УДК 159.9
Взаимосвязь устойчивости и концепция внимания работников шахт с безопасностью труда
Беляева Алина Александровна – студент Кузбасского гуманитарно-педагогического института Кемеровского государственного университета.
Аннотация: Статья посвящена проблеме взаимосвязи устойчивости и концепция внимания работников шахт с безопасностью труда. Проведено эмпирическое исследование, посвященное взаимосвязи устойчивости и концепции внимания работников шахт с безопасностью труда, а также корреляционный анализ полученных результатов, выявивший отсутствие достоверной взаимосвязи между изучаемыми явлениями. Статья может быть использована для разработки программ обучения и тренингов для студентов, которые готовятся к профессии горнорабочего. Работа поможет понять студентам важность эффективного управления вниманием, а также избежание невнимательности на шахте. В шахтовых предприятиях исследование может быть использовано в контексте помощи работникам шахт, подвергающихся неустойчивой внимательности.
Ключевые слова: устойчивость, устойчивость внимания, концепция, концепция внимания, шахтовая сфера, безопасность труда.
Профессиональная жизнь сотрудников шахты имеет свою специфику, обусловленную наличием опасных производственных факторов, которые являются источниками травматизма, а иногда и смертельных случаев как единичных, так и групповых.
В настоящее время среди психологов существуют различные точки зрения относительно определения самого понятия «внимание», понимания его феноменологической сущности, структуры и механизмов интернациональной деятельности. Внимание – это сосредоточенность человека на объектах и явлениях окружающего мира, наиболее значимых для него.
Определяя важную роль внимания как познавательного процесса в общей психической деятельности человека и раскрывая его самостоятельное значение, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов [2].
По мнению же Н. Ф. Добрынина, внимание представляет собой направленность и сосредоточение психической деятельности на объекте, имеющем для личности устойчивую или ситуативную значимость [3].
Одну из наиболее известных психологических теорий внимания предложил Т. Рибо. Им впервые была обозначена тесная связь внимания с эмоциями. Чем больше эмоций вызывает у человека какой-либо объект или деятельность, тем выше концентрации и устойчивость внимания [4].
В учении Д. Н. Узнадзе указывается, что внимание напрямую зависит от установок человека и особенностей его восприятия. Под влиянием установки происходит выделение образа (впечатления). В последующем этот образ становится объектом внимания для личности. Чем сильнее впечатление, тем выше уровень концентрации и устойчивости внимания на объекте изучения [5].
Культурно-исторический подход на проблему происхождения внимания был предложен Л. С. Выготским. Отечественный ученый полагал, что существует два типа внимания: заложенное природой и обусловленное культурой. Ребенок растет, и по мере этого процесса общество направляет его внимание на различные предметы и явления окружающей действительности, их многообразие, способы и механизмы взаимодействия [1].
Устойчивость внимания – способность в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь на сторонние раздражители (шум, яркие предметы).
Одним из сущностных свойств, С. Л. Рубинштейн рассматривал концентрацию внимания. Согласно взглядам учёного: «это сосредоточенность, т.е. центральный факт, в котором выражается внимание». Человек, например, может глубоко сосредоточиться на каком-нибудь увлекательном деле и не замечать ничего, что происходит вокруг [6].
В исследовании приняли участие 20 сотрудников АО шахта Распадская-Коксовая. Из них все представители мужского пола. Испытуемые принадлежат к возрастному периоду от 20-55 лет.
Для диагностики показателя стресса я использовала методику «Корректурная проба» автор Б. Бурдон.
Рисунок 1. Результаты диагностики концентрации внимания по методики «Корректурная проба» Б. Бурдона
Эмпирические данные на рисунке 2 говорят нам о том, что концентрация внимания у проходческого участка №9 выше чем у участка конвейерного транспорта. Это может быть вызвано тем, что условия труда проходческого участка №9 гораздо сложнее и связанны с большими рисками безопасности труда.
Для диагностики определение устойчивости внимания я использовала методику «Таблицы Шульте» автор В. Шульте.
Рисунок 2. Результаты диагностики устойчивости и концентрации внимания по методике «Таблицы Шульте» В. Шульте
Далее рассмотрим показатели, представленные на рисунке 3. Они говорят нам о то, что у участка конвейерного транспорта более высокая форсированность устойчивости и концентрации внимания. Это может зависеть от разности рабочих задач. Участок конвейерного транспорта занимается обслуживание и ремонтом конвейерного транспорта. Им необходимо постоянно внимательно относиться к различным факторам, влияющим на работу их оборудования. В проходческом участке основные задачи выполняют машины, которые являются более крепкими. Исходя из этого, возможно, что работники проходческого участка №9 не так сильно концентрируют внимание на работе, нежели работники участка конвейерного транспорта.
Так же для диагностики показателей исследования умения концентрироваться на выполнении различных задач в условиях нехватки времени я использовала методику «Интеллектуальная лабильность», В.Т. Козлов.
Рисунок 3. Результаты диагностики концентрации внимания по методике «Интеллектуальная лабильность», В.Т. Козлов
Полученные эмпирические данные, представленные на рисунке 4, свидетельствуют о том, что концентрация внимания выше у участка конвейерного транспорта, чем у проходческого участка. Так как эти данные расходятся с методикой «Корректурная проба» Б. Бурдона, то мы можем предположить, что участок конвейерного транспорта лучше умеет концентрировать внимание на задачах в ограниченное время, а проходческий участок нет. Данные выводы могут говорить нам о том, что у участка конвейерного транспорта произошла профессиональная деформация, т.е. работники данного участка привыкли решать проблемы за ограниченное время и когда их просят не торопиться и дают больше времени, они могут выполнить задачу хуже.
Для обработки данных, полученных в ходе тестирования по методикам: «Корректурная проба» Б. Бурдона, «Таблицы Шульте» В. Шульте, «Интеллектуальная лабильность», В.Т. Козлов установления взаимосвязи между устойчивостью и концентрацией внимания работников шахт и безопасностью труда. Нами в исследовании был использован метод математико- статистической обработки данных – критерий Манна-Уитни. Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Uэмп |
Уровень статистической значимости |
Uкр |
|
Концентрация внимания «Корректурная проба» Б. Бурдона |
28 |
0,05 |
27 |
Устойчивость внимания «Таблицы Шульте» В. Шульте |
55 |
||
Концентрация внимания «Интеллектуальная лабильность» В.Т. Козлов |
32 |
Анализ данных, приведенных в таблице, позволяет сделать следующие выводы:
- Как показывают полученные данные, различия показателей устойчивости и концентрации внимания в проходческом участке №9 и участке конвейерного транспорта определяет отсутствие различий в общем показателей внимания в группах респондентов.
- По результатам критерия Манна-Уитни данных методик на устойчивость и концентрацию внимание мы получили, что во всех случаях сравнения выборок различия являются не значимыми (Uэмп > Uкр). Отсюда следует, что наша гипотеза опровергается. Взаимосвязь между вниманием и показателем безопасности не выявлена.
Список литературы
- Выготский, Л. С. История развития высших психических функций / Л. С. Выготский. — Москва : Юрайт, 2023. — 336 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-07532-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт . — URL: http://psyberia.ru/book/vigotsky01.pdf (дата обращения: 8.10.2023).
- Гальперин П. Я. К проблеме внимания // Хрестоматия по вниманию / Под ред. А. Н. Леонтьева и др. — Москва : АПН РСФСР – М., 1987. – С. 169-175. — Текст : электронный. — URL: https://studfile.net/preview/1725460/ (дата обращения: 11.10.2023).
- Добрынин, Н. Ф. Внимание и его воспитание : Стенограмма публичной лекции... / проф. Н. Ф. Добрынин ; Всесоюз. о-во по распространению полит. и науч. знаний. - Москва : Правда, 1951. - 31 с.; 22 см. — Текст : непосредственный .
- Рибо, Т. А. Психология внимания / Т. А. Рибо. Пер. с фр. Изд. стереотип. 2022. 96 с. ISBN 978-5-9710-9310-7. — Текст : непосредственный.
- Унадзе, Д. Н. Теория установки как система познания закономерностей психической активности человека, его сознания и действий / Д. Н. Унадзе, Н. И. Ткаченко, П. В. Ивлиев // Прикладная юридическая психология. - 2022. -№ 2(59). - С. 121-126. — Текст : электронный. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-ustanovki-d-n-uznadze-kak-sistema-poznaniya-zakonomernostey-psihicheskoy-aktivnosti-cheloveka-ego-soznaniya-i-deystviy (дата обращения: 30.10.2023).
- Рубинштейн, С. Л. Основные свойства внимания/ С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии. – м., 1946. –с.450-455). — Текст : электронный. — URL:https://studfile.net/preview/6173171/page:48/ (дата обращения: 1.11.2023).