УДК 316.6

Психологический взгляд на источник и функцию религии

Лапина Наталья Алексеевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Московского государственного университета технологий и управления им. К.Г. Разумовского (ПКУ).

Филатова Полина Андреевна – магистрант кафедры ландшафтной архитектуры Московского государственного университета технологий и управления им. К.Г. Разумовского (ПКУ).

Аннотация: Большинство религий претендуют на уникальные ответы в терминах абсолютной истины. С психологической точки зрения можно было бы ответить, что религии равны. Психология начала исследовать феномен, заключающийся в том, что религия повсеместно присутствует среди людей. В статье будут обсуждаться три хорошо задокументированных психологических взгляда на религию.

Ключевые слова: религия, психология, духовность, функции, мировоззрение, культура, Бог, теория религии.

Традиционно религия и духовность использовались взаимозаменяемо, но со второй половины 20-го века между этими концепциями возник раскол. Как религия, так и духовность имеют в своей основе поиск священного. Однако, религия, кроме того, ассоциируется со священными целями (такими как идентичность и принадлежность) и предписанными ритуалами и поведением для поиска священного. Таким образом, религия включает в себя социально сконструированные (культурные) верования и ритуалы, тогда как духовность предполагает трансцендентность – психическую функцию, которая освобождает индивида от близорукой погруженности в себя.

В этой статье основное внимание уделяется религиозности как объективному факту человеческого существования, а также религиозности как культурной и личностной реальности. Чтобы получить многомерное понимание этого феномена, исследуется научная, межличностная и внутриличностная перспектива религиозности. Конструктивное мировоззрение как узловая точка, где объективный факт религиозности конкретно проявляется в межличностном и внутриличностном функционировании, акцентируется как потенциальный источник внутриличностного дискомфорта и межличностного непонимания. Люди выражают свою религиозность в терминах различных религий, в центре которых находятся идеи об абсолютной истине и Боге.

Различные психологические теории пытаются ответить на вопрос, почему люди религиозны. Как правило, эти теории делятся на три отдельные группы: теории исполнения желаний, интеллектуалистские теории и теории социального функционализма.

Зигмунд Фрейд, был откровенен в своем убеждении, что вера – это просто исполнение желаний [2]. Хотя теория естественного отбора Дарвина значительно повлияла на первоначальное мышление Фрейда (например, его инстинкты сохранения жизни и сексуальные инстинкты соответствуют теории естественного и полового отбора Дарвина), позже в своей жизни он отошел от этой дарвиновской привязки.  Суть теорий исполнения желаний заключается в предпосылке, что религиозность связана с чувствами о страхе и незащищенности и о том, что функция религии состоит в том, чтобы успокаивать и обеспечивать рамки безопасности для верующих. Можно было бы возразить, что способность рассеивать страх дает индивидам эволюционное преимущество в исследовании и завоевании, подавлении и размножении.

Теория развития Риццуто (1979) с точки зрения формирования представлений о Боге встроена в психоаналитическую теорию и теорию объектных отношений. Согласно данной теории, представления о Боге состоят из различных компонентов, таких как родители из реальной жизни, желаемые родители и родитель, которого боится человек в своем воображении. Она приходит к выводу, что формирование образа Бога – это «...связанный с объектом репрезентативный процесс, отмеченный эмоциональной конфигурацией индивида, преобладающей в тот момент, когда он формирует репрезентацию – на любой стадии развития» [1, 3]. Бог как переходный (и интенциональный) объект претерпевает трансформации в течение жизни верующего и может сохранять свое значение, может быть полностью отвергнут или может периодически возрождаться во времена кризиса. Таким образом, Ризутто подчеркивает динамическую природу представлений о Боге. По мере того как люди меняются в течение своего цикла развития, точно так же происходят изменения в их представлениях и образах Бога. Здоровые отношения между родителями и детьми должны приводить к развитию Представления о Боге, которые обеспечивают сохранение и рост о вере. Примером может служить представление, вытекающее из первоначального позитивного опыта в отношениях между родителями и детьми, которое позволяет развивать представления о Боге от инфантильного переживания: "Меня обнимают, кормят и лелеют"; к переживанию маленького ребенка: "Ты со мной, ты любишь меня". Это убеждение в детстве развивается и перерастает в "ты мой Бог и защитник", а в подростковом возрасте в “ты творец всего сущего”. Это позволяет в юном возрасте репрезентировать "ты есть, позволь мне быть собой" и, наконец, в зрелом возрасте доверять: "что угодно, кто угодно, ты такой и есть, я тебе доверяю’. В основном люди способны трансформировать свои представления о Боге в соответствии со своими потребностями и сохраняют свою веру на протяжении всей жизни.

И наоборот, проблемные отношения между родителями и детьми могут вызвать недоверие (неверие в себя?). Представление о Боге, которое может быть результатом холодного отстраненного воспитания и приводить к неверию, было бы представлением, развивающимся от инфантильного переживания: "Меня никто не держит, я чувствую, что обо мне не заботятся"; к переживанию маленького ребенка: "Я не могу чувствовать, что ты рядом со мной, я думал, что ты всемогущий, ты меня не любишь’. В среднем детском возрасте это убеждение может перерасти в‘ Ты мне не нужен", а в подростковом возрасте - "Ты несправедлив, ты позволяешь зло, ты мне не нужен’. В юности может преобладать переживание "ты думаешь, что я ребенок, оставь меня в покое", а в зрелом возрасте представление "Тебя здесь нет" может стать окончательным представлением о Боге.

Другая теория, в которой предполагается, что образ родителей является основой религиозных верований, принадлежит к той, которая объясняет религиозные феномены в терминах теории привязанности. Привязанность первоначально развивается между первичной фигурой привязанности (в основном мать и ребенок). Из-за младенческих моделей привязанности и материнского поведения внутренние рабочие модели привязанности формируются по индивидуальному образцу.

Эволюционная психология занимается исследованием психологических адаптаций и проявлений, возникающих в результате этих адаптаций. Эта область научных исследований фокусируется на общих характеристиках, объединяющих людей, а не на их индивидуальных отличиях. В связи с этим, в рамках изучения религии основное внимание уделяется фундаментальному факту религиозности людей, а не различиям между конкретными вероисповеданиями.

Научные (т.е. эмпирически проверяемые) объяснительные теории религии подчеркивают важные аспекты взаимосвязи религии и эволюционного развития. В данном контексте мы должны отдать должное тому факту, что люди религиозны, а не различиям между религиями. Эволюционная психология – это психология, встроенная в общую эволюционную теорию в качестве руководящей парадигмы и опирается на эволюционную биологию, антропологию, когнитивную науку, этнологию и другие эмпирические науки

Основными чертами дарвинизма являются вариация, отбор и сохранение (наследственность). Есть три продукта эволюции: адаптации, побочные продукты адаптаций и шум (или случайные эффекты). Адаптации  – это "эволюционировавшие решения конкретных проблем, которые прямо или косвенно способствуют успешному воспроизводству" [3], в то время как побочные продукты – это характеристики, которые не решают адаптивных проблем и не имеют функционального назначения, но сочетаются с адаптацией, которая действительно решает проблемы выживания. Шум  – это случайные эффекты, возникающие в результате таких внешних факторов, как мутации. Религиозность рассматривается как побочный продукт когнитивной адаптации, специфичной для множества областей, которая эволюционировала для решения проблем выживания и размножения. Эволюционная психология понимает разум как ментальный орган с определенными областями хранения информации, которые формируют и ограничивают предпочтения, сексуальное поведение, эмоциональные реакции, межличностные отношения и убеждения, которые включают религиозные верования.

Люди хотят понять самих себя и мир, в котором они живут. Этот поиск понимания и смысла, это, в конечном счете, духовное усилие, поскольку оно влечет за собой поиск смысла за пределами "я", таким образом, превосходя "я". Все люди живут в личном мире, внутри которого они создают свое индивидуальное понимание, объяснения и определения жизни и Вселенной, которые вместе формируют их мировоззрение. Мировоззрение зависит от времени, места и культуры,  состоит из идей, почерпнутых у обычных людей, экспертов, социальных институтов и абстракций из личного опыта. Религиозные догмы и учения дают окончательные ответы, которые интегрируются в мировоззрение людей, содержащее личную (хотя и религиозно обоснованную) онтологию, антропологию и космологию. Религия обеспечивает основу для осмысления, поскольку квинтэссенцией осмысленности является связь с Богом, самим собой и другими. Космологические предположения – это идеи о происхождении и природе Вселенной, основанные на различных религиозных мифах о сотворении мира. Онтологические суждения – это представления о природе существования, они включают в себя убеждения относительно Бога. Эпистемологические допущения относятся к природе знания (в частности, откровенного и научного знания) о том, что такое истина и как ее можно познать. Эти фундаментальные предположения формируют основу поведения человека понимание мира и жизни в целом и редко бывают ставятся под сомнение или исследуются, поскольку они в основном удерживаются бессознательно.

Люди  –  это био-психо-социально-духовные существа. Каждый аспект функционирования нуждается во внимании и заботе. Религии обладают потенциалом вносить свой вклад в целостное развитие людей. Религиозные лидеры несут ответственность за контекстуализацию религиозных принципов в современных и постмодернистских идиомах и они готовы к тому, что люди не будут ограничивать свою интеллектуальную любознательность и общие знания. Таким образом, они могли бы служить руководством для людей в их духовном поиске взаимосвязанности и значимости. Когда центральной частью религии становится поведение, которое связывает людей вместе и сдерживает экзистенциальную тревогу, это приводит к потере основного замысла религии. Тогда смысл можно было бы искать в деньгах, власти и даже чувствах, чего бы это ни стоило. Потеря смысла может также привести к эскапизму в сфере потребления, злоупотреблению алкоголем и наркотиками. В нашем преимущественно религиозном обществе широко распространено социальное зло. Отчасти эта ситуация может быть объяснена тем, что религиозные общины в первую очередь выполняют социальную функцию и удовлетворяют самую элементарную психологическую потребность – это потребность в безопасности.

Все религии выполняют одну и ту же духовную функцию – прокладывать путь к духовному развитию, воспитывать и укреплять духовную зрелость. Можно считать, что пасторы, священники и другие специалисты по оказанию помощи не справляются со своими обязанностями, если они не признают духовность своих подопечных и не уделяют им внимания. Религия выполняет множество психологических функций. Она неразрывно вплетена в эволюцию человека и его поиск смысла жизни. По мере эволюции человечества убеждения людей должны эволюционировать от эгоцентризма к моноцентризму, хотя это также может повлечь за собой переход от абсолютной уверенности к терпимости к двусмысленности. Точка зрения Дитриха Бонхеффера дает представление о духовной зрелости: «Наше совершеннолетие приводит нас к истинному осознанию нашего положения перед Богом. Бог хотел бы, чтобы мы знали, что мы должны жить как те, кто управляет своей жизнью без Бога. Бог, который с нами, – это тот Бог, который оставляет нас. Бог, который позволяет нам жить в мире без рабочей гипотезы о Боге, –  это Бог, перед которым мы постоянно стоим. Перед Богом и с Богом мы живем без Бога» [2].

Религия с древних времен регламентирует в обществе мораль, социальные нормы и  оказала весомое влияние на развитие человеческого общества. Это связано с тем, что все мировые религии идут по общему пути - они помогают духовному развитию, воспитывают и совершенствуют духовную зрелость. Религии выполняют несколько важных функций в психологии человека, они тесно связаны с его поисками смысла и эволюцией. По мере развития человечества и их верований, убеждения должны также эволюционировать от эгоцентризма к моноцентризму, от абсолютной уверенности к терпимости и двусмысленности.

Список литературы

  1. Ашрапов Н. Психология религии и ее роль в формировании современной личности. Наука и образование. – 2022, т. 3, № 2, С. 675-680.
  2. Фолиева Т., Малевич Т. Психология религии в XX веке: основные вехи развития // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2019. Т. 34, № 4. C. 68–91.
  3. Крылов А.Н. Религиозная идентичность. Индивидуальное и коллективное самосознание в постиндустриальном пространстве. 2-е изд., – М.: Издательство Икар, 2012. - 306 С.

Интересная статья? Поделись ей с другими: