УДК 159.9

Особенности проявления агрессивности у подростков с различным типом темперамента

Воробьева Екатерина Александровна – студентка Кузбасского гуманитарно-педагогического института Кемеровского государственного университета.

Аннотация: Статья посвящена проблеме агрессивного поведения подростков с различным типом темперамента. Проведено эмпирическое исследование уровня агрессии и тревожности воспитанников специального учебно-воспитательного учреждения, а также математико-статистическая обработка данных полученных результатов, выявивший различия в проявлении агрессии у подростков с различным типом темперамента.

Ключевые слова: агрессивное поведение, тревожность, темперамент, подростковая агрессия, личность, тип темперамента, проблематика, поведение, агрессивная реакция.

Проблема подростковой агрессии продолжает оставаться актуальной не только для педагогов и родителей, но и для общества в целом. Важность этой проблемы объясняется тем, что наряду с увеличением подростковой преступности остаются многие нерешенные вопросы о природе и происхождении агрессии в молодежной среде. В современном обществе все больше внимания уделяется проблеме управления агрессивным поведением и контроля проявлений агрессии у детей на любом возрастном этапе. Эта проблема привлекает различных специалистов, таких как психологи, психиатры, социологи и педагоги. Агрессия играет важную роль в формировании различных форм поведения, таких как конструктивное, социально позитивное, просоциальное или деструктивное, разрушительное, асоциальное или антисоциальное [2]. Повышенная агрессивность в подростковом возрасте является одной из серьезных социальных проблем, с которыми сталкивается общество. Осложнения в возрастном развитии могут привести к ситуациям, нарушающим нормальный процесс формирования личности и создающим основу для возникновения и выражения агрессии у подростков. Исследование данной проблемы имеет важное значение, поскольку агрессия как устойчивая черта личности не только сохраняется у некоторых детей, но и развивается, становясь устойчивым качеством –агрессивностью [3]. Проявление агрессии в юношеском возрасте является предметом научного и практического интереса, исследователи и практики, как отечественные, так и зарубежные, такие как Р. Белон, Д. Ричардсон, Р. Немов, К. Лоренц, Т. Г. Румянцева, Л.М. Семенюк [6], Т. П. Смирнова [7], И. А. Фурманов [8], уделяют этому вопросу особое внимание. Существует значительное количество психологических исследований причин агрессии в подростковом возрасте.

Агрессия представляет собой относительно устойчивую черту личности, которая выражается в готовности к нападению и склонности воспринимать и интерпретировать поведение других людей как враждебное. Благодаря своей устойчивости и включенности в структуру личности, агрессия может определять общие тенденции поведения. Агрессия как отличительная черта личности представляет собой установку индивида на враждебный характер в отношении других с целью причинения вреда [1]. На сегодняшний день активно идет поиск причин и наиболее эффективных способов контроля агрессивного поведения. Большое внимание уделяется анализу природных факторов, способствующих возникновению агрессии. Можно выделить два важных направления: поиск факторов внешней среды и внутренних факторов.

Для диагностики была сформирована выборка из 20 воспитанников специального учебно-воспитательного учреждения в возрасте 16 лет. Для определения типа темперамента был использован "Личностный опросник", рисунок 1 представляет результаты исследования по опроснику Г. Айзенка.

1

Рисунок 1. Результаты исследования по опроснику Г. Айзенка.

Полученные эмпирические данные, представленные на рисунке 1, показывают, что 40% подростков имеют холерический тип темперамента. Это означает, что люди с таким типом темперамента стремятся к лидерству, активны, хотят быть в центре внимания и обладают сильной волей. У 30% меланхоликов наблюдается спокойствие, медлительность и чувствительность. Они легко расстраиваются и с трудом восстанавливаются после ошибок. У 20% сангвиников отмечается энергичность, любовь к привлечению внимания и хорошая способность находить контакт с людьми, при этом они менее чувствительны. Также 10% подростков имеют флегматический темперамент, характеризующийся спокойствием, стабильностью и предсказуемостью в поведении. Анализ типов темперамента в группе подростков показывает, что более половины из них можно охарактеризовать как более активных, подвижных и нетерпеливых, чем их сверстники.

Для выявления уровня агрессивности был использован опросник Баса-Дарки, результаты приведены на рисунке 2.

2

Рисунок 2. Результаты исследования агрессивности по опроснику Баса-Дарки.

Полученные эмпирические данные, представленные на рисунке 2, показывают, что 5% учащихся имеют очень низкий уровень агрессивной реакции. Они спокойны, стабильны и избегают конфликтных ситуаций, у 25% учащихся наблюдается средний уровень агрессивной реакции, что указывает на их склонность к косвенной агрессии, раздражению, негативному состоянию и обиде. У 70% учащихся высокий уровень агрессивной реакции, они часто не контролируют свою агрессию по отношению к окружающим, подвержены физической агрессии, подозрительности и вербальной агрессии. Они используют свои физические силы для причинения вреда другим людям и выражают свои чувства путем крика, проклятий или угроз.

Для выявления тревожности мы использовали шкалу «Самооценки тревожности» Ч.Д. Спилберга – Ю.Л. Ханина, результаты которого представлены на рисунке 3.

3

Рисунок 3. Результаты исследования уровня тревожности Ч.Д. Спилберга – Ю.Л. Ханина.

Анализ представленных на рисунке 3 эмпирических данных демонстрирует, что 15% людей обладают высоким уровнем тревожности, что означает наличие тревожного расстройства. Это состояние сопровождается неконтролируемым страхом и стойким чувством тревоги, часто приводящим к депрессии. В свою очередь, 25% подростков имеют средний уровень тревожности, который характеризуется настоящей тревогой, не препятствующей нормальной жизнедеятельности. Остальные 60% подростков обладают низким уровнем тревожности. В их случае, возможно, наблюдается повышенное чувство ответственности и внимания к мотивам деятельности, но иногда низкая тревожность приводит к активному скрытию высокой тревоги с целью представить себя в наилучшем свете.

Для дальнейшего изучения специфики проявления агрессии у молодых людей разного темперамента был проведен корреляционный анализ с использованием критерия Фишера результатов методик, использованных для изучения типов темперамента и проявления агрессии. Анализ полученных результатов показывает, что по данным "Личностного опросника" Г. Айзенка и опросника "Исследование уровня агрессии" Басса-Дарки у испытуемых подросткового возраста был получен средний показатель интимности (φamp = 0,36, p ≤ 0,05), что означает наличие связи между показателями. Можно сделать вывод, что между показателями существует взаимосвязь. Согласно имеющимся данным, можно сказать, что существует взаимосвязь между агрессией и типом темперамента у подростков. Следовательно, можно сделать вывод, что усилия по снижению агрессии в молодежной среде должны учитывать их темпераментные особенности.

Список литературы

  1. Авдулова, Т.П. Агрессивность в подростковом возрасте : практическое пособие / Т.П. Авдулова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 126 с. — ISBN 978-5-534-07820-6. — Текст : электронный. — URL: https://urait.ru/bcode/515314 (дата обращения: 20.02.2024).
  2. Долгова, В.И., Иванова, Л.В., Банщикова, А.И. Психологические особенности агрессивного поведения подростков / В.И. Долгова, Л.В. Иванова, А.И. Банщикова. – Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т.31. – С.11 – 15. – URL: https://e-koncept.ru/2015/95509 (дата обращения: 20.02.2024).
  3. Колосова, С.Л. Детская агрессия / С.Л. Колосова. – СПб : Питер, 2020. – 224 с. ; 21 см. – Библиогр.: с. 200-204. – Текст : непосредственный.
  4. Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л.М. Семенюк. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. – 96 с. – Текст : непосредственный.
  5. Смирнова, Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей / Т.П. Смирнова. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. — 160 с. – ISBN 5-222-03591-3. – Текст : электронный. – URL: https://www.kras-dou.ru/200/images/23-24/str-ped/moiseenko/agressiya_podrostkov_semenyuk_l_m_psikhologicheskie_osobennosti_agressivnogo_povedenia_podrostkov_i_uslovia_ego_korrektsii.pdf (дата обращения: 20.02.2024).
  6. Фурманов, И.А. Психологические основы диагностики и коррекции нарушений поведения у детей подросткового и юношеского возраста / И.А. Фурмонов. – Мн.: НИО, 2020. – 198 с. – Текст : электронный. – URL: https://pedlib.ru/Books/3/0192/?ysclid=lqjl3pu8ct585183805 (дата обращения: 20.02.2024).

Интересная статья? Поделись ей с другими: