УДК 372.4
Психолого-педагогическое сопровождение процесса развития школьной мотивации младших школьников
Брюханова Любовь Васильевна – студент Бурятского государственного университета имени Доржи Банзарова.
Научный руководитель Будаева Эржена Владимировна – старший преподаватель Бурятского государственного университета имени Доржи Банзарова.
Аннотация. В статье исследуется проблема психолого-педагогического сопровождения процесса развития школьной мотивации младших школьников. Обсуждаются ключевые подходы, которые связаны с тем, что в процессе освоения образовательных программ у многих детей мотивация снижается на фоне снижения успеваемости. Определены последствия оценки учебной деятельности, которая становится определяющей для формирования самооценки ребенка. Подчеркивается значимость в развитии младшего школьника изменения социального статуса ребенка и появление учебной деятельности как ключевой. Автор приходит к выводу, что у детей с высокой самооценкой имеется высокая мотивация, с низкой – низкая. Данный вывод подтверждается результатами проведенного исследования.
Ключевые слова: сопровождение, мотивация, успеваемость, младший школьник, самооценка.
Мотивация - один из важнейших факторов успешного обучения. У младших школьников мотивация к учебе, как правило, высокая. Однако в процессе освоения образовательных программ у многих детей она снижается, что приводит к падению успеваемости. Причинами снижения мотивации младших школьников являются [2]:
- трудности в обучении: если ученик не справляется со школьными заданиями, его интерес к учебе падает;
- несоответствие учебного материала интересам ребенка: материал, который не соответствует интересам и потребностям ребенка, не может его мотивировать;
- неправильная оценка учебной деятельности: часто учителя оценивают послушание и дисциплинированность учеников, при том такая оценка не способствует формированию положительной самооценки и мотивации;
- отсутствие поддержки со стороны родителей и учителей: если родители и учителя не поддерживают ученика, он может потерять веру в себя и свои силы.
Последствием снижения мотивации является снижение успеваемости, формирование отрицательной самооценки, нежелание учиться [4].
Для того чтобы повысить мотивацию младших школьников, необходимо создать условия, благоприятные для ее развития:
- создание учителем благоприятной психологической атмосферы в классе, в которой дети будут чувствовать себя комфортно и безопасно.
- обеспечение успеха в учебной деятельности посредством подбора заданий, соответствующих уровню знаний и умений учеников.
- поощрение успехов - поощряются даже самые незначительные успехи учеников.
- оказание поддержки со стороны родителей и учителей ученикам, чтобы верить в их силы, и помогать им в учебе.
- использование различных методов и приемов, повышающих мотивацию младших школьников: игры могут сделать учебный процесс более интересным и увлекательным; работа над проектами позволяет ученикам ставить цели, планировать свою деятельность и добиваться результатов.
Кроме того, для повышения мотивации младших школьников нужно формировать положительную самооценку [1]. Родители и педагоги должны помогать детям формировать положительную самооценку, веру в свои силы и возможности.
Психолого-педагогическое сопровождение развития мотивации младших школьников является важнейшим условием успешного обучения и формирования личности ребенка.
Успешность освоения школьной программы влияет на мотивацию детей, а соответственно отражается на самооценке ребенка [3].
Диагностика сформированности уровня мотивации проводилась среди учащихся 4 класса. В исследовании приняли участие 30 школьников, среди которых 11 девочек и 19 мальчиков. Местом проведения исследования было выбрано МОУ «Коменская СОШ».
Для диагностики сформированности уровня мотивации и самооценки младших школьников использовались следующие методики:
- Опросник Ч.Д. Спилбергера в адаптации А.Д. Андреевой;
- Анкета для определения школьной мотивации Н.Г. Лускановой;
- Методика «Лесенка» В.Г. Щур для изучения самооценки ребенка.
Результаты опросника Ч.Д. Спилбергера в адаптации А.Д. Андреевой показали, что у 8 детей наблюдается низкий уровень познавательной активности, у 20 средний уровень, а у 2 детей высокий уровень. При этом познавательная активность выше у мальчиков.
Относительно уровня мотивации достижений, у 11 детей выявлен низкий уровень, у 18 - средний, в то время как высокого уровня не было выявлено. Мотивация достижения выше у девочек.
Исследование также выявило, что у 13 детей наблюдается низкий уровень тревожности, у 17 - средний, при этом высокого уровня тревожности не было выявлено.
Уровень гнева оказался низким у 6 детей, средним у 19 детей, и только у 5 детей уровень гнева был высоким. Уровень гнева выше у мальчиков.
Таким образом, результаты проведенного исследования внесены в таблицу 1.
Таблица 1. Показатели познавательной активности, мотивации достижения, тревожности и гнева по опроснику Ч.Д. Спилбергера в адаптации А.Д. Андреевой
№ |
Познавательная активность |
пол |
низкий |
средний |
высокий |
1. |
Познавательная активность |
ж |
5 |
6 |
0 |
м |
3 |
14 |
2 |
||
2. |
Мотивация достижения |
ж |
2 |
9 |
0 |
м |
9 |
9 |
0 |
||
3. |
Тревожность |
ж |
4 |
7 |
0 |
м |
9 |
10 |
0 |
||
4. |
Гнев |
ж |
1 |
7 |
3 |
м |
5 |
12 |
2 |
Результаты исследования уровня школьной мотивации по методике Ч.Д. Спилбергера в адаптации А.Д. Андреевой представлены в процентах на рисунке 1.
Рис. 1. Результаты исследования школьной мотивации у младших школьников по методике Ч.Д. Спилбергера в адаптации А.Д. Андреевой
Исходя из данных, отраженных на рисунке 1, можно сделать следующие выводы о состоянии класса:
- у 10% детей (3 ребенка) наблюдается явное негативное отношение к процессу обучения;
- 50% детей (15 человек) испытывают сниженную мотивацию к учению, переживают "школьную скуку" и имеют отрицательное эмоциональное отношение к учебе;
- у 40% детей (12 человек) наблюдается средний уровень учебной мотивации, а их отношение к учению является амбивалентным.
С целью уточнения данных, основанных на результатах анкетирования, проведенного по методике определения школьной мотивации, разработанной Н.Г. Лускановой, мы проанализировали показатели, представленные в процентах на рисунке 2.
Рис. 2. Результаты исследования школьной мотивации у младших школьников по методике Н.Г. Лускановой «Оценка школьной мотивации»
Полученные результаты опроса сходятся с данными из методики Ч.Д. Спилбергера, адаптированной А.Д. Андреевой. Согласно полученным данным:
- у 10% детей (3 ребенка) наблюдается очень низкий уровень мотивации в школе и отрицательное отношение к учебному процессу;
- у 50% детей (15 учащихся) выявлена низкая школьная мотивация;
- у 40% детей (12 учащихся) присутствует положительное отношение к школе, однако они больше привлекаются внеурочными аспектами, а не учебной деятельностью.
Методика «Лесенка» (В.Г. Щур) использовалась для изучения самооценки младших школьников, и результаты данного исследования представлены на рисунке 3.
Рис.3. Результаты исследования самооценки младших школьников по методике В.Г. Щур «Лесенка».
Анализ полученных данных позволяет сделать следующие выводы:
- В данном классе 1 ученик (3,3%) проявляет завышенный уровень самооценки.
- 10 учеников (33,4%) имеют адекватный уровень самооценки, что обусловлено их уверенностью в своих способностях и достижениях. Они поставили себя на 2 и 3 ступени, указав, что хорошо учатся в школе и помогают родителям.
- 9 учеников (30%) имеют заниженный уровень самооценки. Они поставили себя на 4 ступени, поскольку не рассматривают себя ни как хороших, ни как плохих учеников.
- У 6 учеников (20%) наблюдается низкий уровень самооценки. Они поставили себя на 5 и 6 ступени, поскольку считают, что у них не получается ничего хорошего.
- 4 ученика (13,3%) имеют крайне низкий уровень самооценки и поставили себя на самую низкую ступень. Они считают себя очень плохими.
В соответствии с данными исследования был сделан вывод о необходимости проведения коррекционной работы с целью повышения уровня учебной мотивации у младших школьников и формирования адекватной самооценки.
Список литературы
- Арутюнян Г.Н. Проблема учебной мотивации младших школьников в современной педагогике // Проблемы современной науки и образования. 2021. № 7(164). С. 21-24. EDN: XTIIIZ
- Иванова Г.П., Слухаева М.А. Взаимосвязь самооценки и учебной мотивации младших подростков в процессе школьной адаптации // Акмеология. 2018. №4 (68). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-samootsenki-i-uchebnoy-motivatsii-mladshih-podrostkov-v-protsesse-shkolnoy-adaptatsii (дата обращения: 16.02.2024).
- Коростелева Н. А. Особенности учебной мотивации детей младшего школьного возраста // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2023. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-uchebnoy-motivatsii-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta (дата обращения: 16.02.2024).
- Овчинникова А. И. Связь учебной мотивации в младшем школьном возрасте и самооценки личности / А. И. Овчинникова, М. Ю. Шаблиевский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 3 (502). — С. 475-477. — URL: https://moluch.ru/archive/502/110423/ (дата обращения: 16.02.2024).