УДК 159.9

Взаимосвязь стресса и внимания у сотрудников дошкольного образовательного учреждения в условиях трудовой деятельности

Горбунова Анастасия Витальевна – студентка Кузбасского гуманитарно-педагогического института Кемеровского государственного университета.

Аннотация: Статья посвящена проблеме взаимосвязи стресса и внимания у сотрудников дошкольного образовательного учреждения. Было проведено эмпирическое исследование взаимосвязи стресса и внимания у сотрудников дошкольных образовательных учреждений и корреляционный анализ полученных результатов, который показал отсутствие достоверной связи между изучаемыми явлениями.

Ключевые слова: стресс, внимание, взаимосвязь, адаптация, психические процессы, сознание.

Стресс – неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающая его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма. В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса. По характеру воздействия выделяют нервно-психический (психологический) и физический стрессы (тепловой, световой, звуковой и др.) [1].

Впервые термин «стресс» в физиологию и психологию ввел Уолтер Кэннон в своих классических работах по универсальной реакции «бороться или бежать» [2].

Основной теорией в данной работе является теория Л. А. Китаева-Смыка. Он рассматривал понятие стресса как неспецифическую реакцию организма на любое воздействие, которое требует адаптации. Эта теория подчеркивает, что стрессоры могут быть как физическими, так и психологическими, и что реакция на стресс может быть как положительной, так и отрицательной.

Внимание — это сосредоточение сознания на определенном объекте, обеспечивающее его особо ясное отражение. Некоторые ученые утверждают, что внимание не существует как особый, самостоятельный процесс, а выступает лишь как вспомогательное звено в другом психологическом процессе или деятельности. Другие считают, что внимание — это самостоятельное психическое состояние человека, специфический внутренний процесс с уникальными свойствами, не сводимыми к свойствам других когнитивных процессов. Единого мнения о том, что же внимание собой представляет, среди исследователей пока нет, существует лишь ряд наиболее известных и популярных концепций [3].

В данной статье мы будем придерживаться мнения Л. С. Выготского. Его теория говорит о том, что внимание является активным процессом, который зависит от внутренних психических процессов и внешних условий. Выготский утверждал, что внимание формируется и развивается в процессе обучения и социального взаимодействия, и что оно играет важную роль в познавательных процессах.

Для диагностики взаимосвязи стресса и внимания была отобрана группа воспитателей, состоящая из 15 человек. Все они представительницы женского пола, возрастом от 25 до 45 лет.

Для диагностики показателя стресса были подобраны следующие методики: «Шкала психологического стресса, PSM-25», а также «Оценочная шкала стрессовых событий Холмса-Раге, SRRS». На рисунке 1 представлены полученные результаты по «Шкале психологического стресса, PSM-25».

1

Рисунок 1. Результаты диагностики по методике «Шкала психологического стресса, PSM-25» Л. Лемура, Р. Тесье, Л. Филлиона.

Полученные эмпирические данные, представленные на рисунке 1, свидетельствуют о том, что у большей части выборки низкий уровень стресса, т.к. эта часть составляет 67% свидетельствует о состоянии психологической адаптированности к рабочим нагрузкам. У 33% выборки средний уровень стресса, что свидетельствует о том, что воспитателям
требуется соблюдать режим труда и отдыха, наладить свой режим дня, снизить
нагрузки, хотя бы на время, а также взять паузу для отдыха, прогулки или сна. По проведению данной методики отсутствует высокий уровень стресса у воспитателей детского сада. 

На рисунке 2 отображены результаты по методике «Оценочная шкала стрессовых событий» Т. Холмс, Р. Раге.

2

Рисунок 2. Результаты диагностики по методике «Оценочная шкала стрессовых событий» Т. Холмс, Р. Раге.

На рисунке 2 представлены эмпирические данные, которые свидетельствуют о том, что у большей части выборки высокий уровень стресса, т.к. эта часть составляет 73% это характеризует очень высокую психическую напряженность – дистресс, наличие большого количества «разрушающих» стресс-событий. Для данных лиц рекомендуется: снижение интенсивности рабочих и жизненных нагрузок, обязательная коррекция образа и стиля жизни по вектору снижения стрессогенности, систематическое использование активных форм отдыха и техник релаксации после рабочего дня, использование конструктивных копинг-стратегий для преодоления ежедневных профессиональных и личных стрессов, специальные диеты, витамины и пищевые добавки, снижающие нервно-психическую напряженность

У 13% пороговый уровень стресса, что характеризует высокую психическую напряженность и наличие большого количества стресс-событий, которые еще не преодолены и не рассматриваются в качестве конструктивного жизненного опыта. Для данных лиц рекомендуется: снижение интенсивности рабочих и жизненных нагрузок, обязательная коррекция образа и стиля жизни по вектору снижения стрессогенности, систематическое использование активных форм отдыха и техник релаксации после рабочего дня. У 7% средний уровень стресса, что свидетельствует о высокой психической напряженности и насыщенности жизни сильными стресс-событиями. Для лиц со средним уровнем индекса «стрессонаполненности» следует еженедельно использовать активные формы отдыха и техники релаксации после рабочего дня, скорректировать стиль своей жизни в сторону более спокойного и рационального восприятия трудных рабочих и житейских ситуаций. У оставшихся 7% низкий уровень, что характеризует относительно спокойный период жизни, небольшую насыщенность жизни разрушительными стрессами и невысокую вероятность заболеваний вследствие дистресса. Для лиц с низким индексом «стрессонаполненности» жизни можно увеличить рабочие и другие виды нагрузок.

На рисунке 6 представлены эмпирические данные получение по методике «Перепутанные линии» А. Рисса.

3

Рисунок 3. Результаты диагностики по методике «Перепутанные линии» А. Рисса.

У большей части выборки средний уровень внимания, т.к. эта часть составляет 60% это свидетельствует, что такие воспитатели могут быть внимательными к деталям, но при этом не склонны к перфекционизму или беспокойству по поводу мелочей.

У 33% выборки низкий уровень внимания , он характеризует воспитатели с низким уровнем могут иметь трудности с концентрацией и вниманием к деталям. Они могут быть более склонны к отвлечению, забывчивости и недостаточной организации. Это не обязательно означает, что они неспособны к выполнению задач, но может потребоваться больше усилий для поддержания внимания и сосредоточенности.

У оставшихся 7% выборки высокий уровень внимания, он свидетельствует о том, что воспитатели с таким уровнем обычно обладают высокой концентрацией внимания и способностью сосредотачиваться на задачах. Также такие воспитатели, возможно склонны к перфекционизму.

Полученный в ходе тестирования (методики: «Шкала психологического стресса, PSM-25», Л. Лемура, Р. Тесье, Л. Филлиона; «Оценочная шкала стрессовых состояний», Т. Холмс, Р. Раге; «Перепутанные линии», А. Рисс.) данные, для выявления взаимосвязи между стрессом и вниманием у сотрудников дошкольного образовательного учреждения. В исследовании использовался математико-статистический метод обработки данных – Ранговая корреляция Спирмена (r).

В результате ранговой корреляции Спирмена (r), проведенной по методикам «Оценочная шкала стрессовых событий» и «Перепутанные линии», мы получили Rэмп = 0,025 (Rкр = 0,52, при p≤0,05), что дает нам право сделать вывод о том, что между стрессом и вниманием у сотрудников дошкольного образовательного учреждения не наблюдается.

В результате ранговой корреляции Спирмена (r), проведенной по методикам «Шкала психологического стресса, PSM-25» и «Перепутанные линии», мы получили Rэмп = - 0,05 (Rкр = 0,52, при p≤0,05), что дает нам право сделать вывод о том, что между стрессом и вниманием у сотрудников дошкольного образовательного учреждения не наблюдается.

Согласно результатам, рассчитанным по представленной методике, можно сделать вывод об отсутствии значимой взаимосвязи между стрессом и вниманием у сотрудников дошкольного образовательного учреждения.

Список литературы

  1. Куулар, Ш. В., Доржу, У. В., Сарыг, С. К. Физиология стресса: учебно-методическое пособие / сост. Ш.В. Куулар, У.В. Доржу, С.К. Сарыг. – Кызыл: Изд-во ТувГУ, 2018. – 89 с.
  2. Яковлев, Б. П. Психология: теоретические и методологические положения / Яковлев Б. П. – Санкт-Петербург : Лань, 2023. – 376 с.
  3. XV международная конференция «Теоретическая и прикладная этика: Традиции и перспективы – 2023. Разумность. Практичность. Человечность». Санкт-Петербургский Государственный Университет, 16-18 ноября 2023 г. Материалы конференции / Отв. ред. В.Ю. Перов – Санкт-Петербург: ООО «Сборка», 2023. – 240 c.

Интересная статья? Поделись ей с другими: