УДК 159.9
Взаимосвязь агрессивности с самооценкой у детей подросткового возраста
Штундерова Полина Александровна – студент Кузбасского гуманитарно-педагогического института Кемеровского государственного университета.
Аннотация: Статья посвящена проблеме взаимосвязи агрессивности с самооценкой у детей подросткового возраста. Проведено эмпирическое исследование, посвященное взаимосвязи агрессивности с самооценкой у детей подросткового возраста, а также корреляционный анализ полученных результатов, выявивший отсутствие достоверной связи между изучаемыми явлениями.
Ключевые слова: агрессивность, самооценка, подростки, агрессивное поведение, поведение, подростковая агрессия.
Агрессивность – это характерная черта личности, проявляющаяся через действия и поступки, направленные на причинение вреда окружающим людям или самому себе [1]. Это проявляется через враждебность, физическую агрессию и оскорбления. Агрессивные люди часто бывают раздражительными, обидчивыми и испытывают чувства гнева, злости и ярости. Для уменьшения уровня агрессивности могут применяться методы психоанализа, когнитивно-поведенческой психотерапии, саморегуляции и медикаментозной коррекции [4].
Самооценка представляет собой оценку, которую человек дает самому себе как в общем, так и по отдельным аспектам своей личности, деятельности и поведения. Есть общая самооценка, которая отражает уровень самоуважения и принятия себя в целом, и частная самооценка, отражающая индивидуальное отношение к различным аспектам личности, поступкам и успехам в различных сферах. Важно отметить, что самооценка оказывает влияние на принятие решений, взаимоотношения с окружающими и эмоциональное состояние человека [2].
Для диагностики была сформирована выборка из 6 детей, которые ходят в муниципальное казённое учреждение социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Уютный дом», г. Новокузнецк в возрасте от 9 до 13 лет.
Для диагностики уровня агрессивности мной была использована методика «Определения уровня агрессивности», А. Басс, Э. Дарки.
Рисунок 1. Результат диагностики по методике «Определение уровня агрессивности Басса-Дарки».
Исходя из результатов диагностики по методике «определение уровня агрессивности Басса-Дарки» можно сделать вывод, что большинство детей (55%), посещающих Муниципальное казённое учреждение социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Уютный дом» имеют повышенный уровень агрессивности. Агрессивное поведение подростков может быть спровоцировано высокой степенью враждебности в той среде, в которой взрослеет подросток, импульсивностью, характерной для подросткового возраста, несформированной способностью к эмоциональной и социальной саморегуляции. В этот период ребенок только начинает поиск себя, своих особенностей и своего места. Дети подросткового возраста еще не умеют полноценно контролировать свои чувства и эмоции [3].
Для диагностики агрессивности мной была использована методика «Опросник агрессии», А. Басс, М. Перри.
Рисунок 2. Результат диагностики по методике «Опросник агрессии Басса-Перри».
Исходя из результатов диагностики по методике «Опросник агрессии Басса-Перри» можно сделать вывод, что большинство детей (66%), посещающих Муниципальное казённое учреждение социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Уютный дом» имеют средний уровень агрессивности.
Для диагностики уровня самооценки мной была использована методика «Самооценка», Т. Дембо, С. Рубинштейн.
Рисунок 3. Результат диагностики по методике «Самооценка по Дембо-Рубинштейн».
Исходя из результатов диагностики по методике «Самооценка по Дембо-Рубинштейн» можно сделать вывод, что большинство детей (77%), посещающих Муниципальное казённое учреждение социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Уютный дом» имеют средний уровень самооценки (ближе к низкому).
Мной в исследовании был использован метод математико-статистической обработки данных – корреляционный анализ К. Пирсона
Рисунок 4. Корреляционная плеяда взаимосвязи агрессивности с самооценкой детей, посещающих Муниципальное казенное учреждение Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Уютный дом».
По результатам корреляционного анализа данных методик тестов на уровень агрессивности, а именно «Определение уровня агрессивности Басса-Дарки» и уровня самооценки, а именно «Самооценка по Дамбо-Рубинштейн» мы получили Rэмп=0,071 (Rкр=0,67 при p≤0,05), следовательно можно сделать вывод о том, что есть значимая взаимосвязь между показателем уровня агрессивности и показателем уровня самооценки.
Также по результатам методик, направленных на выявление показателя агрессивности, а именно «Опросник агрессии Басса-Перри» и уровня самооценки, а именно «Самооценка по Дамбо-Рубинштейн» мы получили Rэмп=0,33 (Rкр=0,67 при p≤0,05), следовательно можно сделать вывод о том, что есть значимая взаимосвязь между показателем уровня агрессивности и показателем уровня самооценки.
Исходя из расчетов по представленным методикам, можно сделать вывод о том, что есть значимая взаимосвязь между агрессивностью и самооценкой детей, посещающих Муниципальное казенное учреждение «Уютный дом».
Список литературы
- Авдулова, Т.П. Агрессивность в подростковом возрасте : практическое пособие / Т.П. Авдулова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 126 с. – ISBN 978-5-534-07820-6. – Текст : электронный. – URL: https://urait.ru/bcode/515314 (дата обращения: 20.02.2024).
- Белобрыкина, О. А. Психологическая диагностика самооценки детей старшего дошкольного возраста : учебно-методическое пособие / О. А. Белобрыкина. – Новосибирск : ГЦРО, 2000. – 132 с. – Текст: электронный (дата обращения 20.02.2024)
- Долгова, В.И., Иванова, Л.В., Банщикова, А.И. Психологические особенности агрессивного поведения подростков / В.И. Долгова, Л.В. Иванова, А.И. Банщикова. – Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т.31. – С.11 – 15. – URL: https://e-koncept.ru/2015/95509 (дата обращения: 20.02.2024).
- Смирнова, Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей / Т.П. Смирнова. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 160 с. – ISBN 5-222-03591-3. – Текст : электронный. – URL: https://www.kras-dou.ru/200/images/23-24/str-ped/moiseenko/agressiya_podrostkov_semenyuk_l_m_psikhologicheskie_osobennosti_agressivnogo_povedenia_podrostkov_i_uslovia_ego_korrektsii.pdf (дата обращения: 20.02.2024).