УДК 159.9

Взаимосвязь стресса с профессиональным выгоранием сотрудников центра социальной помощи семьи и детям

Плюснин Кирилл Алексеевич – студент Кузбасского гуманитарно-педагогического института Кемеровского государственного университета.

Аннотация: Статья посвящена проблеме взаимосвязи стресса с профессиональным выгоранием сотрудников центра социальной помощи семьи и детям. Проведено эмпирическое исследование, посвященное взаимосвязи стресса с профессиональным выгоранием сотрудников центра социальной помощи семьи и детям, а также корреляционный анализ полученных результатов, выявивший отсутствие достоверной связи между изучаемыми явлениями. Статья может быть использована для разработки программ обучения и тренингов для студентов, которые готовятся к профессии социального работника. Работа поможет студентам понять важность эффективного управления стрессом, а также избежание такого состояния, как профессиональное выгорание. В медицинских учреждениях исследование может быть использовано в контексте психологической поддержки и помощи социальным работникам, которые работают с пациентами, страдающими от различных видов стресса.

Ключевые слова: стресс, эмоциональный стресс, профессиональное выгорание, эмоциональное выгорание, социальная сфера, социальный работник.

Профессия социального работника является одной из самых нагруженных и стрессовых среди всех профессий. В своей работе они постоянно сталкиваются с непростыми ситуациями. Это может быть работа с насилием в семье, бедностью, бездомностью, наркотиками и другими социальными проблемами. Стресс является неотъемлемой частью работы социального работника и может иметь серьезные последствия, такие как профессиональное выгорание. Это обусловлено тем, что наше общество стало сталкиваться с растущими социальными проблемами, что приводит к увеличению спроса на услуги социальных работников. Стресс и профессиональное выгорание социальных работников оказывает отрицательное влияние на их здоровье и эффективность работы. Они могут привести к физическим и эмоциональным проблемам, болезням, повышенному риску развития психических расстройств.

В 1936 году Г. Селье, рассматривал понятие стресс, как органическое, физиологическое, нервно-психическое расстройство, а именно нарушение обмена веществ, вызванное раздражающими факторами [1].

Другого мнения придерживаются Г.Н. Кассиль и М.Н. Русалова, под эмоциональным стрессом понимают широкий круг изменений психических и поведенческих проявлений [1].

Несколько иначе рассматривает стресс А.А. Велфорд, характеризуя его как результат несоответствия возможностей организма и предъявляемых к нему требований [2]. Согласно В.Л. Леви, эмоциональный стресс можно рассматривать как участок своеобразного континуума эмоциональных состояний [2].

Впервые термин «профессиональное выгорание» был предложен американским психиатром Х. Фроуденбергером в 1974 году для описания огорчения и крайней усталости, которые он наблюдал у сотрудников психиатрических учреждений [3].

В.В. Бойко исследовал выгорание, как механизм психологической защиты, выработанный личностью, который проявляется в виде полного или частичного исключения эмоционального реагирования из-за чрезмерного психотравмирующего воздействия [4].

Согласно определению А. Пайнс и Е. Аронсон, выгорание представляет собой состояние физического и психического истощения, которое возникает под влиянием долгого пребывания в эмоционально перегруженных обстоятельствах [3].

В исследовании приняли участие 15 сотрудников центра социальной помощи семье и детям. Из них все представительницы женского пола. Испытуемые принадлежат к возрастному периоду от 30-50 лет.

Для диагностики показателя стресса я использовал методику «Шкала профессионального стресса».

4eef7a87855af32c

Рисунок 1. Результаты диагностики по методике «Шкала профессионального уровня Д.Фонтана»

Полученные эмпирические данные, представленные на рисунке 1, свидетельствуют о том, что у большей части выборки присутствует умеренный уровень выраженности стресса. Сотрудники, у которых умеренный уровень – стресс не представляет серьезную опасность для много работающего сотрудника, но тем не менее стоит подумать, как его можно снизить. У малой части выборки выраженный уровень стресса, чтопредставляет серьезную проблему, для этого необходимо внедрение коррекционных действий. Чем дольше сотрудник будете работать с таким уровнем стресса, тем сложнее будет что-то с этим сделать. У оставшихся сотрудников наличие низкого уровня стресса. Для них стресс не является проблемой в вашей жизни.

Для диагностики показателей профессионального выгорания я использовал методики «Определение психического выгорания» и «Опросник профессионального выгорания».

c6d50d519f81d0f8

Рисунок 2. Результаты диагностики по методике «Опросник профессионального выгорания»

Полученные эмпирические данные, представленные на рисунке 2, свидетельствуют о том, что большая часть сотрудников не испытывает профессионального выгорания во время рабочего процесса. Для них характерно, что большинство сотрудников находится в зрелом возрасте, и у них пройден этап профессионального становления и адаптации к профессии. У меньшей части выборки – сотрудники имеют профессиональное выгорание. Данная часть выборки отражает тенденцию к негативной оценке своей компетентности и продуктивности и, как следствие, – снижение профессиональной мотивации, нарастание негативизма в отношении служебных обязанностей, тенденцию к снятию с себя ответственности,что говорит о необходимости профилактики и психокоррекции.

Так же для диагностики показателей профессионального выгорания я использовал методику «Определение психического выгорания».

d10cb832f1e45495

Рисунок 3. Результаты диагностики по методике «Определение психического выгорания»

Далее рассмотрим показатели, представленные на рисунке 3. Эмпирические данные свидетельствуют о том, что у большей части выборки присутствует очень низкий показатель профессионального выгорания. Сотрудники центра социальной помощи семьи и детям комфортно себя чувствуют в условиях трудовой деятельности. У другой части выборки низкий уровень профессионального выгорания. Для них данный синдром не представляет никакой угрозы, они комфортно чувствует себя как в коллективе, так и при выполнении рабочих обязанностей. У оставшихся сотрудников присутствует средний показатель профессионального выгорания. Для данной части выборки характерно, что организм еще не истощен, но чувствуется дефицит энергии, привычные обязанности тяжело выполнять.

Для обработки данных, полученных в ходе тестирования по методикам: «Шкала профессионального стресса», Д. Фонтана, «Определение психического выгорания», А.А. Рукавишников, «Опросник профессионального выгорания», К. Маслач, С. Джексон для установления взаимосвязи между стрессом и профессиональным выгоранием сотрудников центра социальной помощи семье и детям. Мной в исследовании был использован метод математико-статистической обработки данных – корреляционный анализ К. Пирсона.

Результаты представлены на рисунке 4.
 P2

Рисунок 4. Корреляционная плеяда взаимосвязи стресса и профессионального выгорания

По результатам корреляционного анализа данных методик тестов на стресс и профессиональное выгорание я получил Rэмп = 0,23 (Rкр = 0,64, при p≤0,05), Rэмп = 0,30 (Rкр = 0,64, при p≤0,05). По результатам расчетов по представленным методикам можно сделать вывод о том, что значимой взаимосвязи между стрессом и профессиональным выгоранием сотрудников центра социальной помощи семьи и детям нет.

Список литературы

  1. Мельникова, М.Л. Психология стресса: теория и практика: учебно-методическое пособие / М. Л. Мельникова; Урал.гос. пед. ун-т; науч. ред. Л. А. Максимова. – Электрон. дан. – Екатеринбург: [б. и.], 2018. – 112 с. – ISBN 978-5-7186-1091-8.
  2. Семиздралова, О.А. Развитие стрессоустойчивости: учебное пособие / О. А. Семиздралова. – Москва. : Наукоемкие технологии, 2023. – 82 с. – ISBN 978-5-907618-37-4.
  3. Черкасова, М. А. Теоретические подходы к выявлению сущности понятия «профессиональное выгание» / М. А. Черкасова // Вестник ВИПЭ ФСИН России. – 2011. – С. 54-56. – Текст : электронный. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-podhody-k-vyyavleniyu-suschnosti-ponyatiya-professionalnoe-vygoranie/viewer (дата обращения: 12.02.2024).
  4. Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб.: Питер, 1999. — 267 с. Текст : непосредственный /— URL: https://moluch.ru/archive/450/99013/ (дата обращения: 12.02.2024).

Интересная статья? Поделись ей с другими: