированы по уровню сложности для применения в более старших классах.

  1. Игра «Pretend and tell» («Притворись и расскажи»).

Цель игры состоит в том, чтобы поощрить общение между учениками, улучшить взаимоотношения в классе и помочь игнорируемому ученику естественным образом включиться в коммуникацию.

Суть игры состоит в следующем: учитель просит учащихся принести из дома свои любимые книги, после чего на уроке учащиеся презентуют короткий рассказ на английском языке о принесённом любимом произведении от лица одного из героев книги. Если книга известная, класс должен попробовать угадать её название. Так как время урока достаточно ограничено, выступить со своим текстом успеют не все учащиеся, но следует обязательно дать слово игнорируемому ученику, чтобы позволить ему выступить перед классом со своим креативным сочинением. После этого остальные учащиеся, которые слушали презентацию со своих мест, задают вопросы о книге, рассказывают, читали ли они её или хотели ли бы прочитать после рассказа одноклассника, и каким персонажем книги они сами представляют себя.

Данная игра позволит ученику, которого не замечают одноклассники, проявить себя с творческой стороны, а также поучаствовать в обсуждении интересующего его предмета (в данном случае любимой книги). Учителю важно поддерживать заинтересованность учащихся в беседе, чтобы впоследствии обсуждение продолжилось и на перемене.

  1. Игра «Find and trade» («Найди и обменяй»).

Учитель раздаёт учащимся разный случайный набор канцелярских принадлежностей, который включает от 6 до 10 предметов. Каждый учащийся должен в процессе игры обменять часть своих предметов на другие, чтобы в итоге у всех получился одинаковый, заранее оговоренный для всех набор предметов (например, 2 карандаша, 2 ручки, 1 ластик, 1 линейка и т.д.).

Данный вид активности позволит учащимся улучшить коммуникативные навыки на английском языке, научит их быстро решать поставленную задачу, а также поможет преодолеть барьер в общении с игнорируемым учеником.

  1. Игра «Build a school» («Построй школу»).

В процессе игры учащиеся объединяются в группы по 4 человека. Каждой группе выдаётся по 3 отрывка одного текста с описанием школы, упрощённая схема трёхэтажного здания и отдельные стикеры с изображением внутришкольных помещений (классов, библиотеки, столовой, спортзала, медкабинета и др.). Трое учащихся распределяют между собой отрывки текста, и каждый читает свою часть, узнавая информацию о заданном устройстве школы. После этого им необходимо слаженно и доступно изложить прочитанное четвёртому участнику микрогруппы. Задача четвёртого участника в итоге состоит в том, чтобы восстановить расположение всех внутришкольных помещений на схеме школы при помощи стикеров. Для того, чтобы усилить мотивационный компонент игры, в неё можно включить элемент соревнования и предложить делать данное задание на скорость, чтобы микрогруппы конкурировали между собой. Это поможет участникам каждой микрогруппы лучше сплотиться.

При осторожном и сбалансированном подходе, применяя вышеперечисленные упражнения, учитель может помочь учащемуся естественным образом включиться в процесс общения в классном коллективе.

Суммируя всё вышеописанное, следует сказать, что борьба с остракизмом в средней школе требует комплексного подхода, который включает в себя не только профилактические меры, но и активное вовлечение учащихся в диалог и общие проекты.

Важно помнить, что каждый ученик уникален и имеет право на уважение со стороны учителя и сверстников. Создание толерантной атмосферы в классе способствует формированию дружелюбных отношений и предотвращению случаев остракизма. Обучение подростков навыкам эмпатии, понимания различий и уважению к другим культурам является ключевым элементом успешной работы над проблемой остракизма в школе.

Список литературы

  1. Бойкина Е.Э. Остракизм и родственные феномены: обзор зарубежных исследований [Электронный ресурс] // Психология и право. 2019. Т. 9. № 3. С. 127-140. URL: https://psyjournals.ru/journals/psylaw/archive/2019_n3/109353?ysclid=ltbhnbzzfm810182727 (дата обращения: 28.02.2024).
  2. Костина Л.Н. От проблемы остракизма в отношениии детей и подростков к её решению [Электронный ресурс] / Л.Н. Костина, Е.Ю. Костина // Вестник Московского университета МВД России. 2021. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ot-problemy-ostrakizma-v-otnoshenii-detey-i-podrostkov-k-ee-resheniyu (дата обращения: 28.02.2024).
  3. Williams K.D. Ostracism: a temporal need-threat model // Advances in Experimental Social Psychology. 2009. Vol. 41. P. 279—314.

Интересная статья? Поделись ей с другими: