УДК 159.9

Взаимосвязь креативных способностей с агрессивным состоянием у детей дошкольного возраста из неблагополучных семей

Панин Константин Алексеевич – студент Кузбасского гуманитарно-педагогического института Кемеровского государственного университета.

Научный руководитель Алонцева Александра Ивановна – кандидат психологических наук, доцент кафедры Общей и педагогической психологии Кузбасского гуманитарно-педагогического института Кемеровского государственного университета.

Аннотация: Статья посвящена проблеме взаимосвязи креативных способностей с агрессивным состоянием у детей дошкольного возраста из неблагополучных семей. Проведено эмпирическое исследование, посвященное взаимосвязи двух явлений, а также корреляционный анализ полученных результатов, выявивший отсутствие достоверной связи между изучаемыми явлениями. Работа поможет студентам понять важность креативных способностей, а также избежание такого состояния, как агрессивность. В социальных учреждениях исследование может быть использовано в контексте психологической поддержки и помощи детям из неблагополучных семей.

Ключевые слова: креативность, креативные способности, способности, агрессия, агрессивность, неблагополучные семьи, дошкольники.

Агрессия (или агрессивное состояние) – поведение, цель которого это разрушить или сместить любое условие, блокирующее достижение желаемой цели (Миллер Н. Э. и Доллард Дж.) [1].

Креативность – это общая способность, которая базируется на сочетании общего интеллекта, личностных характеристик и способностей к продуктивному мышлению. (Торренс Э. П.) [2]. П. Торренс, исследовал креативность, как креативный процесс, состоящий из нескольких фаз: «фиксации этих проблем; поиска их решений, выдвижения гипотез; и наконец, формулирования и сообщения результата решения» [2].

Ю. И. Салов и Ю. С. Тюнников в исследованиях понятия «креативность» справедливо утверждали, что кроме научного интереса к изучению креативности, данное качество привлекает внимание как важный фактор гуманистического развития человечества в целом и более того — его тотальном выживании [3].

Агрессивное состояние детей имеет существенное влияние на их эмоциональное состояние, что оказывает негативное влияние на их социализацию и коммуникацию с другими людьми. Важно выяснить, насколько агрессивное состояние может оказывать воздействие на креативные способности детей, особенно тех, которые выросли в неблагополучных семьях.

Понимание связи между агрессивным состоянием и креативными способностями прольет свет на проблему задержки психического развития у детей из таких семей и позволит найти эффективные способы коррекции и поддержки развития их здорового эмоционального состояния при помощи целенаправленного развития их креативных способностей.

Это исследование является актуальным, поскольку поможет расширить наши знания и взгляды на факторы, влияющие на развитие детей из неблагополучных семей, а также позволит нам предложить новые подходы к их поддержке и помощи.

В исследовании приняли 4 воспитанника МКУ СРЦН «Уютный дом» из неблагополучных семей, мужского пола, в возрасте до 7 лет.

Был использован Тест креативности Торренса в процессе психодиагностического исследования креативных способностей. Результаты представлены на рисунке 1.

1

Рисунок 1. Результаты Опросника креативности Торренса.

Благодаря интерпретации детских рисунков, из Рисунка 1, и полученным эмпирическим данным, мы можем свидетельствовать о среднем уровне развития креативных способностей у детей дошкольного возраста из неблагополучных семей.

Был применен Опросник агрессии Почебут Л. Г. в процессе изучения агрессивного состояния у испытуемых. Результаты представлены в рисунке 2.

2

Рисунок 2. Результаты Опросника агрессии Почебут Л. Г.

На основе эмпирических данных из Рисунка 2 мы способны оценить эмоциональное состояние испытуемых на показатель агрессии: 50% испытуемых детей обладают средним уровнем агрессии (агрессивного состояния), а другие 50% низким. Стоит отметить, что среди опрашиваемых нет детей с высокой агрессией.

Нужно убедиться в наличии взаимосвязи креативных способностей с агрессивным состоянием у детей дошкольного возраста из неблагополучных семей после получения данных для расчета. Был использован критерий Пирсона для проведения математико-статистического анализа, результат которого представлена рисунке 3.

3

Рисунок 3. Корреляционная плеяда креативных способностей и агрессивных состояний по Пирсону.

При расчёте взаимосвязи через Критерий Пирсона, мы получаем результат Rэмп = 0,22 (Rкр = 0,9 при p ≤ 0,05). Это означает, что взаимосвязи креативных способностей и агрессивного состояния у детей дошкольного возраста из неблагополучных семей не наблюдается и гипотеза не подтвердилась.

Список литературы

  1. Почебут Л. Г. Теория фрустрации и агрессии // Л. Г. Почебут. – СПб.: «Питер», 2013. – URL: https://www.rulit.me/books/socialnaya-psihologiya-read-304748-22.html. (дата обращения 03.03.24).
  2. Агеенко Л. В. Методы психологической диагностики функциональных состояний личности: методические указания по выполнению практической работы / Л. В. Агеенко [Электронный ресурс] // e.lanbook : [сайт]. — URL: https://e.lanbook.com/book/172044 (дата обращения: 03.03.2024).
  3. Захарова, О. Г. Определение понятия «креативность» в научной литературе / О. Г. Захарова. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 15-17. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/216/12734/ (дата обращения: 04.03.2024).

Интересная статья? Поделись ей с другими: