УДК 159.9

Взаимосвязь агрессивности с самооценкой у детей подросткового возраста

Штундерова Полина Александровна – студент Кузбасского гуманитарно-педагогического института Кемеровского государственного университета.

Аннотация: Статья посвящена проблеме взаимосвязи агрессивности с самооценкой у детей подросткового возраста. Проведено эмпирическое исследование, посвященное взаимосвязи агрессивности с самооценкой у детей подросткового возраста, а также корреляционный анализ полученных результатов, выявивший отсутствие достоверной связи между изучаемыми явлениями.

Ключевые слова: агрессивность, самооценка, подростки, агрессивное поведение, поведение, подростковая агрессия.

Агрессивность – это характерная черта личности, проявляющаяся через действия и поступки, направленные на причинение вреда окружающим людям или самому себе [1]. Это проявляется через враждебность, физическую агрессию и оскорбления. Агрессивные люди часто бывают раздражительными, обидчивыми и испытывают чувства гнева, злости и ярости. Для уменьшения уровня агрессивности могут применяться методы психоанализа, когнитивно-поведенческой психотерапии, саморегуляции и медикаментозной коррекции [4].

Самооценка представляет собой оценку, которую человек дает самому себе как в общем, так и по отдельным аспектам своей личности, деятельности и поведения. Есть общая самооценка, которая отражает уровень самоуважения и принятия себя в целом, и частная самооценка, отражающая индивидуальное отношение к различным аспектам личности, поступкам и успехам в различных сферах. Важно отметить, что самооценка оказывает влияние на принятие решений, взаимоотношения с окружающими и эмоциональное состояние человека [2].

Для диагностики была сформирована выборка из 6 детей, которые ходят в муниципальное казённое учреждение социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Уютный дом», г. Новокузнецк в возрасте от 9 до 13 лет.

Для диагностики уровня агрессивности мной была использована методика «Определения уровня агрессивности», А. Басс, Э. Дарки.

1

Рисунок 1. Результат диагностики по методике «Определение уровня агрессивности Басса-Дарки».

Исходя из результатов диагностики по методике «определение уровня агрессивности Басса-Дарки» можно сделать вывод, что большинство детей (55%), посещающих Муниципальное казённое учреждение социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Уютный дом» имеют повышенный уровень агрессивности. Агрессивное поведение подростков может быть спровоцировано высокой степенью враждебности в той среде, в которой взрослеет подросток, импульсивностью, характерной для подросткового возраста, несформированной способностью к эмоциональной и социальной саморегуляции. В этот период ребенок только начинает поиск себя, своих особенностей и своего места. Дети подросткового возраста еще не умеют полноценно контролировать свои чувства и эмоции [3].

Для диагностики агрессивности мной была использована методика «Опросник агрессии», А. Басс, М. Перри.

2

Рисунок 2. Результат диагностики по методике «Опросник агрессии Басса-Перри».

Исходя из результатов диагностики по методике «Опросник агрессии Басса-Перри» можно сделать вывод, что большинство детей (66%), посещающих Муниципальное казённое учреждение социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Уютный дом» имеют средний уровень агрессивности.

Для диагностики уровня самооценки мной была использована методика «Самооценка», Т. Дембо, С. Рубинштейн.

3

Рисунок 3. Результат диагностики по методике «Самооценка по Дембо-Рубинштейн».

Исходя из результатов диагностики по методике «Самооценка по Дембо-Рубинштейн» можно сделать вывод, что большинство детей (77%), посещающих Муниципальное казённое учреждение социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Уютный дом» имеют средний уровень самооценки (ближе к низкому).

Мной в исследовании был использован метод математико-статистической обработки данных – корреляционный анализ К. Пирсона

4

Рисунок 4. Корреляционная плеяда взаимосвязи агрессивности с самооценкой детей, посещающих Муниципальное казенное учреждение Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Уютный дом».

По результатам корреляционного анализа данных методик тестов на уровень агрессивности, а именно «Определение уровня агрессивности Басса-Дарки» и уровня самооценки, а именно «Самооценка по Дамбо-Рубинштейн» мы получили Rэмп=0,071 (Rкр=0,67 при p≤0,05), следовательно можно сделать вывод о том, что есть значимая взаимосвязь между показателем уровня агрессивности и показателем уровня самооценки.

Также по результатам методик, направленных на выявление показателя агрессивности, а именно «Опросник агрессии Басса-Перри» и уровня самооценки, а именно «Самооценка по Дамбо-Рубинштейн» мы получили Rэмп=0,33 (Rкр=0,67 при p≤0,05), следовательно можно сделать вывод о том, что есть значимая взаимосвязь между показателем уровня агрессивности и показателем уровня самооценки.

Исходя из расчетов по представленным методикам, можно сделать вывод о том, что есть значимая взаимосвязь между агрессивностью и самооценкой детей, посещающих Муниципальное казенное учреждение «Уютный дом».

Список литературы

  1. Авдулова, Т.П. Агрессивность в подростковом возрасте : практическое пособие / Т.П. Авдулова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 126 с. – ISBN 978-5-534-07820-6. – Текст : электронный. – URL: https://urait.ru/bcode/515314 (дата обращения: 20.02.2024).
  2. Белобрыкина, О. А. Психологическая диагностика самооценки детей старшего дошкольного возраста : учебно-методическое пособие / О. А. Белобрыкина. – Новосибирск : ГЦРО, 2000. – 132 с. – Текст: электронный (дата обращения 20.02.2024)
  3. Долгова, В.И., Иванова, Л.В., Банщикова, А.И. Психологические особенности агрессивного поведения подростков / В.И. Долгова, Л.В. Иванова, А.И. Банщикова. – Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т.31. – С.11 – 15. – URL: https://e-koncept.ru/2015/95509 (дата обращения: 20.02.2024).
  4. Смирнова, Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей / Т.П. Смирнова. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 160 с. – ISBN 5-222-03591-3. – Текст : электронный. – URL: https://www.kras-dou.ru/200/images/23-24/str-ped/moiseenko/agressiya_podrostkov_semenyuk_l_m_psikhologicheskie_osobennosti_agressivnogo_povedenia_podrostkov_i_uslovia_ego_korrektsii.pdf (дата обращения: 20.02.2024).

Интересная статья? Поделись ей с другими: