УДК 159.9

Взаимосвязь самооценки и агрессивности подростков, находящихся в социально-реабилитационном центре дневного пребывания

Шарпило Анастасия Васильевна – студентка Кузбасского гуманитарно-педагогического института Кемеровского государственного университета

Научный руководитель Алонцева Александра Ивановна – кандидат психологических наук, доцент кафедры Общей и педагогической психологии Кемеровского государственного университета

Аннотация: Статья посвящена проблеме взаимосвязи самооценки и агрессивности  подростков, находящихся в социально-реабилитационном центре дневного пребывания. В настоящее время изучение связи между агрессивностью как личностной особенностью и самооценкой в подростковом возрасте представляется наиболее перспективным. Агрессивность как свойство личности во многом обуславливает поведение субъекта. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень агрессивности, когда же этот уровень превышает оптимальный, можно говорить о появлении повышенной агрессивности, что свидетельствует о недостаточной эмоциональной приспособленности человека к тем или иным социальным ситуациям. У людей с данным уровнем агрессии формируется установочное отношение к себе как к сильному, умелому. В свою очередь это порождает общую установку на уверенность в себе. Типичным проявлением заниженной самооценки является повышенная агрессивность, выражающаяся в склонности не испытывать беспокойство в самых разных жизненных ситуациях.

Ключевые слова: социальная сфера, несовершеннолетние, подросток, агрессия, самооценка, социально-реабилитационный центр.

В настоящее время в России существуют социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, в которых оказываются дети. Такие дети проживают временно, пока их семейная ситуация не улучшится и родители не смогут вести свою социальную функцию, это может быть от пару дней до нескольких месяцев, часто дети попадают в центр повторно, многократно [3].

Специалисты, во врем пребывания ребёнка в центре, пытаются определить дальнейшее развитие ребёнка в социуме, и программу для восстановления психологической здоровья ребёнка в такой ситуации. Большое значение имеет деятельность психолога в центре. Поскольку чаще всего воспитанниками центров являются дети, подвергающиеся насилию (физическому, сексуальному, психологическому), пережившие различные психотравмы, проживающие с родителями, которые имеют различные зависимости [3].

Проблему общения детей-социальных сирот рассматривали Т. Н. Алексева, О. В. Баресгян, Е. А. Горшкова, А. Н. Елᴎзаров, И. А. Емельянова, Н. Г. Соломатина. [2]. В исследованиях этих авторов отмечалось, что те подростки, кто покинул стены социально-реабилитационного центра, без оказанной поддержки семьи в детстве и в последующем, не способны адаптироваться к социальной среде во взрослой жизни. Детство без здоровой семьи нарушает связь ребёнка с безопасным миром и с его социальной средой, включая сверстников и взрослых.

Многие авторы акцентируют внимание на формировании самооценки в подростковом периоде и на факторах, которые могут способствовать ее становлению. Данную проблему исследовали следующие ученные: Л. И. Божович, Л. В. Бороздина, А. В. Захарова, А. И. Липкина, А. А. Реан, А. Г. Стужин, Е. А. Соколова, И. С. Кон, С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Р. Бернс, П. М. Якобсон, А. Адлер, Б. В. Зейгарник, К. Левин и 3игмунд Фрейд [1]. Авторы пришли к мнению, что становление самооценки происходит непосредственно в подростковом возрасте. И на сегодняшний день основной задачей современной психологии в данной области, являются исследования по выявлению факторов, способствующих становлению самооценки подростков в процессе  их социализации.

Выборка исследования составила 4 человека: мальчик 14 лет, две девочки 11 лет и одна девочка 10 лет.

Для диагностики показателя самооценки я использовала методику «Изучение общей самооценки» Г.Н. Казанцева

image001

Рисунок 1.  Результаты диагностики самооценки у подростков, %.

По результатам диагностики самооценки можно сделать вывод, что 75% респондентов имеют низкую самооценку, а 25%-среднюю, благодаря этой диагностики у меня получится более точно определить связь между самооценкой и агрессивностью.

Диагностика агрессивности у подростков («средняя» 3 человека, «высокая» 1 человек) была проведена с помощью методики «Опросник агрессии Басса-Перри, BPAQ-24».

Для диагностики показателя агрессивности подростков я использовала методику «Опросник агрессии» Басса-Перри, BPAQ-24.

image002

Рисунок 2. Результаты диагностики уровня агрессивности у подростков, %.

По результатам диагностики уровня агрессивности, можно увидеть, что подростков со среднем уровнем агрессивности больше (75%), чем с высоким (25%). Благодаря этой диагностики получится четко выявить взаимосвязь между самооценкой и агрессивностью.

Диагностика самооценки конфликтности у подростков («выражена слабо» 2 человека, «выраженная конфликтность» 2 человека) была проведена с помощью методики «Самооценка конфликтности В.Ф. Ряховский». Анализ полученных результатов диагностики самооценки конфликтности по методике «Самооценка конфликтности В.Ф. Ряховский» установил, что респондентов с слабовыраженной конфликтностью, 50% (2 человека), с выраженной конфликтностью, 50% (2 человека). Смотрите рисунок 3.

image003

Рисунок 3. Результаты диагностики самооценки конфликтности у подростков, %.

По результатам диагностики самооценки конфликтности, можно сделать вывод, что результаты в группе разделились пополам. Данная методика была последней, благодаря ей у меня имеются все данные для корреляционного анализа и последующих выводов для исследования. Результаты представлены на рисунке 4.

                                                                                                                      Прямая  корреляция

        image005                                                                                      - - - -    Обратная корреляция      image008

r = -0,4                                              

image009

 r = 0,12

Рисунок 4. Корреляционная плеяда взаимосвязи самооценки и уровня агрессивности.

По результатам корреляционного анализа данных методик на самооценку и конфликтность было получено Rэмп=0,12 (Rкр=9,488, при p≤0,05), по полученным данным можно сделать вывод о том, что значимой взаимосвязи между самооценкой и конфликтностью у подростков, посещающих «Муниципальное казенное учреждение социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних “Уютный дом”» не выявлено, связь является прямой.

Анализируя данные по корреляционной плеяде, можно сказать, что между методикой на «Изучение общей самооценки Г. Н. Казанцева» и методикой «Опросник агрессии Басса-Перри, BPAQ-24» связь обратная (R=-0,4). Между методикой на «Изучение общей самооценки Г. Н. Казанцева» и методикой «Самооценка конфликтности В. Ф. Ряховский» связь прямая (R=0,12). Это говорит о том, что гипотеза подтвердилась частично.

Список литературы

  1. Биковец, В. О. Психологические особенности подростков, находящихся в социально-реабилитационном центре / В. О. Биковец. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 6 (453). — С. 344-346. — URL: https://moluch.ru/archive/453/99884/ (дата обращения: 04.03.2024).
  2. Струк, Л. А. Исследование самооценки подростков / Л. А. Струк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 22 (417). — С. 655-659. — URL: https://moluch.ru/archive/417/92368/ (дата обращения: 04.03.2024).
  3. Шаповалова, М. Е. Технологии реабилитационной работы с безнадзорными детьми и подростками в ОКУ «Черемисиновский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» / М. Е. Шаповалова, С. М. Мозговая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 27 (474). — С. 246-251. — URL: https://moluch.ru/archive/474/104796/ (дата обращения: 04.03.2024).

 

 

 

 

 

 

 

Интересная статья? Поделись ей с другими: