УДК 159.9

Методологический синтез в исследовании психологического здоровья подростков

Воронцова Ольга Витальевна – магистрант Тольяттинского государственного университета

Чекина Лариса Фёдоровна – кандидат психологических наук, доцент кафедры «Педагогика и психология» Тольяттинского государственного университета

Аннотация: Исследование факторов, влияющих на психологическое здоровье подростков, является актуальной задачей современной психологии. В работе анализируются теоретические подходы и методики изучения психологического здоровья, включая индивидуальные, семейные и школьные аспекты. Целью данной статьи является комплексный синтез теоретических данных и формирование целостного представления о текущем состоянии в области изучения психологического здоровья подростков, что представляет особую актуальность для современной психологической науки и практики.

Ключевые слова: психологическое здоровье, подростки, социальная среда, семейные отношения, школьная тревожность, развитие личности.

Введение

Психологическое здоровье подростков представляет собой комплексное понятие, включающее в себя различные аспекты эмоционального, социального и психологического благополучия [3]. В этом контексте, психологическое здоровье подростков не только означает отсутствие психических расстройств или проблем, но и включает в себя способность адаптироваться к жизненным вызовам, развивать положительные отношения с окружающими, эффективно решать проблемы и принимать решения, а также чувствовать себя уверенно и счастливо [2].

Одним из ключевых аспектов психологического здоровья подростков является их эмоциональное состояние. Подростки могут сталкиваться с различными эмоциональными вызовами, такими как стресс, тревога, депрессия, неопределенность в будущем и проблемы самооценки. Психологически здоровые подростки обладают навыками эмоциональной регуляции, умеют адаптироваться к изменениям и находить позитивные способы решения проблем [8].

Следующим важным аспектом психологического здоровья подростков является их социальное взаимодействие и отношения с окружающими. Качество отношений с семьей, друзьями, учителями и другими членами общества играет решающую роль в психологическом благополучии подростков. Психологически здоровые подростки чувствуют себя поддержанными и понятыми своими близкими, способны развивать доверительные отношения и эффективно взаимодействовать в социальных ситуациях [1, 7].

Кроме того, психологическое здоровье подростков тесно связано с их самооценкой и самоидентификацией. Подростки, имеющие положительное самоотношение и ясное представление о своих собственных ценностях и убеждениях, чаще всего обладают высоким уровнем психологического благополучия. Они более уверены в себе, стремятся к саморазвитию и готовы принимать ответственность за свои действия [2].

В целом, психологическое здоровье подростков является сложным и многогранным понятием, которое требует внимательного изучения и поддержки со стороны семьи, образовательных учреждений и общества в целом. Развитие психологического здоровья в подростковом возрасте имеет ключевое значение для формирования стойкой и здоровой личности в будущем [4].

В статье акцентируется важность комплексного подхода к изучению психологического здоровья подростков, который включает анализ как индивидуальных психологических особенностей, так и влияния социального и семейного контекста. Подчеркивается, что психологическое здоровье подростков не может быть полностью понято без учета широкого спектра факторов, включая социально-экономические условия, семейные отношения, образовательную среду и культурные особенности [3].

Новизна данного исследования заключается в интеграции разнообразных теоретических подходов и методик диагностики, позволяющей формировать более полное и многогранное представление о психологическом здоровье подростков. Это включает в себя как традиционные психологические инструменты и методы, так и инновационные подходы к анализу и интерпретации данных. Такой подход не только обогащает существующую научную литературу, но и предоставляет новые перспективы для практической работы с подростками, а также для разработки эффективных стратегий по улучшению их психологического здоровья [4].

Целью данной статьи является систематизация и критический анализ существующих подходов и методик, а также выявление пробелов и новых направлений для дальнейших исследований в области психологического здоровья подростков.

В рамках данного исследования было решено применить комплексный подход, включающий несколько проверенных методик, каждая из которых способствует глубокому пониманию различных факторов, влияющих на психологическое здоровье подростков. Значительное внимание уделяется детальному описанию и анализу пяти конкретных методик, которые были выбраны на основе их актуальности и влияния в современной психологической науке [8].

Индивидуальная модель психологического здоровья А.В. Козлова. Этот подход фокусируется на оценке индивидуальных характеристик личности, влияющих на психологическое здоровье. В рамках модели рассматриваются когнитивные, эмоциональные и поведенческие аспекты личности. Особое внимание уделяется способности подростка к адаптации в различных социальных ситуациях, а также его умению справляться со стрессом и конфликтными ситуациями [6].

Методики диагностики уровня психологического здоровья семьи
В.С. Торохтия. Эта методика направлена на изучение семейной среды и ее влияния на психологическое здоровье подростка. Особое внимание уделяется взаимодействию между членами семьи, стилям воспитания, эмоциональной обстановке в семье и ее влиянии на формирование личности подростка [7].

Тест-опросник диагностики уровня школьной тревожности Б. Филлипса (Альманах психологических тестов, 1995). Данный инструмент позволяет оценить уровень тревожности, связанной со школьной средой и обучением. Опросник включает в себя вопросы, касающиеся отношения к учебе, взаимодействия с одноклассниками и учителями, а также восприятия школьной среды подростком [1, 3].

Методика диагностики самоотношения авторов Е. Пирса
и Д. Харриса. Этот метод фокусируется на изучении самооценки и самовосприятия подростков. Особенностью данной методики является ее способность выявлять как явные, так и скрытые аспекты самооценки, что предоставляет глубокое понимание внутреннего мира подростка и его отношения к самому себе [4, 5].

Опросник структуры темперамента (ОСТ) В.М. Русалова предназначен для анализа темперамента особенностей подростков. Этот инструмент помогает исследовать такие аспекты, как эмоциональная реактивность, активность, уровень социализации и другие характеристики, имеющие важное значение для понимания поведенческих и эмоциональных реакций [4, 5].

В каждом из этих разделов проводится тщательный анализ методики, включая ее теоретическое обоснование, процедуру применения, а также оценку достоверности и валидности.  Этот анализ позволяет не только глубже понять каждую из рассматриваемых методик, но и выявить их потенциал для интегративного применения в психологическом исследовании.

На основе собранной информации и проведенного анализа, можно сформулировать ключевые выводы и рекомендации, которые позволят не только лучше понять сложную картину психологического здоровья подростков, но и предложить пути для более эффективной психологической поддержки и развития в этот переломный период их жизни.

Анализ показал, что эффективное изучение психологического здоровья подростков требует комплексного подхода. Интеграция различных методик, включая модель А.В. Козлова, методику В.С. Торохтия, тест Б. Филлипса, методику Е. Пирса и Д. Харриса, а также ОСТ В.М. Русалова, позволяет более полно оценить психологическое состояние подростков, учитывая индивидуальные, семейные и образовательные аспекты.

Исследование подтвердило значительное влияние семейного контекста на психологическое здоровье подростков. Стиль воспитания, эмоциональный климат в семье и качество семейных отношений играют критическую роль в развитии психологической устойчивости и адаптации подростков [7].

Школьная среда оказывает значительное влияние на психологическое состояние подростков. Уровень школьной тревожности, связанный с академическим давлением и социальными взаимодействиями, является ключевым фактором, требующим внимания как со стороны педагогов, так и психологов [2].

Индивидуальные особенности, включая темперамент, самооценку и самовосприятие, имеют важное значение в формировании психологического здоровья подростков. Понимание этих особенностей помогает в разработке индивидуализированных подходов к поддержке и развитию подростков [6].

Таким образом, рекомендуется разработка и внедрение интегрированных образовательных и психологических программ, учитывающих как индивидуальные, так и социальные аспекты развития подростков. Эти программы должны включать элементы работы с семьей, школьной средой и личностным развитием [1].

Необходимо создание ресурсов и программ для поддержки родителей в вопросах воспитания, направленных на улучшение семейных отношений и создание благоприятного эмоционального климата в семье. Школы должны стремиться к созданию поддерживающей и включающей образовательной среды, снижая академическое давление и предоставляя ресурсы для психологической поддержки учащихся. Психологические службы должны ориентироваться на индивидуализированные подходы, учитывая уникальные особенности и потребности каждого подростка, включая разработку персонализированных стратегий справления со стрессом и тревожностью [1, 4, 7].

Следовательно, необходимо продолжение исследований в области психологического здоровья подростков с использованием комплексных и мультидисциплинарных подходов, что позволит углубить понимание этой проблематики и разработать более эффективные методы ее решения.

В заключение подчеркивается, что глубокое понимание многофакторной природы психологического здоровья подростков и применение интегрированных подходов к их поддержке и развитию является ключом к формированию психологически устойчивого и здорового поколения.

Список литературы

  1. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление: монография / В.А. Бодров. – Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019. – 528 с.
  2. Залевский Г.В. Введение в клиническую психологию. М.: Издательство Юрайт, 2020. 192 с.
  3. Обухов А.С. Ментальное здоровье современных подростков (по результатам социологического исследования в Республике Алтай) // Исследователь. 2020. Т. 32. № 4. С. 336-350.
  4. Прохорова О.Г. Психология семьи. Психологическое здоровье. 2-е изд., испр. и доп. М. Юрайт, 2020. 152 с.
  5. Сапогова Е. Е. Консультативная психология. 2-е изд., перераб. Москва. ИНФРА-М, 2021. 427 с.
  6. Скорынин А.А. К вопросу о структуре психологического благополучия личности. Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2020. № 2. С. 90-97.
  7. Торохтий В.С. Психологическое здоровье семьи: Учебно- методическое пособие: Психология. Социальная психология. Психология семьи и брака. (Серия «Психологический взгляд») [Текст] / В.С. Торохтий. – СПб.: КАРО, 2009.
  8. Шадриков В.Д. Неокогнитивная психология. М.: Университетская книга, 2020. 368 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: