УДК 159

Психологические аспекты исследования религиозной личности

Чернова Елена Николаевна – старший преподаватель кафедры Психологии

Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко (г. Тирасполь, Приднестровская Молдавская Республика)

Аннотация: В статье обозначена необходимость изучения религиозности личности в связи с актуальностью исследований различных аспектов личности и возрастанием интереса со стороны социально-гуманитарных наук к исследуемому феномену. Представлены научные подходы в изучении религиозной личности. Предложен реестр психодиагностических методик для изучения религиозной личности. Статья отражает результаты эмпирического исследования, которые могут практически применены в образовательной среде, в психолого-педагогическом сопровождении обучающихся высшей школы, в психологическом консультировании.

Ключевые слова: религиозность, религиозная личность, подходы исследования, диагностика религиозной личности, психодиагностические методики, самосознание, религиозная направленность, религиозная ориентация, рефлексия религиозной личности, религиозная мотивация.

Современные тенденции в отечественной науке демонстрируют увеличение интереса к изучению религиозного человека. Этот интерес сопряжен с актуальностью исследований не только различных аспектов личности, но и продиктован участием в изучении проблем психологической специфики религиозной личности социально-гуманитарных наук. Возрастанию интереса способствует как уникальность этого феномена, так и трудности в его изучении из-за отсутствия однозначного подхода к самой дефиниции и существующим методикам, наиболее полно отражающим его содержание.

В науке представлен ряд подходов к пониманию психологической природы религиозной личности. У. Джеймс, стоявший у истоков понимания психологической природы религиозности личности, оформил исследование психологии религии как научное направление [4, 6]. Считая, исходной точкой анализа психологических феноменов непосредственный чувственный опыт индивида, У. Джеймс приходит к положению, что все религиозные системы берут свое начало в опыте конкретных людей, поэтому религия в своих истоках базируется на непосредственном чувственном опыте и лишь затем трансофрмируется в систему теологических и философских идей.

Психоаналитический подход к религиозности личности реализован в работах 3. Фрейда, Э. Фромма. К.Г. Юнга и др. Религиозность личности С. Московичи трактует в контексте предмета социальной психологии, отмечая взаимовлияние религиозности и социально-психологических процессов на их становление. С. Московичи определяет для религиозности роль источника психической энергии не только отдельного индивида, но и группы, толпы и катализатора механизмов заражаемости и подражания [6].

В отечественной психологии внимание к проблематике исследования религиозности личности также представлено многими подходами. Анализ психоаналитического подхода к религиозности личности обстоятельно освещен в работах М.А. Поповой [7]. В положениях К.К. Платонова религиозность определяется с опорой на категории эмоций и чувств, трактуя ее как особое чувство, сопровождающееся иллюзией познания и восприятием продукта этого познания как реального [2, 9]. С марксистских позиций проводит анализ религии и религиозности Д.Н. Угринович [8], считая, что истоки религиозности лежат в сфере социальных отношений, и подчеркивая важность и приоритет социально-психологического анализа для понимания сущности религии и становления религиозности личности. Д.М. Угринович представляет ключевые особенности религиозной личности, позволяющие выделить её в отдельный тип. В его работах содержится описание различных типов верующих, с учетом их социально-психологических особенностей и ценностей, а также различные типы семей, с учетом характера религиозности ее членов.

В.Д. Шадриков в своих положениях называет религиозность одной из форм духовности, а именно выражения человечности, ведущей действующей силы в ее становлении [6]. Духовность в интерпретации автора представляется атрибутом общественной и религиозной морали, а не атрибутом веры. Ученый соотносит религиозность с духовностью личности, полагая, что религия укрепляет и усиливает духовность человека. Подход В.Д. Шадрикова предоставляет перспективы для эмпирических исследований психологических особенностей религиозного человека.

Мотивы, по которым индивид стал верующим, не всегда им осознаются. Зачастую объяснение их верующим базируется на ложных предпосылках, источником которых является религиозное вероучение. Г. Олпорт в рассмотрении религиозной мотивации разграничил внешнюю и внутреннюю религиозность. Внешней религиозности свойственно следование определенным правилам, посещение церкви, исполнение ритуалов, а внутренняя соотносится с удовлетворением духовных потребностей общения с трансцендентным.

Весомую роль в социальной направленности личности определяют ее социальные установки и ценностные ориентации. Религия прививает верующим специфическую систему ценностных ориентаций, которая характеризуется отведением приоритета идеям и нормам, вытекающим из веры в существование сверхъестественного мира. Вера является главной ценностью религиозного сознания. Ценностные ориентации религиозных людей соотносятся с приоритетными ценностями, исповедующей ими религии. В основном такими ценностями выступают духовный рост, духовное самосовершенствование и духовное спасение, в котором человек находит смысл своего существования, любовь, милосердие, сострадание, прощение, духовная и материальная помощь нуждающимся и т.д. В современном религиозном сознании весомое место занимает воля и свобода человека. Для религиозного человека это означает, что он сознательно и добровольно выбирает ту или иную веру.

Л.Г. Попова и М.В. Разина в изучении личностных особенностей современных воцерковленных подростков выявляют группу психологических особенностей - эмоциональную сдержанность, консерватизм, стремление к принятию «взрослых решений», осторожность по отношению к другим, толерантность и т.д. [6].

Среди подходов к изучению религиозности личности присутствуют многомерные и одномерные концептуальные модели. В рамках многомерного подхода религиозность представляется группой характеристик, описывающих данную категорию. Дополнительно феномен религиозности изучается с позиции субъективных показателей самоидентификации респондентов, их самоинтерпретации своего религиозного сознания, и с точки зрения уровня религиозной активности респондентов. Д.М. Чумакова обосновывает многомерный подход, применимый для понимания структуры религиозной личности. Основу этого подхода составляет разработанная модель религиозной личности, включающая атрибуты религиозной веры, религиозного опыта, религиозного поведения, религиозные знания, религиозные моральные принципы, религиозные социальные нормы [9].

О.Ф. Лобазова предлагает исследовать религиозность в рамках интегративного подхода, определяя интегративное понимание сущности «религиозности» как системы отношений, взаимосвязей между отдельными структурным элементами религиозного сознания и отдельными структурными элементами религиозного поведения [5]. Л.И. Ворожейкина в исследовании содержания религиозной Я-концепции опирается на психологический подход. Автор рассматривает дефиницию религиозности как атрибут внешней (поведенческой) и внутренней (рефлексивно-смысловой) активности человека по отношению к трансцендентному, находящая выражение в опыте и придающая специфику и функции его психологической организации: в протекании психологических процессов; в формировании системы отношений (взаимодействие с другими, социальные связи); в выборе типов поведения; в формировании аффективных реакций [3].

Изучение самосознания религиозной личности в рамках психологии развития представлено в публикациях И.С. Булановой, А.А. Васильченко, А.М. Двойнина и др. Наше исследование проводилось в рамках проблемы самосознания религиозной личности. Аналитика научных публикаций позволила составить краткий реестр диагностического инструментария, который может быть предложен для изучения религиозной личности, это:

  1. Шкала общего измерения религиозности, включающая субтесты, построенные на результатах факторно-аналитического представления измерений религиозности:
  • вера;
  • религиозный опыт;
  • религиозное поведение;
  • религиозные моральные принципы;
  • религиозные знания;
  • религиозные социальные нормы.
  1. Методика измерения религиозной активности (Д.О. Смирнов).
  2. Шкала субъективного благополучия в религиозной сфере, измеряющая субъективное качество жизни и духовное благополучие субъекта.
  3. Шкала копинговой активности, отражающая меру обращения человека к религии как способа преодоления стрессовых жизненных обстоятельств.
  4. Шкала религиозной направленности личности для измерения внутренней и внешней религиозной ориентации
  5. Шкала измерения экзистенциальной направленности личности - оценивает стремления человека решать вопросы о смысле жизни и цели в ней путем обращения к религии, изучает динамику религиозности личности.
  6. Шкала измерения целей в жизни, касающаяся жизненных планов человека, связанных с религией.
  7. Опросник «Структуры индивидуальной религиозности» Ю.В. Щербатых.
  8. Анкета религиозных ориентаций (И. М. Богдановская).
  9. Шкала религиозной ориентации (Г. Олпорт, Д. Росс).

Практическая часть нашей работы посвящена эмпирическому исследованию религиозной личности, мотивов её установок и поведения, ценностных ориентаций и представлений, с опорой на полученные нами ранее эмпирические данные [2]. Для полноты изучения контекстного содержания и качественного анализа исследуемых характеристик была увеличена исследуемая выборка и расширен спектр диагностических методик, Выборку составили обучающиеся ПГУ им. Т.Г. Шевченко психологического направления подготовки (n =50 человек) в возрасте 17–20 лет. Большинство респондентов исповедуют православную веру, несколько человек охарактеризовали себя как атеистов. Нами был использован психодиагностический комплекс из трех методик:

  1. Анкета религиозных ориентаций (И. М. Богдановская) применялась для выявления мотивов обращения к религии в современном обществе, отношения к требованиям культовой системы, усвоения основ вероучения и чтения догматической литературы, для описания представлений о верующем человеке с помощью понятий обыденной жизни.
  2. Шкала религиозной ориентации (Г. Олпорт, Д. Росс) применялась для выявления типа религиозной ориентации личности: внутренней и внешней религиозности.
  3. Рефлексивный тест-самоотчет «Кто Я?» В.С. Мухиной, направленный на изучение самосознания, дающий возможность ответственной углубленной рефлексии человека на себя: на особенности и иерархию своих личностных свойств, на свои ценностные ориентации и цели жизненного пути [1]. Пр использовании данной методики нами была разработана аналитическая сетка результатов рефлексии респондентов через социально-психологические значимые типы рефлексии, через личностно значимые качества, рефлексия на себя как религиозной личности и нерелигиозной личности.

Результаты нашего исследования привели к формулировке следующих выводов:

  1. Религиозные представления у респондентов наиболее часто связаны:
  • с тенденцией поиска в религии поддержки и утешения или представления о терапевтических возможностях религии (43%);
  • внутренней потребностью в религии (25%), как выраженность ее экзистенциально-мировоззренческого компонента. Предположим, что это связано с характерным для юношеского возраста совершенствованием рефлексии, постижением смысла собственного «Я», осознанием собственной индивидуальности, активным нравственным развитием, становлением мировоззрения;
  • 22 % респондентов связывают обращение к религии с возможностью пополнения и обретения личностного ресурса в сложных ситуациях, недоступных целенаправленному регулированию и управлению. Наименее выражен интерес к «псевдонауке».
  1. Мотивы обращения к религии представляют сочетание внутренних и внешних условий, активизирующих субъекта в определении им собственной религиозной направленности. Обозначим существующее условное разграничение ведущих мотивов обращения к религии на личностные, социально-личностные и внешне-социальные [4]. Личностные мотивы, такие как: «поиск идеала, заполнение духовной пустоты», «поиск личной религии», «раскаяние», выявлены у 15 % респондентов. Укажем, что мотив «раскаяния» находится на последнем ранговом месте распределения, что может быть связано с одной из ведущих в данном возрастном периоде потребностью в самоутверждении.
  2. Социально-личностные мотивы: «восстановление традиций», «возвращение к истинной вере» - диктуются потребностью в согласовании личностных изменений и социальных требований. Эта потребность разрешается через принятие религиозной модели мира, а также потребностью в культурно-исторической самоидентификации, разрешаемой через религиозную самоидентификацию. Характеризуются состоянием неопределенности в сфере религиозных убеждений и чувств. Мотив «восстановление традиций» соотносится с формированием религиозного чувства. Он предусматривает сознательное усвоение определенных религиозных требований (знаний), которые через эмоциональное переживание могут быть перенесены на уровень социальных норм. У респондентов эти мотивы не выявлены, что может быть объяснено достаточностью знаний о религии и наличием альтернативных возможностей получения эмоционального переживания [2].
  3. У 25% респондентов определены внешне-социальные мотивы: «теперь так принято», «политическая игра». Эти мотивы иллюстрируют несогласованность потребностей личности со значением и смыслом религии как социального явления. В мотиве «политическая игра» устанавливается значение, но не характеризуется личностный смысл. Мотив «теперь так принято», напротив, фиксирует личностный смысл, соотнося его с необходимостью соответствия изменившимся социальным условиям. Названные мотивы свидетельствуют о нейтральном отношении к вопросам религии и их наибольшая выраженность определена у неверующих испытуемых.
  4. Религиозные представления, включенные в культовую систему, приобретают характер вероучения и духовно-практический смысл. Современный опыт как веры, так и неверия людей включает в себя символические представления и понятия культовой системы, функционирующие в социальном взаимодействии. В зависимости от того, какую роль идея бога играет в повседневном поведении человека, можно вынести мнение о превалировании внешней или внутренней религиозной ориентации [4]. В настоящем отметим лишь незначительное усвоение концептуальных аспектов вероучения и небольшое число обращений к молитве на основе религиозной мотивации. Для современных верующих более характерна внешняя религиозная ориентация (у 65%). Внешняя религиозная ориентация отражает такую ценность религии для человека, которая лишь служит достижению других, еще более значимых ценностей. Люди с такой ориентацией могут находить различные причины, чтобы считать религию полезной: обеспечивает уверенность и утешение, социальные контакты, статус и самооправдание.
  5. В основе содержания рефлексии религиозной личности заключена религиозность (респонденты презентуют и именуют себя по принадлежности к Богу; в рамках их притязания на признания центральным атрибутом выступает признание со стороны Бога); - самосознание религиозной личности носит особый характер, который определяется ориентиром на божественное как стремление к идеальному образу, соблюдение заповедей религии и ориентир на духовное развитие и рост; - религиозная личность обладает особой связью и диалогом с Богом; - религиозные респонденты оценивают атрибут веры как «живую встречу и общение с Богом во Христе Иисусе», «глубинный, внутренний, из сердца опыт встречи с Богом», «путь спасения», «внутреннее стремление к Богу и искренняя вера в Его существование», «достижение смысла жизни»; - респонденты различных конфессий христианства имеют различное содержательное наполнение рефлексии на себя.

Религиозная вера современного человека отражает сложное соотношение внутренней и внешней сторон религиозного опыта. Сегодня можно говорить о несформированном религиозном поведении современных верующих. Тем не менее преобладающая часть верующих юношеского возраста, участников нашего исследования, насущно осознают присутствие в своей жизни Божественного начала, обращение к которому позволяет получить ответы на многие вопросы, касающиеся смысла жизни.

Таким образом, по мере развития личности на её религиозность влияют многие социально-психологические и экзистенциально-психологические факторы. Если к первым относятся семья, религиозная община и другие малые социальные группы, то ко вторым - страх перед неопределённостью, стремление найти устойчивую основу бытия, своего рода гарант существования. При этом основными особенностями религиозной личности являются религиозная вера, потребность в общении со сверхъестественным, мотивы «обращения к религии», а также своеобразная система ценностей и идеалов, которая основана на любви, всепрощении, милосердии, духовном развитии личности и ее свободы.

Реализованная аналитика исследований феномена религиозности дает основание полагать, что в психологии существует развернутая методологическая основа изучения религиозности личности. Многомерный подход к религиозности личности в союзе с разработанным инструментарием диагностики открывает широкое поле для эмпирических исследований в этой области.

Проведенное исследование дополняет существующие знания и представления о самосознании религиозной личности, о ключевых проблемах и особенностях рефлексии, обусловленных спецификой самосознания религиозных респондентов; результаты исследования могут быть практически применены в образовательной среде, в психолого-педагогическом сопровождении обучающихся высшей школы, в психологическом консультировании.

Список литературы

  1. Белая Анна Константиновна, Чурилова Екатерина Евгеньевна ОСОБЕННОСТИ САМОСОЗНАНИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ ЛИЧНОСТИ // АНИ: педагогика и психология. 2021. №1 (34). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-samosoznaniya-religioznoy-lichnosti (дата обращения: 02.03.2024).
  2. Буторина В. Г., Чернова Е. Н. Исследование религиозной личности // Актуальные проблемы психолого-педагогического образования: Сборник научных трудов студентов, магистрантов, аспирантов факультета педагогики и психологии/ Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко, Факультет педагогики и психологии; редакционная коллегия: Л.И. Васильева, Г.В. Никитовская. – Тираспол: Изд-во Приднестр. ун-та, 2023, с. 239-245. – ISBN 978-9975-925-40-2.
  3. Ворожейкина Л.И. АНАЛИЗ ТИПОВ РЕЛИГИОЗНОЙ Я-КОНЦЕПЦИИ // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 9-5. – С. 1101-1108; URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=35025 (дата обращения: 02.03.2024).
  4. Крюков Д.С. Философско - религиоведческий анализ Я - концепции религиозной личности: дисс. … канд. философ. Наук 09.00.13/ Крюков Д. С. - М., 2008. – 169 с.
  5. Лобазова О.Ф. ИССЛЕДОВАНИЕ РЕЛИГИОЗНОСТИ В РАМКАХ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА / О.Ф. Лобазова // Международный научно-исследовательский журнал. - 2016. - №1 (43). - URL: https://research-journal.org/archive/1-43-2016-january/issledovanie-religioznosti-v-ramkax-integrativnogo-podxoda (дата обращения: 02.03.2024). - doi: 10.18454/IRJ.2016.43.034
  6. Положенкова Елена Юрьевна, Чабанова Руслана Андреевна, Макарова Вероника Павловна Психологические особенности религиозной личности // Colloquium-journal. 2019. №11 (35). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-religioznoy-lichnosti (дата обращения: 01.03.2024).
  7. Попова, М.А. Фрейдизм и религия / М.А. Попова. —М., 1982.
  8. Угринович Д.М. Психология религии / Д.М. Угринович. —М., 1986
  9. Чумакова Дарья Михайловна Религиозность личности: основные подходы, структура и диагностика // Психология. Психофизиология. 2011. №42 (259). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/religioznost-lichnosti-osnovnye-podhody-struktura-i-diagnostika (дата обращения: 31.10.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: