УДК 159.9

Взаимосвязь внимания с памятью детей, посещающих Муниципальное казенное учреждение «Центр социальной помощи семье и детям»

Курчатова Анастасия Андреевна – студентка Кузбасского гуманитарно-педагогического института Кемеровского государственного университета.

Аннотация: Статья посвящена проблеме взаимосвязи внимания с памятью детей, посещающих Муниципальное казенное учреждение «Центр социальной помощи семье и детям». Проведено эмпирическое исследование, посвященное взаимосвязи внимания с памятью детей, посещающих Муниципальное казенное учреждение «Центр социальной помощи семье и детям», а также корреляционный анализ полученных результатов, выявивший отсутствие достоверной связи между изучаемыми явлениями. Статья может быть использована для разработки программ обучения и тренингов для работников центров, занимающихся развитием и воспитанием детей. Работа поможет работникам понять важность развития памяти и внимания у детей.

Ключевые слова: память, внимание, концентрация внимания, развитие внимания, произвольное внимание, непроизвольное внимание.

Проблема внимания в различных областях науки является одной из актуальных и недостаточно разработанных, поскольку в настоящее время нет единого представления относительно феноменологической сущности данного психического явления. От состояния внимания зависит вся психическая деятельность человека, качественные и количественные показатели отдельных сторон личности: познавательной, эмоционально-волевой, личностной сфер психического развития. [1]

На сегодняшний день, проблемы, которые связаны с развитием внимания у школьников, выступают тревожным фактором как для родителей, так и для педагогов и психологов. Внимание – это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте. Объектом внимания может быть все, что угодно, — предметы и их свойства, явления, отношения, действия, мысли, чувства других людей и свой собственный внутренний мир.
 Для успешного обучения в школе важным показателем является развитие внимания. Развитие внимания в онтогенезе анализировал Л.С. Выготский. Он говорил о том, что «культура развития внимания заключается в том, что при помощи взрослого ребенок усваивает ряд искусственных стимулов - знаков, посредством которых он дальше направляет свое собственное поведение и внимание».

У человека есть два основных вида внимания непроизвольное и произвольное. Непроизвольное внимание возникает независимо от того, есть цель деятельности или нет. Произвольное же внимание всегда связано с наличием определенной цели и волевыми усилиями для того, чтобы сосредоточиться на предмете. [4]

Память же - это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку, - она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки. Перед психологической наукой стоит ряд сложных задач, связанных с изучением процессов памяти: изучение того, как запечатлеваются следы, каковы физиологические механизмы этого процесса, какие условия содействуют этому запечатлению, каковы его границы, какие приемы могут позволить расширить объем запечатленного материала. Помимо этого, существуют и другие вопросы, на которые необходимо дать ответ. Например, как долго могут храниться эти следы, каковы механизмы сохранения следов на короткие и длинные отрезки времени, каковы те изменения, которые претерпевают следы памяти, находящиеся в скрытом (латентном) состоянии и как эти изменения влияют на протекание познавательных процессов человека. [3]

Внимание и память являются важными когнитивными процессами, определяющими успешное участие ребенка в учебе и повседневной жизни. Понимание того, как эти процессы взаимосвязаны и оказывают влияние на друг друга, поможет специалистам и родителям разрабатывать эффективные стратегии обучения и поддерживать детей в активности.

Современная медиа-среда, в которой растут дети, может оказывать негативное влияние на их внимание и память. Множество различных развлекательных и информационных материалов, доступных через смартфоны, планшеты и компьютеры, может вызывать разрозненность внимания и затруднять формирование качественной памяти. Исследования в этой области могут помочь выработать рекомендации для родителей и педагогов по использованию медиа воспитания и образования детей.

Понимание взаимосвязи внимания и памяти может быть важно для детей с различными учебными трудностями или нарушениями развития. Некоторые дети могут испытывать трудности с концентрацией внимания, что препятствует их способности запоминать и осознавать информацию. Более глубокое изучение этой взаимосвязи может помочь в разработке индивидуальных подходов и поддержки для таких детей.

В исследовании приняли участие 15 детей школьного возраста, посещающих Муниципальное казенное учреждение «Центр социальной помощи семье и детям», в возрасте от 8 до 11 лет. Все они ходят в различные средние школы и являются учениками младшего и среднего звена.

Для диагностики внимания, я использовала методику «Корректурная проба», Б. Бурдон (рисунок 1) и «Таблицы Шульте», В. Шульте (рисунок 2).

4260031c51daea46

Рисунок 1. Результат диагностики по методике «Корректурная проба», Б. Бурдон.

Полученные эмпирические данные, представленные на рисунке 1 свидетельствуют о том, что у большинства детей, посещающих Муниципальное казенное учреждение «Центр социальное помощи семье и детям» средний показатель устойчивости и концентрации внимания, который имеется у 33%. Данный показатель может исходить из их возраста т.к. дети находятся в младшем школьном возрасте. В данной возрастной периодизации у ребенка только развивается произвольное внимание и от может отвлекаться от данного ему задания. Дети еще не умеют производить отбор объектов, а также их частей, сторон, имеющих наибольшее значение[4].

d52c64e5ec235c5a

Рисунок 2. Результат диагностики по методике «Таблицы Шульте», В. Шульте

Полученные эмпирические данные, представленные на рисунке 2 свидетельствуют о том, что у большинства детей- 46%, посещающих Муниципальное казенное учреждение «Центр социальное помощи семье и детям» 3 уровень устойчивости внимания, который отражает достаточную концентрацию и устойчивость произвольного внимания. Человек способен лишь недостаточно длительное время концентрировать внимание на смысле задания, удерживать в памяти ограниченный цифровой ряд. Это также, вероятно зависит от их возрастной периодизации[4].

Для диагностики памяти, я использовала методику «Память на числа», Дж. Миллер (рисунок 3) и «Память на образы», Э. Крис (рисунок 4).

42e8aa79a6d8674e

Рисунок 3. Результат диагностики по методике «Память на числа», Дж. Миллер.

Полученные эмпирические данные, представленные на рисунке 3 свидетельствуют о том, что у большинства детей- 53%, посещающих Муниципальное казенное учреждение «Центр социальное помощи семье и детям» средний уровень запоминания. Данный показатель также, вероятно выходит из возрастной периодизации. В младшем школьном возрасте только формируется произвольное запоминание, поэтому детям еще тяжело запомнить показанные им числа[2].

770f41a3730fdc69

Рисунок 4. Результат диагностики по методике «Память на образы», Э. Крис.

Полученные эмпирические данные, представленные на рисунке 4 свидетельствуют о том, что у большинства детей- 46%, посещающих Муниципальное казенное учреждение «Центр социальное помощи семье и детям» средний уровень запоминания. Данный показатель, вероятно, также зависит от возрастной периодизации[3].

При обработки данных по методикам «Корректурная проба», Б. Бурдон, «Таблицы Шульте», В. Шульте, «Память на числа», Дж. Миллер, «Память на образы», Э. Крис, я использовала математико-статистический метод обработки данных, а именно — корреляционный анализ К. Пирсона (рисунок 5).

k1

Рисунок 5. Корреляционная плеяда взаимосвязи внимания с памятью детей, ходящих в Муниципальное казенное учреждение «Центр социальной помощи семье и детям».

По результатам корреляционного анализа данных методик на внимание и память мы получили, что в методике, направленной на выявление показателя концентрации внимания, а именно «Корректурная проба», Б. Бурдон и методиках, направленных на выявление показателя памяти, а именно «Память на числа» Дж. Миллер и «Память на образы» Э. Крис Rэмп= -0.19 (Rкр = 0,64, при р⩽0,05), Rэмп= 0.26 (Rкр = 0,64, при р⩽0,05), следовательно, можно сделать вывод о том, что значимой взаимосвязи между концентрацией внимания и памятью детей, посещающих Муниципальное казенное учреждение «Центр социальной помощи семье и детям» не выявлено.

Также по результатам методик, направленных на выявление показателя устойчивости внимания, а именно «Таблицы Шульте», В. Шульте и методиках, направленных на выявление показателя памяти, а именно «Память на числа» Дж. Миллер и «Память на образы» Э. Крис Rэмп= 0,28 (Rкр = 0,64, при р⩽0,05), Rэмп= 0.29 (Rкр = 0,64, при р⩽0,05), следовательно это также указывает нам на то, что значимой взаимосвязи между устойчивостью внимания и памятью детей, посещающих Муниципальное казенное учреждение «Центр социальной помощи семье и детям» не выявлено.

Исходя из расчетов по представленным методикам, можно сделать вывод о том, что значимой взаимосвязи между вниманием и памятью детей, посещающих Муниципальное казенное учреждение «Центр социальной помощи семье и детям» не выявлено.

Таким образом, проведено психодиагностическое исследование на актуальную для организации проблематику; обработала, проанализировала, систематизировала и интерпретировала взаимосвязь внимания с памятью детей, посещающих Муниципальное казенное учреждение «Центр социальной помощи семье и детям».

Список литературы

  1. Верхотурова, Н.Ю. Теоретические аспекты изучения проблемы внимания в психологии / Н.Ю. Верхотурова, А.Г. Литвинова. // Наука и социум. 2021. – С. 41-46. - Текст: электронный. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-aspekty-izucheniya-problemy-vnimaniya-v-psihologii/viewer (дата обращения: 19.12.2023). – Режим доступа: авторизированный.
  2. Ким, А.А.Особенности развития памяти у младших школьников / А.А. Ким. // Вестник науки. – 2019. - № 1 (10). - С. 103-105. – Текст: электронный. – URL: https://www.вестник-науки.рф/article/848 (дата обращения: 7.12.2023). – Режим доступа: авторизированный.
  3. Маклаков, А.Г. Общая психология: учебное пособие / С. Комаров. – Санкт-Петербург : Питер, 2016. – 583 с. – ISBN 978-5-496-00314-8. – Текст : непосредственный.
  4. Старых, А.И. Психологические особенности внимания младших школьников / А.И. Старых // Вопросы науки и образования. – 2018. - № 16(28). – С. 66-68. – Текст: электронный. - URL: https://scientificpublication.ru/images/PDF/2018/28/Questions-of-science-and-education-16-28.pdf (дата обращения: 7.12.2023). – Режим доступа: авторизированный.

Интересная статья? Поделись ей с другими: