УДК 159.9

Психологические аспекты управленческой деятельности должностных лиц войск национальной гвардии Российской Федерации

Гребенюк Сергей Васильевич – кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры психологии служебной деятельности Санкт-Петербургского военного ордена Жукова Института войск национальной гвардии Российской Федерации.

Лаптева Алина Ивановна – младший научный сотрудник Санкт-Петербургского военного ордена Жукова Института войск национальной гвардии Российской Федерации.

Аннотация: В статье представлен анализ научных публикаций, затрагивающих вопросы, поиска путей повышения эффективности управленческой деятельности руководителей. Рассмотрены подходы к определению понятия управленческой деятельности. Изучены индивидуальные психологические и личностные качества, обеспечивающие эффективную профессиональную и управленческую деятельность. На основании специфики профессиональной деятельности, представлены условия формирования управленческих компетенций в военных образовательных организациях высшего образования.

Ключевые слова: управленческая компетентность, профессионализм, профессиональные-психологические требования, профессионально важные качества, компоненты, управленческий потенциал.

В условиях напряженной политической обстановки, существующей угрозы национальной безопасности государства, систематическими несанкционированными митингами на всей территории нашей страны, сопровождающимися нарушениями общественного порядка и безопасности, роль профессионализма военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации (далее ВНГ) как никогда выходит на первый план. Именно офицерский и рядовой состав ВНГ принимает активное участие в обеспечении общественного порядка, осуществляет охрану особо важных и режимных государственных объектов, участвует в борьбе с террористической и экстремистской деятельностью, а также реализует совместно с другими силовыми системами территориальную оборону Российской Федерации.

Решение вышеперечисленных задач и в целом эффективность обеспечения государственной и общественной безопасности войсками национальной гвардии напрямую зависит от управленческой компетентности руководителей всех уровней данной государственной военной организацией. Сложность решаемых задач в современных условиях закономерно ведет к повышению требований к управленческой деятельности руководителей, от которой зависит служебно-боевой и мобилизационной готовность личного состава к выполнению возложенных задач на высоком уровне.

Проблема поиска путей повышения эффективности управленческой деятельности руководителей всегда была в центре интересов ученых различных направлений, таких как психология личности, социальная психология, психология управления, политическая психология, юридическая психология, военная психология и педагогика и т.д.

В работах Т.Ю. Базарова, А.А. Гичко, А.И. Китова, И.О. Котенева, М.И. Марьина, А.Г. Шестакова, Ю.А. Шаранова, О.П. Пузикова,
Е.А. Климов, Е.С. Кузьмина, В.С. Мерлина, С.Л. Кандыбовича, Е.П. Ильина, В.Д. Шадрикова, Л.Г. Лаптева раскрыты и проанализированы аспекты управления в различных областях, необходимые профессионально важные качества, способности и специальные компетенции руководителя, основополагающие критерии успешности управленческой деятельности, разработаны модели личностного и управленческого потенциала лидера.

Существует множество подходов к определению понятия «управленческая деятельность» как в отечественной, так и в зарубежной науке: деятельность по управлению персоналом (А. Файоль); деятельность по осуществлению намеченных целей с привлечением других людей (Дж. Хант); деятельность по обеспечению совместной деятельности, строящейся по иерархическому (управляемому) принципу (М.С. Агафонова,
К.А. Берегович); деятельность, при которой один человек оказывает реальное воздействие на поведение других членов коллектива через механизм власти и обеспечивает достижение коллективом общегрупповых целей (Л.Ю. Левкович); вид общественного труда, основной задачей которого является обеспечение целенаправленной координированной деятельности как отдельных участников совместного трудового процесса, так и трудовых коллективов в целом (Л.А. Бурганова). С точки зрения А.М. Столяренко «задача управления в юридическом органе и состоит, прежде всего в том, чтобы создать организационные социально-психологические условия, которые будут оказывать мобилизующее, стимулирующее, организующее, возвышающее и развивающее влияние на персонал в целом и каждого сотрудника в отдельности» [2, с. 143].

Таким образом, управленческая деятельность представляет собой самостоятельный и специфический вид профессиональной деятельности, предполагающий организацию людей по иерархическому принципу для достижения общих целей и обеспечения эффективности функционирования системы.

Ряд психолого-педагогических исследований доказывают взаимосвязь эффективности профессиональной и управленческой деятельности от личностных и мотивационных особенностей руководителя. Рассмотрим личность руководителя как важный психологический аспект управленческой деятельности. Личность руководителя, его индивидуально-психологические, психофизиологические и характерологические особенности, ценностные ориентации, мотивационная направленность, установки играют ведущую роль в управленческой деятельности.

Профессионально-психологические требования к личности руководителя ВНГ зависит от специфики управленческо-профессиональной деятельности, в том числе от характера и содержания повседневных задач подразделения. К основным особенностям деятельности руководящего состава ВНГ можно отнести: достаточно жесткие временные и ресурсные ограничения при принятии управленческих решений зачастую в ситуации неопределенности, повышенная ответственность за конечный результат и профессиональные ошибки, что ведет к повышенному уровню нервно-психической напряженности; многообразие и сложность профессиональных, служебно-боевых и управленческих задач; осуществления функций управления в военизированной системе по принципу жестких форм подчинения и внутреннего распорядка, что может ограничивать возможности управленческого воздействия.

Специфика управленческой деятельности требует актуализации психологического и личностного потенциала руководителя. А.М. Столяренко структурно такой психологический потенциал руководителя представляет как совокупность следующих взаимосвязанных элементов: индивидуальной управленческой концепции; управленческой подготовленности; морально-психологических качеств; познавательных и интеллектуальных качеств; управленческих способностей; эмоционально-волевых качеств; коммуникативных качеств [2, с. 146].

В.Е. Петров в структуре личности руководителя выделил следующие группы профессионально важных качеств: нравственно-ценностная ориентация личности и ее мотивация; познавательно-прогностические качества; эмоционально-волевые качества; коммуникативные качества; организаторские качества. В.Е. Петров считает, что психодиагностическая модель личности успешного руководителя ОВД среднего звена может быть представлена следующими профессионально важными качествами, отражающими наиболее существенные характеристики его психологического потенциала: стремление к лидерству, управленческим мышлением, способностью оказывать позитивное влияние на социально-психологический климат в подразделении; профессиональной общительностью, эмоциональной устойчивостью [1, с.10].

По нашему мнению, одним из ведущих направлений оптимизации и повышения эффективности управленческой деятельности должностных лиц войск национальной гвардии является формирование и развитие управленческого и лидерского потенциала будущего офицерского состава на этапе обучения в ведомственных образовательных организациях. Уровень управленческой компетентности влияет на профессионализм и качество руководства будущих офицеров в рамках решения как повседневных, так и служебно-боевых задач.

В своем диссертационном исследовании О.П. Пузиков разработал, теоретически обосновал систему формирования управленческо-прогностической компетенции у курсантов военных вузов, а также выявил педагогические условия ее эффективного функционирования. По мнению О.П. Пузикова, «управленческо-прогностическая компетенция офицера – это вид его профессиональной компетенции, обеспечивающей построение научно-обоснованных прогнозов реализации управленческих функций во взаимодействии с личным составом в ходе выполнения служебно-боевых задач».

О.П. Пузиков научно обосновал структуру управленческо-прогностической компетенции, которая состоит из трех взаимосвязанных компонентов, а именно когнитивно-смыслового, деятельностно-технологического, личностно-конативного [3, с. 12].

Когнитивно-смысловой компонент предполагает знание ведущих современных концепций управления, методов принятия управленческих решений, основных этапов прогнозирования, способов реалистичного моделирования ситуаций. Деятельностно-технологический компонент включает в себя умение ставить цели и находить оптимальные пути их достижения, контролировать деятельность, разрешения конфликтных ситуаций в рамках взаимодействия подчиненных, навык работы с информацией, при этом руководитель должен предвидеть результат своих решений и своевременно оценивать их эффективность. Также на первое место выходит умение перспективно планировать с целью ресурсного обеспечения деятельности вверенного подразделения, в том числе готовность оперативно изменять военно-профессиональную деятельность подчиненного личного состава с учетом обстановки или с целью устранения последствий чрезвычайных ситуаций. Личностно-конативный компонент компетенции представлен как совокупность таких профессионально важных качеств руководителя как эмоциональная стабильность, самостоятельность в принятии решений, критичность мышления, целеустремленность, устойчивость самоооценки.

Таким образом, в качестве психолого-педагогических условий формирования управленческой компетентности курсантов ведомственных образовательных организаций выступает: во-первых, актуализация эффективного опыта решения служебно-боевых и оперативных задач в рамках практических и выездных занятий по изучаемым в вузе дисциплинам; во-вторых, осуществления комплекса мероприятий по развитию лидерского потенциала курсантов; в-третьих, моделирование экстремальных служебно-боевых задач с последующим разбором алгоритма действий. Внедрение данных практических рекомендаций в образовательный процесс курсантов войск национальной гвардии позволит целенаправленно формировать управленческий потенциал будущего офицерского состава.

Список литературы

  1. Петров В.Е. Психологическая диагностика профессионально важных качеств руководителей органов внутренних дел на основе компьютерных технологий: дис. … канд. психол. наук. Академия управления МВД России, М., 2001 – 250 с.
  2. Прикладная юридическая психология / под ред. А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ, 2001. – 639 с.
  3. Пузиков О.П. Формирование управленческо-прогностической компетенции у курсантов военных вузов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Пермск. воен. ин-т внутр. войск МВД России, Челябинск, 2015. – 27 с.
  4. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. № 27 (Ч. I). ст. 4159.
  5. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2017, № 3, ст. 4765.
  6. Квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке выпускников (дополнение к Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования) (утверждены первым заместителем ФСВНГ РФ-главнокомандующего ВНГ РФ 09 декабря 2020 г.).