УДК 159.9

Сравнительный анализ эмоционального состояния детей, находящихся в социально-реабилитационном центре, на условиях различного режима пребывания

Попова Юлия Андреевна – студентка Кузбасского гуманитарно-педагогического института Кемеровского государственного университета.

Научный руководитель Алонцева Александра Ивановна – кандидат психологических наук, доцент кафедры Общей и педагогической психологии Кузбасского гуманитарно-педагогического института Кемеровского государственного университета.

Аннотация: Статья посвящена сравнительному анализу эмоционального состояния детей, находящихся в социально-реабилитационном центре, на условиях различного режима пребывания. Проведено эмпирическое исследование, посвященное сравнительному анализу эмоционального состояния детей, находящихся в социально-реабилитационном центре, на условиях различного режима пребывания, а также корреляционный анализ полученных результатов, выявивший отсутствие значимых различий. Статья может быть использована для разработки программ обучения и тренингов для детей, находящихся в социально-реабилитационных центрах.

Ключевые слова: сравнение, анализ, социально-реабилитационный центр, сравнительный анализ, эмоциональное состояние, социальная сфера.

Раннее и дошкольное детство – это время, когда эмоции управляют всеми сторонами жизни ребенка, регулируют его психические функции. Эмоции ребёнка дошкольного возраста проявляются в первую очередь при взаимодействии с яркими, интересными объектами окружающей действительности [1].

 Появление принципиально новых возможностей саморегуляции у ребёнка дошкольного возраста предполагает развитие эмоционального контроля, переход от внешней к внутренней регуляции поведения (когда оно становится внутренне осмысленным) и установление соподчинения мотивов поведения. По мнению К. Изарда именно «эмоции энергетизируют и организуют восприятие, мышление и действие» [3]. Выражение ребенком своей индивидуальности предполагает ее осознание. Выражение собственной индивидуальности происходит через выражение эмоциональных реакций и состояний. В процессе развития ребенка происходят изменения в эмоциональной сфере. Л. С. Выготский считал, что эмоциональное развитие детей – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются центральным звеном психической жизни человека, и прежде всего ребенка [4]. Его последователи, основываясь на теоретических положениях, развивали идею о взаимосвязи всех компонентов человеческой психики, в частности эмоционального и интеллектуального. Л. А. Абрамян признал тот факт, что внутреннее эмоциональное отношение ребенка к окружающей действительности «вырастает» из его практического взаимодействия с этой действительностью [2].

В исследовании приняли участие 11 человек: 7 детей школьного возраста, находящихся в центре дневного пребывания, 5 детей школьного возраста, находящихся в центре круглосуточного пребывания.

Диагностика на склонность к дистимии у детей, находящихся в социально-реабилитационном центре на условиях дневного пребывания, проводилась при помощи опросника на склонность к дистимии В. В. Бойко. Результаты диагностики представлены на рисунке 1.

image001

Рисунок 1. Результат диагностики по «Опроснику на склонность к дистимии» В. В. Бойко у детей, находящихся в социально-реабилитационном центре на условиях дневного пребывания.

Полученные эмпирические данные, представленные на рисунке 1, показывают, что у 100% опрошенных детей, находящихся в социально-реабилитационном центре на условиях дневного пребывания низкий уровень склонности к дистимии. Для детей с низким показателем не характерны частые и затяжные состояния неблагоприятного физического и психического самочувствия личности, которое практически постоянно окрашивает различные ее проявления.

Для диагностики склонности к аффективным состояниям у детей, находящихся в социально-реабилитационном центре на условиях дневного пребывания, использовался «Опросник на склонность к аффективным состояниям В. В. Бойко. Результаты представлены на рисунке 2.

image002

Рисунок 2. Результаты диагностики по методике «Опросник профессионального выгорания».

Полученные эмпирические данные, представленные на рисунке 2, показывают, что у 57% опрошенных детей, находящихся в социально-реабилитационном центре на условиях дневного пребывания средний уровень склонности к аффективным состояниям, а у 43% - низкий уровень. Детей не беспокоит тревожность, фрустрация (неудовлетворенность потребностей), растерянность, дисфория (враждебность), растерянность, страх и тд.

Для диагностики личностной тревожности у детей, находящихся в социально-реабилитационном центре на условиях дневного пребывания, использовалась «Шкала тревоги Спилбергера-Ханина, STAI». Результаты диагностики представлены на рисунке 3.

image003

Рисунок 3. Результаты диагностики по «Шкале тревоги Спилбергера-Ханина, STAI» у детей, находящихся в социально-реабилитационном центре на условиях дневного пребывания.

Полученные эмпирические данные, представленные на рисунке 3, показывают, что у 85% опрошенных детей, находящихся в социально-реабилитационном центре на условиях дневного пребывания, средний уровень личностной тревожности. Низкий уровень тревожности у 15% опрошенных.

Диагностика на склонность к дистимии у детей, находящихся в социально-реабилитационном центре на условиях круглосуточного пребывания, проводилась при помощи опросника на склонность к дистимии В. В. Бойко. Результаты представлены на рисунке 4.

image004

Рисунок 4. Результат диагностики по «Опроснику на склонность к дистимии» В. В. Бойко у детей, находящихся в социально-реабилитационном центре на условиях круглосуточного пребывания.

Полученные эмпирические данные, представленные на рисунке 4, показывают, что у 20% опрошенных детей, находящихся в социально-реабилитационном центре на условиях круглосуточного пребывания, средний уровень склонности к дистимии. 80% имеют низкий уровень склонности к дистимии. Для детей с низким и средним показателем не характерны частые и затяжные состояния неблагоприятного физического и психического самочувствия личности, которое практически постоянно окрашивает различные ее проявления.

Для диагностики склонности к аффективным состояниям у детей, находящихся в социально-реабилитационном центре на условиях круглосуточного пребывания, использовался «Опросник на склонность к аффективным состояниям В. В. Бойко. Результаты представлены на рисунке 5.

image005

Рисунок 5. Результат диагностики по «Опроснику на склонность к аффективным состояниям» В. В. Бойко у детей, находящихся в социально-реабилитационном центре на условиях круглосуточного пребывания.

Полученные эмпирические данные, представленные на рисунке 5, показывают, что у 100% опрошенных детей, находящихся в социально-реабилитационном центре на условиях круглосуточного пребывания, средний уровень склонности к дистимии.

Для диагностики личностной тревожности у детей, находящихся в социально-реабилитационном центре на условиях круглосуточного пребывания, использовалась «Шкала тревоги Спилбергера-Ханина, STAI». Результат диагностики представлен на рисунке 6.

image006

Рисунок 6. Результаты диагностики по «Шкале тревоги Спилбергера-Ханина, STAI» у детей, находящихся в социально-реабилитационном центре на условиях круглосуточного пребывания.

Полученные эмпирические данные, представленные на рисунке 6, показывают, что у 80% опрошенных детей, находящихся в социально-реабилитационном центре на условиях круглосуточного пребывания, средний уровень личностной тревожности. У 20% опрошенных низкий уровень. Дети не имеют предрасположенность к тревоге и тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией.

Для обработки данных, полученных в ходе исследования, при котором были использованы данные методики был использован метод математико-статистической обработки данных - Т-критерий Стьюдента. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1. Среднее арифметическое значение полученных результатов.

Название методики

Ср. значение по результатам в 1 группе

Ср. значение по результатам во 2 группе

«Опросник на склонность к дистимии» (В. В. Бойко)

3,1

3,6

«Опросник на склонность к аффективным состояниям» (В. В. Бойко)

5

5,8

«Шкала тревоги Спилбергера-Ханина, STAI» (Ч. Спилбергер, адаптация: Ю. Л. Ханин)

36,4

34

По результатам обработки данных на значимость различий Т-критерия Стьюдента по методике «Опросник на склонность к дистимии» (В. В. Бойко)получено Тэмп = 1 (Ткр = 2,23, при p≤0,05) – различия незначимы. Значимых различий между показателями двух групп нет.

По результатам обработки данных на значимость различий Т-критерия Стьюдента по методике «Опросник на склонность к аффективным состояниям» (В. В. Бойко) получено Тэмп = 1,1 (Ткр = 2,23, при p≤0,05) – различия незначимы. Значимых различий между показателями двух групп нет. По данным расчетам можно сделать вывод, что значимых различий в показателях эмоционального состояния у детей, находящихся в социально-реабилитационном центре, на условиях различного режима пребывания нет. Моя гипотеза не подтвердилась.

Список литературы

  1. Антонова, Е. В. Изучение эмоциональных нарушений через изобразительную деятельность у детей старшего дошкольного возраста / Е. В. Антонова, О. А. Томашевская. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2015. – № 6 (86). – С. 560-564. – URL: https://moluch.ru/archive/86/16317/ (дата обращения: 04.03.2024).
  2. Гоголева, И. И. Возможности развития эмоционального интеллекта у младших школьников посредством мультфильмов / И. И. Гоголева, А. А. Мохова. – Текст : непосредственный // Образование и воспитание. – 2023. – № 3.2 (44.2). – С. 70-74. – URL: https://moluch.ru/th/4/archive/251/8450/ (дата обращения: 04.03.2024).
  3. Широкова Г. А. Развитие эмоций и чувств детей дошкольного возраста./ Г. А. Широкова – Текст : непосредственный Ростов н/Д: Феникс. 2005. – 304с. – URL: http://childpsy.ru/lib/books/id/8665.php (дата обращения: 04.03.2024).
  4. Щелина, Т. Т. Возможности развития эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью / Т. Т. Щелина, Е. А. Гринина, А. В. Першина. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2015. – № 14 (94). – С. 544-547. – URL: https://moluch.ru/archive/94/21001/ (дата обращения: 04.03.2024).

Интересная статья? Поделись ей с другими: