УДК 159.9

Гендерные аспекты профессионального самоопределения старшеклассников

Мартынова Дарья Владимировна – студентка Кузбасского гуманитарно-педагогического института Кемеровского государственного университета.

Аннотация: статья посвящена гендерным аспектам профессионально самоопределения старшеклассников. Проведено эмпирическое исследование гендерных особенностей старшеклассников при выборе типа профессиональной деятельности, а также математико-статистическая обработка данных полученных результатов, выявивший гендерные различия в процессе профессионального самоопределение у старшеклассников.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, личность, старшие подростки, гендерные признаки, девушки, юноши, старшеклассники, гендерные различия.

В настоящее время особенно актуальным стало профессиональное самоопределение старших подростков. Чтобы этот процесс проходил более эффективно, необходимо учитывать различные факторы: биологические, социальные и психолого-педагогические аспекты гендерной социализации.

Профессиональное самоопределение можно рассматривать как динамичный процесс формирования личностных качеств и подготовку к соответствующей социальной роли путем осознания и оценки своих способностей, возможностей и стремлений. В каждом обществе существует деление ролей между мужчинами и женщинами, определенные виды деятельности и социальные функции, а социальные нормы определяют, что призваны делать или не делать представители каждого пола.

Н. С. Пряжников отмечает, что сегодняшнее время характеризуется проблемой свободы выбора, которая стала реальной для большого числа людей. Профессиональное самоопределение - это определение человеком себя по отношению к выбранным обществом стандартам профессионализма и мастерства [4]. А.В. Мудрик рассматривает профессиональное самоопределение в связи с жизненными перспективами и планами человека на будущее[3]. Е.А. Голомшток понимает профессиональное самоопределение как деятельность человека по освоению содержания в соответствии с его стадией развития как субъекта труда [2]. Е. В. Валов в Российской энциклопедии по охране труда дает следующее определение: "Профессиональное самоопределение - квалифицированная помощь человеку в выборе или смене профессии, рекомендации по улучшению психофизиологических качеств" [1].

Старшие подростки не имеют достаточного социального опыта, чтобы адекватно реагировать на ситуации. Для того чтобы найти приемлемые способы поведения, выбрать наиболее подходящий выход из проблемных ситуаций и освободиться от напряженных ситуаций и повседневных трудностей, необходимы усилия образовательных учреждений, прежде всего помощь и поддержка общества.

Для диагностики была сформирована выборка из 22 учеников МБОУ СОШ № 25 в возрасте 16-ти лет, из них 54,55% мужского пола и 45,45% женского пола.

Для определения профессиональных склонностей был использован “Опросник Л. Йовайши”, рисунок 1 представляет результаты по опроснику профессиональных склонностей Л. Йовайши.

М1

Рисунок 1. Сравнительный анализ по опроснику профессиональных склонностей Л. Йовайши (%)

Результаты исследования по опроснику профессиональных склонностей Л. Йовайши показали что, в группе девушек была ярко выражена шкала склонность к работе с людьми (60%), это говорит нам, что девушки выбирают профессии, связанные с обслуживанием, управлением, воспитанием и обучением и средне выражена шкала склонность к планово-экономическим видам деятельности (30%), это говорит нам, что девушки выбирают профессии, связанные с расчетами и планированием; делопроизводством, анализом и преобразованием текстов; схематическим изображением объектов. Так же была слабо выражена шкала склонность к работе на производстве (10%). В группе с юношами была ярко выражена шкала склонность к работе на производстве (75%), это говорит нам, что юноши выбирают профессии связанные с производством и обработкой металла; монтаж приборов и механизмов; монтаж, ремонт зданий; обработка и использование различных материалов; управление транспортом. В остальных шкалах склонности были слабо выражены. 

В опроснике профессиональных склонностей Л. Йовайши мы можем сделать вывод, что большинство девушек выбирают профессии, связанные с обслуживанием, управлением, воспитанием и обучением. Большинство юношей выбирают профессии, связанные с работой на производстве, например, ремонт зданий, обработка и производство металла, управление транспортом.

Для выявления профессиональных выборов был использован «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е. А. Климова, результаты приведены на рисунке 2.

М2

Рисунок 2. Сравнительный анализ профессиональных выборов по методике «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е. А. Климова (%)

Используя ДДО Е. А. Климова, мы получили следующие результаты. В группе девушек большинство относятся к типу профессий «Человек-человек» (80%), труд людей этого типа связан с воспитанием и обучением; медицинским обслуживанием людей и уходом за ними; изучением, описанием, исследованием других людей. Остальная часть девушек относятся к типу профессий «Человек-природа» (10%), труд людей этого типа связан с преобразованием, переработкой; восстановлением, лечением; и «Человек-техника» (10%), труд людей этого типа связан с восстановлением оборудования; обслуживанием технических объектов; изучением. В группе юношей большинство относятся к типу профессий «Человек-техника» (75%), труд людей этого типа связан с восстановлением оборудования; обслуживанием технических объектов; изучением (контроль и анализ качества изделий и механизмов, испытание качества изделий). Остальная часть юношей относятся к таким типам профессий, как «Человек-человек» (8,33 %), труд людей этого типа связан с воспитанием и обучением; медицинским обслуживанием людей и уходом за ними; изучением, описанием, исследованием других людей и «Человек-художественный образ» (8%), труд людей этого типа связан с преобразованием, созданием чего-либо.

Таким образом, юноши больше всего направлены на такие сферы деятельности как «Человек-техника», а девушки на «Человек- человек». Это связано с тем, что подростки типизируют многие профессии по полу как женские и реже как мужские.

Для выявление мотивации мы использовали тест «Мотивация выбора профессий» Р. В. Овчаровой, результаты которого представлены на рисунке 3.

М3

Рисунок 3. Сравнительный анализ по тесту «Мотивация выбора профессий» Р. В. Овчаровой (%)

Используя тест «Мотивация выбора профессий» Р. В. Овчаровой, мы получили следующие результаты. Внутренние индивидуально-значимые мотивы характерны для 41,67% юношей и 86,67% девушек, это говорит нам, что для юношей и девушек важно что бы будущая профессия приносила удовольствие, открывала новые возможности для творчества и общения. Внутренние социально значимы мотивы – 16,67% юноши, у девушек они отсутствуют, это говорит нам, что для юношей важна общественная значимость выбранной специальности, перспективы общения и руководства с людьми. Для 16,67% юношей и 13,33% девушек при выборе профессий руководствуются внешними положительными мотивами, это говорит нам, что юношей и девушек привлекает материальная сторона, продвижение, престижность профессии, то есть они готовы прикладывать усилия в профессиональной сфере. И 25% юношей при выборе будущей профессии руководствуются внешними отрицательными мотивами, у девушек они отсутствуют, это говорит нам, что скорее всего юноши столкнулись с некоторым давление, критикой при выборе профессии.

Таким образом, можно говорить о том, что профессиональное самоопределения старшеклассников достаточно мотивированно.

Для выявления гендерных различий в профессиональном самоопределение юношей и девушек был проведен сравнительный анализ с помощью критерия Фишера.

Анализируя полученный результат, можно отметить, что у испытуемых юношей и девушек по методике «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е. А. Климова обнаруживаются значимые различия на уровне 0,01 у юношей в области «Человек-техника» (φэмп=3,6 при φкр=2,31 ). Эти данные говорят, что юноши выбирают профессии связанные обслуживанием техники, ее ремонтом, установкой и управлением. У девушек в области «Человек-человек» (φэмп=3,3, при φкр=2,31). Эти данные говорят, что девушки выбирают профессии связанные с воспитанием, обучением, тренировкой других людей; медицинским обслуживанием людей и уходом за ними; изучением, описанием, исследованием других людей.

По опроснику профессиональных склонностей Л. Йовайши были выявлены значимые различия на уровне 0,01 у юношей при выборе склонности к работе на производстве (φэмп=4,17 при φкр=2,31). Эти данные говорят, что юноши выбирают профессии связанные с производством и обработкой металла; ремонт зданий, конструкций; обработка и использование различных материалов; управление транспортом. У девушек при выборе склонности к работе с людьми. (φэмп=4,32 при φкр=2,31). Эти данные говорят, что девушки выбирают профессии связанные с обслуживанием, управлением, воспитанием и обучением.

По тесту «Мотивация выбора профессий» Р. В. Овчаровой обнаруживаются значимые различие на уровне 0,01 юношей и девушек при выборе внутренних индивидуально-значимых мотивов (φэмп=2,33 при φкр=2,31). Эти данные говорят о том, что будущая профессия будет приносить удовольствие, открывать возможности для творчества и общения.

Согласно имеющимся данным, можно сказать о том, что существуют гендерные различия в процессе профессионального самоопределение у старшеклассников. Следовательно, можно сделать вывод, что юноши и девушки делятся на профессии по гендерному признаку.

Список литературы

  1. Варов, В. К. Российская энциклопедия по охране труда / В. К. Варов. – Москва: Сфера, 2014. – 613 с. – ISBN 5-93196-704-4. – Текст : непосредственный.
  2. Голомшток, А. Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника / А. Е. Голомшток. – Москва: Педагогика, 2018. – 160 с. – Текст : непосредственный.
  3. Мудрик, А. В. Социальная педагогика / А. В. Мудрик. – Москва: "Академия", 2013. – 240 с. – ISBN 978-5-7695-8842-6. – Текст : непосредственный.
  4. Пряжников, Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика / Н. С. Пряжников. – Москва: Академия, 2008. – 320 с. – ISBN 978-5-7695-5359-2. – Текст : электронный. – URL: https://psychlib.ru/mgppu/PPs-2008/PPs-320.htm#$p1 (дата обращения: 29.11.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: